Марина Цветаева и Осип Мандельштам

Анна Дудка: литературный дневник

Марина Цветаева "ПРИВЕТ ИЗ ВАГОНА"


Сильнее гул, как будто выше - зданья,
В последний раз колеблется вагон,
В последний раз... Мы едем... До свиданья,
Мой зимний сон!


Мой зимний сон, мой сон до слёз хороший,
Я от тебя судьбой унесена.
Так суждено! Не надо мне ни ноши
В пути, ни сна.


Под шум вагона сладко верить чуду
И к дальним дням, ещё туманным, плыть.
Мир так широк! Тебя в нём позабуду
Я может быть?


Вагонный мрак как будто давит плечи,
В окно струёй вливается туман...
Мой дальний друг, пойми - все эти речи
Самообман!


Что новый край? Везде борьба со скукой,
Всё тот же смех и блёстки тех же звезд,
И там, как здесь, мне будет сладкой мукой
Твой тихий жест.
***


Осип Мандельштам


С миром державным я был лишь ребячески связан,
Устриц боялся и на гвардейцев глядел исподлобья -
И ни крупицей души я ему не обязан,
Как я ни мучил себя по чужому подобью.


С важностью глупой, насупившись, в митре бобровой
Я не стоял под египетским портиком банка,
И над лимонной Невою под хруст сторублёвый
Мне никогда, никогда не плясала цыганка.


Чуя грядущие казни, от рёва событий мятежных
Я убежал к нереидам на Чёрное море,
И от красавиц тогдашних, от тех европеянок нежных,
Сколько я принял смущенья, надсады и горя!


Так отчего ж до сих пор этот город довлеет
Мыслям и чувствам моим по старинному праву?
Он от пожаров ещё и морозов наглее,
Самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый.


Не потому ль, что я видел на детской картинке
Леди Годиву с распущенной рыжею гривой,
Я повторяю ещё про себя под сурдинку:
Леди Годива, прощай! Я не помню, Годива...





Другие статьи в литературном дневнике: