Елена Албул

Анна Дудка: литературный дневник

Стихи для детей - взгляд в формате 3D
(Статья опубликована в парижском литературном альманахе "Глаголъ" №8 за 2017 год)


У любой медали есть две стороны, у любого предмета разговора – тоже.


А не попробовать ли представить нашу тему – стихи для детей – в актуальном нынче 3D формате? Посмотреть сначала на тех, кто стихи для детей пишет, затем на тех, кто их читает (или не читает), и, наконец – ап, медаль встаёт на ребро! – на тех, кто их издаёт?


Рискну. Хотя картина, конечно, полной не будет.


Кто из нас не вырос на стихах дедушки Корнея? Кто не плакал над судьбой зайки, которого волею Агнии Барто бросила хозяйка? Кто не волновался за глупого капризного маршаковского Мышонка?.. Как, «Сказку о глупом Мышонке» знают не все? Но уж фамилия-то Маршака, как и Чуковского и Барто, известна каждому, включая бездетных и ненавидящих стихи в принципе. Эти три фамилии – практически три источника нашей детской поэзии. Но для многих они по сей день остаются и тремя её составными частями. Остановите любую маму с коляской, попросите назвать трёх детский поэтов – в подавляющем большинстве случаев в ответ будут названы Чуковский, Барто и – после паузы – Маршак. Если ребёнок уже не в коляске, а на трёхколёсном велосипеде, могут появиться и другие ответы. Но первый вариант всё равно будет лидировать с громадным отрывом. И это несмотря на то, что поэтический пейзаж для детей сейчас богат и интересен, как никогда.


Блистательный Андрей Усачёв, яркая и остроумная Марина Бородицкая, совершенно бесподобный Михаил Яснов, изобретательный Виктор Лунин, жизнерадостная Римма Алдонина… здесь я, пожалуй, остановлюсь, потому что, как ни старайся никого не упустить, обязательно услышишь «А почему не упомянут… не названа… не сказано о…?» и т.д. А как быть, когда составных частей детской поэзии сейчас не три, а уже, наверное, и не тридцать три? И, что главное, это именно Стихи – Стихи с большой буквы, обладающие глубоким смыслом, написанные со вкусом и мастерством и интересные как маленьким, так и большим читателям. Да вот, для примера, «Улитка» Андрея Усачёва.


Дождик лил как из ведра.
Я открыл калитку
И увидел средь двора
Глупую Улитку.
Говорю ей: — Посмотри
Ты ведь мокнешь в луже…
А она мне изнутри:
— Это ведь снаружи!
А внутри меня весна,
День стоит чудесный! —
Отвечала мне она
Из скорлупки тесной.
Говорю: — Повсюду мрак
Не спастись от стужи! —
А она в ответ: — Пустяк.
Это ведь снаружи!
А внутри меня уют:
Расцветают розы,
Птицы дивные поют
И блестят стрекозы!
— Что ж, сиди сама с собой
Я сказал с улыбкой
И простился со смешной
Глупенькой Улиткой…
Дождь закончился давно.
Солнце — на полмира…
А внутри меня темно,
Холодно и сыро.


Это детское стихотворение? Да, конечно. Да только каждому взрослому стоит выучить его наизусть и почаще повторять – для формирования правильного отношения к трудностям жизни.


А ведь есть ещё, как принято говорить, целая плеяда молодых поэтов; молодых, но начинающими их не назовёшь – у них великолепные стихи.


Посмотрите, как чудесна «Пальчиковая колыбельная» Анастасии Орловой:


Пальцы-пальцы-рисовальцы,
Ночь идёт опять.
Спите, первооткрывальцы –
Время засыпать.
Все тревоги занавесят
Тени на стене,
Отдыхайте, мои пальцы,
Трогательные.
Отдыхайте, отдыхайте
В тёплых кулачках.
Засыпайте, засыпайте
На подушечках.
Пальцы-братья,
Пальцы-птицы,
Пальцы-лепестки –
Сберегайте, охраняйте
Линии руки.
Завтра утро, завтра солнце
Будет тут как тут,
Встрепенутся братья-птицы,
Руки расцветут.
А пока пусть сладко спится,
Пусть летит земля,
Пусть как можно дольше длится
Колыбельная.



А вот ироничная Наталия Волкова ловко жонглирует яйцами, а заодно и главным прилагательным нашего времени в стихотворении «Водные процедуры».


Три яйца,
встав на бортик кастрюли,
В кипяток
по команде нырнули.


Совершали в воде
Процедуры
Для своей
Яйцевидной фигуры.


- Я сварилось!
Бросаю зарядку!
Прокричало яйцо.
То, что всмятку.


- Дайте воздуха свежий глоточек!
Подскочило другое.
В мешочек.


Только третье
в кастрюле осталось
И в бурлящей воде
Бултыхалось.


В восхищении замерли двое
И воскликнули: «Да-а-а,
Ты - крутое!»


А вот идёт в шубе Галина Дядина, и это только на первый взгляд просто шуба и просто поэтесса. На самом деле в этой шубе спрятан целый мир!


«Вот иду я в шубе»


Вот иду я в шубе,
А под шубой – кофта,
А под кофтой – майка,
А под майкой – сердце.
А у сердца слышно,
Как стучат колеса,
И оно, как поезд
Пассажирский мчится.
И в его вагонах
Нараспашку окна,
Нараспашку двери,
Нараспашку люди.
И у них, конечно,
В чемоданах море,
Корабли и чайки,
Облака и песни.
Потому что в сердце
Им тепло под майкой,
Им тепло под кофтой
Им тепло под шубой.


Чудесные стихи, правда?


Наше время богато на различные премии, фестивали и конкурсы, и многие современные детские поэты увенчаны всяческими лаврами. Каждый год зажигается легендарный костёр в Переделкино – это ждёт своих участников Чукфест, фестиваль Чуковского. Скоро в шестнадцатый раз откроется Форум молодых писателей, что был неразрывно, казалось бы, связан с подмосковными Липками, но переехал теперь в Звенигород – там, на Форуме получают путёвку в литературную жизнь молодые авторы и оттачивают мастерство авторы уже состоявшиеся. Регулярно вручаются премии имени литературных титанов прошлого – Чуковского, Маршака, Михалкова… Словом, современный молодой детский поэт – это ещё и неоднократный лауреат, причём лауреат совершенно заслуженный, как можно убедиться на примере вышеприведённых стихотворений.


А теперь посмотрим, как обстоят дела с читателями этих замечательных стихов. Это вторая сторона предмета нашего разговора. Для этого вернёмся к маме с коляской – или с трёхколёсным велосипедом – и зададим ей другой вопрос: что она читает своему маленькому велосипедисту?


Мамы, конечно, бывают разные. Не буду упоминать тех мам, чьи профессии связаны с литературой тем или иным боком – за их детей, думаю, можно не волноваться. Но и не связанные с миром литературы активные мамы, случается, обсуждают в социальных сетях детские книжные новинки. Однако даже и эти мамы, отвечая на поставленный вопрос, упомянут о стихах в последнюю очередь. Если упомянут вообще.


Как правило, читают сначала маленькие сказочки и крошечные рассказики, потом сказки и рассказы подлиннее; переходят, наконец, к главному литературному жанру нашего времени – фэнтэзи, а тут уже и школа, а какие в школе стихи? Правильно: те, что задают на дом учить наизусть, о чём выросшие дети будут вспоминать с содроганием.


Да, я знаю, что преувеличиваю. Но факт остаётся фактом: за исключением колыбельного периода с попевками типа «У кота ли, у кота» и младшего детсадовского возраста с Чуковским, Барто и – после паузы – с Маршаком, со стихами дети-дошкольники и младшешкольники встречаются редко. А со стихами современных детских поэтов – ещё реже. И, если это и происходит, то только с подачи совершенно особенных родителей, которые понимают – возможно, чисто интуитивно – что детям стихи в этот период гораздо важнее, чем проза.


Важнее-важнее, взрослые любители прозы; действительно, важнее.
Убедитесь сами.


Стихи – это музыка речи. Это лучшее, что есть в нашем языке, а он исключительно богат и разнообразен. Встречались ли вам объявления вроде «На объекте осуществляется внутриобъектное наблюдение посредством видеокамер»? Это, кстати, реальное объявление, висящее на ограде одной московской музыкальной школы. Его сочинил тот, кто не любит стихи, а не любит он их потому, что в детстве их ему не читали.


Стихи – это ритм, которому не надо учить, он впитывается сам; это чувство формы, которое не надо воспитывать; это свобода языка, которую не потребуется прививать – но всё это только в том случае, если стихами пропитано раннее детство. В школьном возрасте этот рецепт уже не работает. Встречались ли вам люди, которые, говоря пушкинскими словами, ямба от хорея не могут отличить? Для которых проблема – начать и закончить фейсбучный пост? Которым вообще трудно выразить свою мысль лаконично, но ярко? Так это те самые, которые не любят стихи. А не любят они их потому, что… см. выше.


Но главное – стихи учат маленького человека чувствовать.


Ответственные родители часто озабочены ранним развитием своих детей: то учат их плавать раньше, чем ходить, то пользоваться компьютером раньше, чем ложкой, то говорить на пяти иностранных языках раньше, чем освоены «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста» на родном... Но о воспитании чувств, как это красиво называлось раньше, мало кто думает. А стихи – воспитывают чувства.


Это происходит само собой. И не потому, что слова «Не обижай маленьких!», приправленные рифмой, лучше доходят (хотя и в этом есть доля правды), а потому что волшебное искусство рифмованных строк обращается прямо к душе – минуя рацио. Конечно, и проза может тронуть детскую душу, но именно стихи сделают это быстрее, сильнее и надёжнее. Стихи так же концентрированны, как витаминка. Можно ложка за ложкой есть большой прозаический обед, но достаточно прочитать бессмертное «Всё равно его не брошу, потому что он хороший» Агнии Барто, как вы уже всё поняли о том, что такое преданность. Поняли, потому что почувствовали. Даже если вам всего лишь два года.


Хотелось бы, конечно, закончить предыдущий абзац словами «Встречались ли вам бесчувственные люди? Так это те, кому в детстве стихов не читали». Но это было бы уже перебором. Хотя… в тонко чувствующем человеке вполне естественным будет предположить любовь к поэзии, а поскольку, будучи взрослым, полюбить поэзию трудно, то, скорее всего, тонко чувствующим людям привили эту любовь в детстве.


Выше я привела в пример строчки из «Мишки» Барто. Да, Мишка с оторванной лапой – это навсегда. Навсегда Айболит и Муха-Цокотуха. Эту обязательную программу дети всё-таки получают. Надо ли так уж беспокоится о произвольной – о стихах современных детских поэтов?


Надо.


Ведь наш язык – это уже не совсем язык Чуковского. Контекст, в котором мы живём – это совсем не то, что окружало Агнию Барто. Современные дети, не говоря уже об их родителях, отличаются от тех, с которыми встречался Маршак. И им нужны, очень нужны – наряду с бессмертной классикой, конечно – и современные стихи современных авторов.


А что мы иногда можем видеть сейчас? На конкурсах чтецов в престижных столичных школах и гимназиях прелестные семилетние эльфы в нарядных костюмчиках и платьицах хорошо поставленными голосами читают, скажем, Тютчева, сопровождая своё чтение хорошо поставленными жестами, а в глазах этих эльфов ничего не отражается – ни великий поэт, ни великие стихи. Семнадцать Тютчевых подряд я насчитала на одном таком конкурсе, где преподавателей никто не ограничивал в выборе стихотворений; присутствовал также Пушкин (гораздо меньше) и ещё два-три имени (по одному стихотворению). Но ни одного современного детского автора там не было. И не было ни одного стихотворения, от которого зажглись бы детские глаза.


Зато с уверенностью можно предсказать, что эти читающие «с выражением» дети в будущем стихи читать не будут. Ни на сцене, ни без сцены.


Кто выбирает стихи для таких выступлений? Редко – родители, чаще всего – учителя. И поэтому безо всякого удивления я просматриваю списки литературы, рекомендованной разновозрастным школьникам для летнего чтения. В них поэзии либо нет, либо она представлена строчкой «Стихотворения разных поэтов, не менее 20». Если уж у списка сверхдобросовестный автор, то может появиться несколько стихотворений преимущественно из пейзажной лирики золотого и серебряного веков. Но современных детских поэтов я не нашла ни в одном просмотренном списке.


Не хотелось бы, чтобы учителя сочли эти мои слова упрёком в свой адрес. Учителям сейчас нелегко. Нужно быть настоящим подвижником, чтобы, помимо своих основных обязанностей успевать следить за тем, что происходит в литературном мире, особенно в его поэтической части.


И тут я плавно подхожу к третьему D нашего формата – к тому фактору, который делает возможной встречу современных детских поэтов и их потенциальных читателей.


Это издательства.


Нет, конечно, сами поэты много делают для популяризации собственных стихов. Они выступают на всех возможных площадках, они встречаются с читателями на творческих вечерах, они размещают свои стихи в интернете, но… Ну, вот скажите, много ли вы видели родителей, которые, собираясь почитать своему ребёнку стихи, откроют интернет? Скорее, они подойдут к книжному шкафу (как вы понимаете, мы говорим о семьях, в которых сохранились и книжные шкафы, и традиции читать детям). А к интернету они обратятся тогда, когда из детского сада поступит задание подготовить к утреннику стихотворение про бабушку (о домашних животных, о природе и т.п.). А что в книжном шкафу? Правильно: чаще всего Чуковский, Барто и – после небольшого поиска – Маршак.


Творческие вечера и встречи с детьми – это здорово, но надеяться на то, что родители благодаря этому почувствуют важность поэзии для своих детей и заинтересуются новыми именами, не приходится. Отдельные родители – да, но в массе своей – нет. Будем реалистами.


Поэтам и их читателям нужны книги. И работа по их продвижению.


Сейчас появилось много новых детских издательств. Руководят ими, как правило, неравнодушные неординарные люди. И некоторые из этих издательств (нет, не все, к сожалению) стихи современных детских поэтов печатают. Но тиражи невелики, а главное – главное! – что практически везде это воспринимается как некое культуртрегерство.


«У нас в России вообще все очень хорошо с детскими поэтами. Только непонятно, что с ними делать. У нас с прошлого сезона лежат подборки шикарных текстов», - говорит Борис Кузнецов, руководящий издательством «РОСМЭН». И продолжает: «В прошлом году выпустили две книги со стихами новых авторов. Больше половины тиража все еще на складе. Издание стихов современных детских поэтов пока еще остается исключительно культуртрегерским делом. Увы... »


Я проиллюстрирую это «увы» такой картинкой.
В прелестном московском саду «Эрмитаж» гуляют родители с детьми. Это как раз те самые продвинутые родители, которые в социальных сетях могут обсуждать новинки детского книжного рынка. И это дети как раз такого возраста, когда для формирования правильного мироощущения так нужны стихи. В саду предусмотрено всё для приятной прогулки: чудесная детская площадка, уютное кафе, игровые комнаты и даже книжный магазинчик. Среди множества прекрасно изданных книжек поэтическая только одна - стихи Генриха Сапгира.


Хорошо, что Сапгиру так повезло – я очень люблю его стихи. Но из современных детских поэтов не повезло никому – на полках только детская проза. Причём переводная, в основном скандинавская, которую так любят выпускать те самые новые детские издательства. (Замечу в скобках, что я, заинтересовавшись, стала искать российских авторов и всё-таки нашла. Одну книжку Артура Гиваргизова.)


Да, читательские (то есть, родительские, потому что за структуру чтения дошкольников отвечают всё-таки родители) предпочтения существуют; они сформированы многими факторами – и политикой издательств в том числе.
Да, издавать (и покупать) проверенные серии фэнтэзи, конечно, проще, чем продвигать (и читать) неизвестные стихи.
Да, работа по переориентированию читательского интереса неблагодарна и на первый взгляд ничего не приносит. Повторюсь: на первый взгляд.


Но детям нужны стихи. Поверьте, их ничем заменить нельзя. Они нужны им именно в том нежном возрасте, когда ещё открыто это окошко прямо в душу – как родничок на темечке младенца. Скоро, скоро этот родничок зарастёт, уже в начальной школе от него ничего не останется. И если до этого времени взрослые не постарались, чтобы в мире стихов ребёнок чувствовал себя как дома, чтобы язык образов стал ему родным, то из поэтических впечатлений в будущем у него останется только одно – пытка выучиванием наизусть «Зимнего утра». Он, может, и не будет чувствовать себя обделённым – что за польза в жизни от каких-то стихов? Но вот какой пример приводит в своём интервью журналу Psychologies московский учитель русского языка и литературы Сергей Волков.


«Меня поразили воспоминания одного бывшего служащего министерства иностранных дел. В 30-е годы он был арестован. И его били на допросах, а выжить ему помог какой-то сонет Вячеслава Иванова, который он выучил в школе на уроках литературы. Он начинал его читать про себя – и над ним как будто воздвигался какой-то купол, который защищал его от кошмарной реальности, не пропускал её внутрь. Его били, а он читал про себя стихи, понимаете?»


Страшный пример, и отрадно узнать, что человек этот выжил и написал свои воспоминания. Боже упаси, чтобы нам пришлось проверять силу действия стихов в подобных обстоятельствах. Но мало ли в жизни каждого своих трудных минут, когда так нужна точка опоры? И вот – оказывается, её может дать проникновенная поэтическая строчка. Но только в том случае, если в вашем внутреннем пространстве есть место для поэзии, которое так легко создать в детстве, просто слушая и читая стихи..


Так что…


Поэты – пишите детям стихи!
Издатели - издавайте детям стихи!
Взрослые - читайте детям стихи!


Потому что читать всё остальное дети и сами научатся.



© Copyright: Елена Албул, 2017
Свидетельство о публикации №117041803847


http://www.stihi.ru/2017/04/18/3847



Другие статьи в литературном дневнике: