Раскаялся Раскольников или не раскаялся? Зависит о

Герман Дубинин: литературный дневник

Раскаялся Раскольников или не раскаялся? Чем завершит свою сагу Лапша – герой фильма "Однажды в Америке"? Отношение к тексту серьёзно корректируется концовкой. Нелинейная повесть закончится так, как захотел читатель или "по жребию". Потому что каждая глава может стать последней…


Попробую привести наглядное сравнение.


Линейную повесть можно представить себе в виде ровной полосы, разбитой на кадры (как кинолента), где первый квадратик – это начальный эпизод и т.д. Какой же схемой удобно выразить идею нелинейного текста?


Конечно, возможны варианты. Но я предлагаю такую: диаграмма, разбитая на секторы (как торт или пицца). Поскольку каждый эпизод может быть как первым, так и последним, то они должны содержать в себе зародыш литературной завязки и концовки. В данной схеме – центр это зачин, а периферия каждого сектора – финал. (Т.е. возможны варианты эпизода, завершающего сюжет, а ведь именно он определит общий вектор повествования, самой истории.)


При этом отдельные секторы могут меняться местами, как спицы колеса. Признаться, даже не знаю, простит ли Данечка Веньяминов то, что я бросил его на произвол судьбы:))


Впрочем, он ведь не знает, как бы с ним поступил автор, если бы строил традиционный, линейный сюжет…



Другие статьи в литературном дневнике: