Сверчков переулок

Анна Дудка: литературный дневник

: пока муж производил тонны карамели, Агриппина родила 22 ребенка


У Алексея Ивановича Абрикосова в жизни было два главных дела: кондитерское и семейное. И хотя в первом продукция исчислялась тоннами карамели и шоколада, расходящимися по всей России, 10 сыновей и 12 дочерей, родившихся в долгом и счастливом браке с Агриппиной Александровной, были, пожалуй, важнее.


Началась вся эта сладкая история с пензенского крепостного Степана, сына Николаева, в 1804 году получившего вольную и открывшего в Москве небольшую лавочку, где продавал собственноручно сваренную пастилу и варенья. То ли он сам поменял фамилию на более благозвучную, то ли сыновья озаботились, но так возникла славная династия Абрикосовых.


Алексей Иванович дело деда продолжил, да еще и расширил - женившись в 1849 году на дочери табачного фабриканта, он получив целых пять тысяч в приданное. В 1879 году в Сокольниках была построена кондитерская фабрика, а чуть позже учреждено «Фабрично-торговое товарищество А.И. Абрикосова сыновей». Масштабы были нешуточные: 1900 работников, 4 000 тонн карамели, шоколада, конфет и бисквитов в год. В ассортименте было более 700 наименований, например, известные нам «Гусиные лапки». В 1899 году товариществу было пожаловано почетное звание «Поставщик двора его Императорского Величества».


А теперь о втором деле — семье. Здесь тоже масштабы впечатляли. 22 ребенка! Первого, сына Николая, Агриппина родила в 18 лет. Через год – дочку Анну. Последний ребенок родился, когда ей было 46 лет. Так что тема рожениц и детей ей была весьма близка. Она была попечителем Морозовской детской больницы, открыла детский сад при фабрике своего мужа, а в 1889 году – первую лечебницу для женщин. Называлось это заведение – «Бесплатный родильный приют и гинекологическая лечебница с постоянными кроватями Агриппины Александровны Абрикосовой в Москве». В конце жизни она завещала: на 100 тысяч рублей ее наследства должен быть открыт родильный дом. И роддом построили на Миусской площади. (Он был закрыт в 2012 году).


Семье требовался простор, и в 1865 году Алексей Иванович приобретает дом в Малом Успенском переулке (теперь Сверчковом) – бывшие белокаменные палаты боярина Сверчкова (№ 8). Те самые, со двора которых был свой, личный вход в Церковь Успения Божией Матери на Покровке.


В одном из центральных тихих переулков Москвы почти все дома принадлежали дедушке и почти вся семья жила в этом переулке. В центре находился старинный особняк, окруженный садом и двором с надворными постройками, в котором жили дедушка и бабушка, сначала с неженатыми сыновьями и незамужними дочерьми, а затем вдвоем с многочисленной прислугой.


Действительно, позднее Алексей Иванович купил здесь также дом № 5 и дом № 6 в Большом Успенском (Потаповском) переулке — палаты Гурьева. Жилой дом Абрикосовых был и возле фабрики, на Малой Красносельской улице, а еще — особняк на Остоженке. Если учесть, что на золотой свадьбе Абрикосовых в 1899 году было более ста детей, внуков, правнуков, их мужей, жен и т. д., - это не так уж много.


В 1918 году фабрика была национализирована. В 1922 году ей присвоили имя председателя Сокольнического райисполкома Петра Бабаева. После революции большая часть Абрикосовых осталась в России. К 21 веку в Москве проживало около 150 потомков Алексея Ивановича. Его сын Алексей Алексеевич издавал журнал «Вопросы философии и психологии». Внук Хрисанф Николаевич стал личным секретарем и доверенным лицом Льва Толстого. Внук Дмитрий Иванович был одним из последних дипломатов Российской империи в Японии. Его брат, Алексей Иванович, известнейший патологоанатом, занимался бальзамированием тела Ленина. Правнук Алексей Алексеевич - лауреат Нобелевской премии по физике.


Палаты Сверчковых сохранились, отреставрированы. Красный с белыми пышными наличниками дом напоминает свежий тульский пряник.



Другие статьи в литературном дневнике: