Сижу в детской комнате, точу внуку карандаши.
Он весь в бабушку, обожает рисовать.
Но заниматься точкой карандашей я могу только в момент, когда он отсутствует рядом.
Ему всегда хочется тянуть руки к ножу.
Я по многолетней привычке практикующего профессионала (несколько лет работы в художественно-выставочном объединении ВДНХ СССР) точу карандаши ни в коем случае не точилкой, а макетным ножом.
В хозяйственных магазинах он называется строительным.
А на языке профессионалов это именно макетный нож, так как им выполняется прирезка - создание макетов и вообще оформление любых художественных работ.
Как и с Федей, постоянно сталкиваюсь с этим в школе.
Не успеешь отвернуться, дети уже схватились за нож.
Их так увлекает зрелище, как я ловко и быстро затачиваю карандаши, вот и хватаются, несмотря на все запреты.
Чуть зазевалась - кто-нибудь уже схватил нож и со шкодной мордой пытается повторить за мной многолетний навык.
Ладно, если кто-то из средней школы - у тех хоть какое-то чувство осторожности, а малолетки из начальной школы - ну, как им объяснить, что без пальцев останутся?!
Ведь детей привлекает все запретное -раз, а еще им кажется, что все, за что они не возьмутся, у них получится легко и быстро и с первого раза - два.
Правда, попробовав, они понимают, что ничего не выходит и, слава богу, после неудачной попытки сразу теряют интерес к процессу.
Понимаю, что их так тянет к моим инструментам - сейчас макетные ножи выглядят так эффектно, у них выдвижное лезвие, которое разделено на сегменты. Как только край лезвия затупится, его можно обломить - и следующий фрагмент - снова острый.
Раньше нож для художника-это металлическая полоса, край которой обмотан изоляцией, чтобы получалась рукоятка. Противоположный край муторно затачивался на точильном бруске.
И тут у меня снова ностальгические воспоминания о детстве: отец всегда остро затачивал мне карандаши перочинным ножом, который всегда был у него под рукой в кармане.
Ножик, в котором лезвие, штопор, шило прятались в пластиковом корпусе и вынимались поочередно.
И я, маленькая девочка, завороженно смотрела, как отец ловко острит карандаши для меня.
Тоже хотелось хотя бы подержать этот отцовский ножик, но это было категорически запрещено.
Оттого и у меня эта привычка точить детям карандаши только ножом. От папы.
Он тоже прекрасно рисовал. И мне передал по наследству свои творческие привычки.