Должен ли писатель говорить о себе?

Герман Дубинин: литературный дневник

Должен ли писатель говорить о себе? Не знаю, может, кто-то уже высказывал такую мысль - мне кажется, что писатели бывают двух разновидностей: ремесленники и исповедники. Спешу оговориться: слово ремесленники здесь не носит пренебрежительного смысла. Такие писатели могут достичь высочайшего мастерства. Да и читают их охотнее, потому что творчество их разнообразнее, динамичнее, а сами они - плодовитее. Писатель-ремесленник, конечно, опирается и на свой жизненный опыт, но старается говорить о том, что сегодня интересно. Он исходит из коньюктуры, из запроса. Детектив, фантастика, экшн, роман-катастрофа, (в некоторых обществах - назидательная литература), увлекательное бытописательство - вроде будней моряка, репортёра или рутины золотоискателя.


Писатель-исповедник обычно берётся за перо не потому, что хочет создать заведомо продаваемый продукт. Он просто не может не писать. Это не графомания, - графоман как раз чаще всего избирает "коньюктурные темы" - любовь, приключения и т.п. Некоторые люди обуреваемы мыслями и переживаниями настолько сильными, что не прибегнуть к письменному слову опасно для жизни, или, по крайней мере, для разума.


Это не значит, что такой писатель абсолютно не заботится о форме своих произведений. В конце концов, каждый кто исповедуется хочет быть услышанным. Но всё же на протяжении всей своей литературной жизни такой автор не может уйти от своей "осевой темы", - ведь именно из-за её мучительного дуализма он и стал писателем.


Впрочем, нет ничего скучнее и лживее автобиографий. Поэтому нужно видеть других людей, пытаться их понять (если не любить), изучать жизнь, размышлять и прислушиваться к тем, кто размышляет совсем не так, как ты, - и писать об этом.


Глядишь, тогда и расскажешь о себе, о своём мучительном пути - ПРАВДУ.



Другие статьи в литературном дневнике: