Поэзия ищет дышащие поверхности жизненного океана
"...Первыми жертвами обширных нефтяных пятен на поверхности океана стали перелетные птицы. Говорят, они доверчиво отдыхают на волне, а затем, ощутив странную неловкость от слипшихся перьев, буквально задыхаясь, бросаются на песчаные отмели, чтобы соскоблить песком, стряхнуть вездесущую жирную пленку. И тысячи их, исковерканных, взлохмаченных, умирают, не долетев до наших лесов, полей, карнизов.
Поэзия наших дней - вся охвачена подобным же протестом, напряжена в поединке с подобной же пленкой - и не менее жирной и толстой!- мещанства, пошлости, литературности, дешевых сортов так называемой "коммуникабельной культуры", что растекается все шире, незримо и невольно облекает все живое, естественное своей вязкой массой.
Поэзия ищет еще открытые, дышащие поверхности жизненного океана, ищет души, не оскопленные литературностью и газетчиной. Обилие стихов о природе творчества, о поэзии - это самоконтроль, перебирание "перьев", очистка их от "пленки", от прилипчивой банальщины, механических чувств, остывших слов, лишенных всякой духовной температуры.
НЕ ощупана, не куплена,
Полыхая и пля-ша -
Шестикрылая, ра-душная,
Между мнимыми - ниц! - сущая,
Не задушена вашими тушами -
Ду-ша! -
убеждаться в этом сейчас практически необходимо всем.
Мне кажутся карикатурой, пародией поэтического вдохновения строки, "творцы" которых, как правило, не перешагивают порога "обыденного сознания", "творцы", которые, даже напрягаясь в муках творчества, плывут в этой пленке пошлости, вторичных, изреченных уже истин, чисто житейских ощущений."
Виктор Чалмаев.
Другие статьи в литературном дневнике: