Как Архип Куинджи животным помогал

Анна Дудка: литературный дневник

, а люди из-за этого над ним смеялись


Однажды карикатурист Павел Щербов нарисовал и опубликовал карикатуру на художника Архипа Куинджи. Архип Иванович стоял на крыше своего дома и делал клизму вороне. А другая ворона, с перевязанной шеей, тем временем гадила, присев на краю крыши. Внизу негодовали дворники.


Архив Куинджи славился не только своими светящимися пейзажами, но и любовью к птицам - он их кормил и собственноручно лечил, из-за чего художника прозвали "птичьи доктором". У Архипа Ивановича было доброе сердце, а вот с чувством юмора не сложилось - на карикатуру он очень обиделся.


- Это он, Щербов, знаете как? - говорил Архип Иванович. - Подкупил дворника и из слухового окна соседнего дома зарисовал меня на крыше. Дворнику два рубля дал, а можно было и за пятьдесят копеек. И как же так - вороне? Да это же никак невозможно, и на крыше... Это же она улетит. (Воспроизводится по воспоминаниям Якова Минченкова)


Не только карикатурист Щербов зло шутил над любовью Архипа Кинджи к птицам
От собственной жены художнику тоже доставалось. Вот что об этом пишет в мемуарах художник Яков Минченков:


Слабостью Куинджи была любовь к птицам. Ежедневно, в двенадцать часов, когда ударяла пушка в Петропавловской крепости, казалось, все птицы города летели на крышу дома, где жил Куинджи. На крышу выходил Архип Иванович с разным зерном и кормил птиц. Он подбирал больных и замерзших воробьев, галок, ворон, обогревал в комнате, лечил и ухаживал за больными. Говорят, что какой-то птице, заболевшей дифтеритом, он вставлял перышко в горло и тем спас от смерти. Жаловался на жену: «Вот моя старуха говорит: с тобой, Архип Иванович, вот что будет – приедет за тобой карета, скажут, там вот на дороге ворона замерзает, спасай. И повезут тебя, только не к вороне, а в дом умалишенных».


Но, разумеется, есть и те, кто оставил восторженные отзывы о любви Куинджи к птицам. Из воспоминаний Николая Константиновича Рериха (он тоже учился в мастерской Куинджи):


Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний…


Животные крайне редко появляются на пейзажах Куинджи. Но птиц в небе иногда можно рассмотреть. (Картина "Степь. Нива")


А критик Михаил Неведомский рассказывает даже о том, насколько обильные пиры закатывал для птиц Куинджи:


В Петербурге он возился с голубями, воронами, галками, воробьями. (В клетках, само собой разумеется, он птиц не держал). Он ежедневно кормил этих городских «захребетников» на вышке своего дома, а затем на крыше Елисеевского дома; больных, ушибленных забирал к себе и лечил. Особенно гордился Архип Иванович двумя операциями: «трахеотомией», которую он проделал над голубем с больным горлом (о ней я уже упоминал: этот голубь потом жил изрядное время с трубочкой в шее), а затем, однажды, залетела к нему в мастерскую бабочка-крапивница, долго билась о стекло и обо что-то разорвала себе крыло, — этой бабочке крыло было заклеено «синдэтиконом»… Из пернатых питомцев Куинджи одна галка со сломанным крылом жила у него целых два года, пока не была съедена кошкой… Для насыщения больных и здоровых расходовались ежедневно 1–2 французские булки; вороны получали вдобавок и мясо; а овса выходило до шести кулей в месяц… Из этого видно, в каких размерах производилось кормление…


Архип Куинджи родился в семье сапожника - на территории нынешнего Мариуполя (Украина). Но уже в раннем детстве осиротел (по разным данным - то ли в 3 года, то ли в шесть лет). Уже с 10 лет он зарабатывал на жизнь сам - работал на стройке. Став успешным художником (а его успех начался с картины "Лунная ночь на Днепре"), Куинджи уже никогда не бедствовал. По правде говоря, он стал очень состоятельным человеком. И дело не только в том, что его картины неплохо продавались. У Куинджи имелись и другие источники прибыли - он владел доходным домом, то есть сдавал квартиры в аренду.


Словом, средства на благотворительность у Куинджи были - и тратил их он не только на птичек. Когда художники умер, за его гробом, помимо коллег-художников и родни, шли бедняки, которые обращались к нему за помощью и которым он не отказывал. Незадолго до смерти Куинджи пожертвовал Обществу художников имени Куинджи 150 000 рублей и своё имение в Крыму - эти деньги предназначались для поддержки молодых художников и искусства. А ещё раньше, в 1904-м году Куинджи принёс в дар Академии художеств 100 000 рублей для выдачи 24-х ежегодных премий. Сам он с женой жил довольно скромно, без излишеств - большая часть дохода уходила на регулярную благотворительность.


Архип Куинджи помогал птицам, бабочкам, людям. И котам тоже! Притом с самого раннего детства.


Михаил Неведомский пишет о детстве Архипа Куинджи:


- Пятилетний бутуз, но коренастый и мускулистый, он наводит страх на своих однолетков, товарищей по уличной жизни, когда им вздумается заняться обычным в этом возрасте мучительством над животными. Не один котенок и щенок были обязаны своей жизнью или здоровьем малышу Архипу: он не терпел этого мучительства, и только издали завидев его, мальчишки бросали свою жертву и разбегались. Таким образом, уже в пятилетием бутузе сказывается будущий «птичий доктор».



Другие статьи в литературном дневнике: