Афанасий Фет

Анна Дудка: литературный дневник

Любовная история без единого глагола. Потому что Фет - гений!
Афанасия Фета называют поэтом самых "музыкальных" стихотворений - его строки легко ложатся на музыку и становятся текстами самых нежных романсов.


Наверняка вам знакомы строки


Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья...


Замечали ли вы, что в этом стихотворении Фет не использует ни одного глагола?


Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,


Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,


В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..



Однако это нисколько не мешает видеть нам, слышать, чувствовать изменения художественного мира. Секрет - в отглагольных существительных и очень метких прилагательных.


Более того, поэт задействует разные органы чувств:


- зрение (серебро, свет ночной, тени, милое лицо, дымные тучки, пурпур розы, янтарь, слёзы, заря)


- слух (шёпот, дыханье, трели соловья, колыханье ручья)


- осязание (дыханье, лобзания, слёзы)


Композиция стихотворения - нарастающие чувства. Сперва умиротворение предутренней природы. Затем мы видим "милое" лицо. И речь не о миловидности девушки, это лицо обожаемо лирическим героем, мы видим отношение героя. Мы понимаем, что это свидание влюбленных.


В финальном четверостишии эмоции накаляются: горизонт розовеет, появляется "отблеск янтаря" - вот-вот взойдет солнце, и возлюбленным придется расстаться! Оттого "лобзания и слезы". И такое нерадушное приветствие зари. Мы чувствуем досаду лирического героя, его отчаяние в финальной строке.


Получается, Фет рассказывает нам целую историю, любовный эпизод.


Без единого глагола.



Другие статьи в литературном дневнике: