Церковь и астрология.Прорабатывая главу об астрологии и церкви... ...В великих кодексах Моисея мы читаем о запрещении заниматься всякими видами волшебства под страхом смерти. «Не ворожите, не гадайте, не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш, и если какая душа обратиться к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Левит. 19. 31, 20. 6). Т.е автор, как впрочем, и вся церковь ставит астрологию в один ряд с магией, на том основании, что магия использовала астрологические знания, а маги как правило, знали и астрологию. Но тут возникает вопрос, почему же в этот же ряд, не попала и медицина, например. Во-первых, древние медики также нередко владели астрологией, например – Парацельс, Нострадамус, Бируни, а Альберт Магнус, кстати, при этом вообще был монахом. Просто сегодня медицинская наука ушла так далеко, что об ее прошлом уже вспоминать даже как-то не принято. Возникает вопрос, а почему же астрология, если она истинная наука, так же как и медицина не заняла своего достойного места в научных академиях? На этот счет есть несколько соображений. Первое: медицина практическая и эмпирическая дисциплина. Объект исследования медицины мало меняется. Астрология же это просто система знаний и методик, своего рода язык, на котором можно описывать ту или иную реальность и потому объекты исследований были и есть весьма различны. От прогнозирования погоды до попыток понять смысл жизни. Как и любой язык, астрология не претендует на изменение объекта наблюдения, а потому астрологический эксперимент, как критерий истины сам по себе является философской проблемой, о котором мы поговорим несколько позже. Таким образом, если относиться к астрологии именно как к языку, а не приложению магии, можно задать вопрос: какой язык нанес кому-либо вред, на чем настаивает церковь? Посредством языка можно оскорбить, обидеть, высказать глупость, но никак не убить или же причинить иной вред. Минуций Феликс в своей «Октавии», говоря о римских гаданиях и предсказаниях, пишет, что если в редких случаях эти предсказания и сбывались на деле, то это можно объяснить тем, «что между множеством ложных предсказаний какое-нибудь из них случайно могло попасть на истину», и что чародеи и астрологи, которые промышляют предсказаниями «не только знают демонов, но и при помощи их совершают все свои проделки, похожие на чудо: по их внушению и влиянию они производят свои чары, заставляют видеть то, чего на самом деле нет или, наоборот, не видеть того, что есть. Первый из таких магов по словам и делам своим Сосфен (Остан)...», т. е: тот самый маг, который, как уже указывали, явился одним из первых распространителей астрологии в Элладе. © Copyright: Таисий Черный, 2007.
Другие статьи в литературном дневнике:
|