***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

4. Киннор и халиль
Стоило Варуху пробормотать первые строки псалма, как он словно бы переносился в стан пленников на реке Ховар у стен вавилонских. Как бывало когда-то, его друг детства Ариэль брал в руки лироподобный киннор и начинал перебирать пальцами его струны. Тогда Варух доставал из своей котомки свирель , называемую на иврите «халиль», подносил её к губам и, зажимая пальцами проделанные в полой кипарисовой трубке отверстия извлекал жалобные протяжные звуки. Это происходило тогда, когда Варух и Ариэль были совсем ещё детьми и , убегая за город к берегу Кедрона, уходили с пастухами и их стадами овец и коз в зелёные луга. Седовласый , похожий на Моисея пастух доставал из котомки два похожих на скрижали сыра и ломая жёлтую , ноздреватую плоть, протягивал музыкантам, помогающим собирать стадо воедино, потому что копытные были так же подвержены воздействию звуков арфы и флейты, как и двуногие.
- Возьмите, отроки!- говорил пастух. – И да будет в вашей жизни покой и благоденствие. А не так, как в соседнем Израиле, где в моей Самарии осталось совсем мало иудеев, а пришлые молятся совсем другим богам. Ассирийцы угнали в мессопотамский плен все десять колен израилевых. Где они теперь? Всё ещё лепят кирпичи на строительстве дворцов Ниневии, как когда-то предки наши до исхода-в Египте? Мой дед чудом спасся от плена, как Иов лишившись, и скота, и детей и дома…Может быть Яхве не допустит , чтобы всё это повторилось и с Иудеей…
Как вкусен был сыр, которым угощал пастух Варуха и Ариэля! Куда вкуснее фиников, гранатов и кошерной баранины в домах состоятельных родителей юношей. И как необыкновенны были его напевные рассказы о иудейской старине. Черпая кувшином воду из ручья, чтобы напиться вместе с овцами и козами, Варух представлял, как пророк Елисей совершает чудо с … вода расступается и всплывает топор.
-Это топор Елисея, выхватывал он из воды загнутую палку.
Облачные стада отражались в текучем зеркале ручья. Ветер сминал гладь, ломал отражение и в этой сумятице красок возникали картины сходящихся в битве войск. Вот знатный вавилонянин несётся на всесокрушающей колеснице, метясь в напирающие ряды вавилонян копьем, знатный египтянин. А вот халдей, натянув тетиву лука, пускает стрелу во вражеское войско. Кто кого? Дуновение ветра – и видение рассеивается. И ощетинившиеся пиками войска снова превращаются в частую щётку камыша. А египетский воин на колеснице- всего лишь засохшее дерево.
- Когда после убийства всего два года процарствовавшего во грехе идолополонства царя иудейского Амона, воцарился его сын Иосия, которому было восемь лет от роду.- то ли скрипело иссохшее дерево, то ли продолжал свой бесконечный рассказ пастух. –Левиты, коэны и все, кто был предан заветам Моисея не на шутку взялись восстанавливать затянутые паутиной отеческие алтари. Мы были уверены, что только Яхве может спасти нас от трёх , плетущих свои сети, враждующих гигантских пауков Египта, Ассирии и Вавилона. Именно Яхве-наш бог, который вывел нас из египетского плена, а не заигрывания с богами более могущественных царств, поклонением которым пытались задобрить хищников строительством капищ египетской богине Неба и ассирийско-вавилонским Иштар, Шамашу и Ваалу, как это делали Амон и сносивший древние иудейские святилища дед Иосии царь Манасия. И вот, войдя в силу,Иосия , подобно пророку Илии стал рубить священные рощи и крушить золотых тельцов. Он взялся за восстановление храма и не жалел на это средств. Укрепив нас в вере, он принялся за укрепление стен Иерусалима и восстановление армии. В том войске и я лучник из добровольцев готов был отражать натиск захватчиков. С запада нам угрожал Египет, с Севера Ассирийцы, с Востока – Вавилоняне. Тогда и появился этот сын левита -пророк из Анафофа, ученик пророка Сафонии с его грозными предупреждениями…
- Я слышал про него и даже видел его в храме и хочу пойти к нему в ученики!- воскликнул Варух. – Через него говорит Яхве- и мощь его слова сильна. Но слова улетают на ветер и их уже не вернуть, а прикреплённые к пергаменту они станут вечными. Я же учился искусству каллиграфии с Иерусалимском скриптории для того, чтобы быть придворным писцом, и знаю все тонкости этого искусства…
-Что ж похвально! Но торопись-время утекает так же быстро, как вода в этом ручье…Раз ты его уже слышал, то , может быть , помнишь, как год тому назад он призывал Иосию не воевать с фараоном Нехо, направившемся на битву с вавилонянами…
- Да я помню. И даже уже записал эти его призывы и хочу начать наше знакомство с того, что покажу их ему…
-Можешь туда вписать и мой рассказ о том, как , встав на пути у египтян между ними и ассирийцами возле Мегиддо, мы потерпели сокрушительное поражение и Иосию настигла египетская стрела. Повторилось то, что когда-то случилось потерявшим по предсказанию Самуила царство Саулом.
Пастух чертил палкой-посохом на песке отмели стрелы и рисовал расположение войск.
А началось всё с того, что внезапно пришли со стороны Кавказских гор скифы…Они и нарушили хрупкое равновесие между Мидией, Ассирией, Вавилоном, Египтом, осколками Израиля и и Иудеей. Эти дикие орды прокатились мимо Иерусалима, не задев священного города, но они дошли до самого моря, разорили Газу, нанесли ощутимый урон Египту…Там, где прокатилась эта горная лавина, остались лишь дымящиеся руины, поверженные колесницы…Скифы грабили и убивали без разбору- богатый это или бедный, старик, женщина, ребёнок…
- И как предсказывал Иеремия в своём храмовом пророчестве в присутствии левитов, коэнов и царя , это же повторят и вавилоняне с нами, если мы не покоримся им , « не подклонив выи»…Я и это записал на память. И обязательно покажу написанное Иеремии…
- Вот это вогнало в ярость тех, кто после разгрома в Мегидо решил сдаться на милость египетскому фараону, -под рокот струн арфы -… погружённого в задумчивость Ариэля продолжал Пастух- и ветер играл его бородой и короной волос.
И снова в водной глади, потревоженной скатывающимся к водопою стадом возникали видения…
И опять сталкивались два войска. Летели стрелы. Ломилась в городские ворота стенобитная машина. Катапульты метали огненные шары. И сыплющиеся на водную гладь продолговатые ивовые листы выглядели медными наконечниками копий, а плывущее по ручью бревно –стенобитным устройством.
- Я был среди лучников первой линии нашего , иудейского ополчения, - продолжал скрипучий голос.- И я успел выпустить из колчана десяток стрел. И половина их –я видел, как падали обнажённые до пояса египтяне- достигла цели. Мы, как мне показалось, наступали. И тут я увидел самого Нехо на золотой колеснице. Да и не я один увидел его –в золотой тиаре, Бога Солнца, возвышающегося во весь рост над своим войском…Я бежал рядом с колесницей Иосии. И видел, что он не менее бесстрашен, в этот момент , его как видно защищал сам Яхве. Но стрела пущенная египетским лучником…Может быть, тот лучник был могущественным магом или таков был замысел Яхве, но стремительная , как солнечный луч стрела, поразила царя…Увидев, что Иосия сражён на повал, я кинулся к нему…Битва была проиграна. Меня взяли в плен, но услышав рассказ о том, как на руках вынес с поля боя своего царя, Нехо велел отпустить меня, правда , приказав подрезать сухожилие на одной ноге, чтобы я уже никогда не мог бегать за царской колесницей…
Перечеркнув клюкой начерченную на песке схему пастух , заковылял прихрамывая и погоняя овец на водопой.
-Хорошо играешь, сынок, -обратился он к Ариэлю и тот белозубо улыбнулся тряхнув роскошными кудрями.
- Но тем нашим разгромом дело не кончилось. Объединившись с ассирийцами, египтяне устремились в сторону Вавилонии. Войска сошлись у Кедеша. И египтян с ассирийцами постигла наша участь…
Варух бросал в воду камешки –и, глядя на расходящиеся круги, видел как пылает город , в предместья которого уже ворвался фараон на своей колеснице, а следом за ним и отборные всадники… За этим кругом наплавал другой-в котором были видны бородатые копейщики –мидяне, одетые в шкуры , с рогами на шлемах свирепые скифы, закованные в броню катафракты вавилонян.
- Пылавший город , отражаясь в воде, создавал впечатление, что Тибр течёт кровью,- продолжал свою поэму пастух, направляя баранов тычками посоха на водопой,- Но войско …пала перешло Тибр вброд, как вот эти бараны –этот ручей, и ударило по египтянам с фланга и в тыл. И халдеи победили. А когда после той битвы на троне Вавилона воссел безжалостный Навухадоносор, началась новая глава неисчислимых бедствий Иудеи…
Кончился рассказ и кончились собранные на отмели камни в горсти Варуха. Сглаживались круги на водной глади. Исчезали видения жестоких баталий и их место опять заняли похожие на настриженных белых баранов облака. Спускающееся к водопою стадо , как бы присоединялось к стаду небесному. И числу овнов не было счёта. Зеркальность водной глади нарушилась и потревожившим её стадом и супружеской парой цапель у поросшего камышом и тростником-телорезом противоположного берега, выхватывавшими из мелководья , то лягушку, то рыбёшку –и заглатывающими их целиком так, что видно было, как утолщение продвигается по зобу.
Теперь они сидели на камне около костра и , глядя на его огонь, молчали. Лишь слегка позвякивали трогаемые ветром струны висящей на ветке киннора.
-Навеное , вы тоже –наби?- спросил Варух пастуха.
-Нет, я не наби, не пророк, не просветлённый, хотя когда-то хотел им стать. Но пополнять полчища лжепророков …Зачем это! А настоящие наби-они сами не ведают, как к ним приходит слово Божие. Но если придёт –это тяжёлая ноша…
И тогда Варух достал из котомки спрятанную было в неё флейту и стал подыгрывать звенящей на ветру арфе. И звук печальной мелодии покатился над лугами , и какая-то птица стала подсвистывать в лад мелодии. Как давно это было!
И вот теперь –этот псалом!Привычка вешать арфу на ветвь дающего тень дерева, как она была узнаваема в этом псалме , неведомыми путями на клочке кожи или в устной передаче дошедшем до Иерусалима. И прочтя эту строчку, Варух увидел Ариэля на берегу реки, услышал звон прозрачных струй, плеск воды, которой пленники утоляли жажду и омывали иссечённые самумом лица. И он услышал журчание струн киннора в руках Ариэля. В такие мгновения он вынимал из котомки свою свирель и начинал наигрывать под аккомпанемент далёкой арфы. Теперь уже не для того, чтобы не разбрелись овцы и козы, а в надежде, что эту мелодию слышит пленённый друг детства. И когда читал Варух о том, как , изображая пленных, пророк Исайя ходил по Иерусалиму голым, он представлял вереницы связанных верёвками евреев и себя с Ариэлем среди них , бредущим по безбрежным пескам пустыни.


5.Колодец




Спустя семь лун, Царю всё же передали последнее предсказние Иеремии…
Царь дал приказание Авдемелеху Ефиоплянину, сказав: возьми с собою отсюда тридцать человек и вытащи Иеремию пророка из ямы, доколе он не умер.
16/14. Иосия (Йошийаху) (639-608 гг. до Р.Х.) http://www.proza.ru/2010/04/20/234
17/16. Иоахаз (Йехоахаз) (608 г. до Р.Х.)
18/16. Иоаким (Йехойаким) (608-598 гг. до Р.Х.)
19/18. Иехония (Йехойахин) (598-597 гг. до Р.Х.)
20/16. Седекия (Цидкийаху) (597-586 гг. до Р.Х.)
3. Колодец


Сареас-первосвященник. Левиты и коэны…
Иосия
Иеремия совершал немало, если можно так сказать, символических поступков, которые должны были подчеркнуть возможные печальные последствия неверной политики, наступление катастрофы. Так, он получил от Яхве повеление разбить глиняный кувшин, который разлетелся на тысячи осколков. Тем самым он хотел показать, как будет рассеян народ израильский в разных концах мира. За это он был закован в колоду.
Иосия
В другой раз Иеремия взял льняной пояс и, отнеся его к Евфрату, спрятал в расселину скалы, где пояс постепенно сгнил. Подобная судьба предсказывалась иудейскому народу. Перед царём Седекией Иеремия появился с ярмом на шее, подчёркивая грядущую судьбу народа, который будет нести ярмо Яхве, если не прислушается к словам пророка. Слуги сняли ярмо с шеи Иеремии, но тот надел новое железное ярмо и вновь предстал перед царём.



Иоахаз ;;;;;; ;;-;;;;;; ;;; ;;;;;
Иехоахаз бен Йошиягу, Мелех Иегуда


Правил 3 месяца. Смерть: Нехо II, царь Египта, сверг его с престола и заменил своим братом Элиакимом. Увезен в Египет, где и умер.
609–598 609–598 609–598 609–598 Иоаким ;;;;;;; ;;-;;;;;; ;;; ;;;;;
Иехояким бен Йошиягу, Мелех Иегуда


Правил 11 лет. Смерть: естественные причины. В битве при Кархемише произошло на четвертом году его правления (Иеремия 46:2).
598 598 598–597 598–597 Иоахим/Иехония ;;;;;;; ;;-;;;;;;; ;;; ;;;;;
Иехояхин бен Иехояким, Мелех Иегуда


;;;;;; ;;-;;;;;;; ;;; ;;;;;


Ехоньяху бен Иехояким, Мелех Иегуда


Правил 3 месяца и 10 дней. Смерть: Вавилонский царь Навуходоносор II








…Спотыкаясь об обломки погрома, Гад ворвался в комнату пророка, который теперь не мог отдохнуть даже на простой циновке, накрывшись дыроватым плащом. Теперь он сидел на дне сырого колодца и у ног его копошились крысы, готовые начать есть его заживо, как только он уснёт и потеряет бдительность. Кинувшись к тайнику, доносчик сунул руку в тёмную дыру. Но напрасно он шарил в ней-там было пусто. Так же пусто, как и на сердце Иеремии, которого из его нового заточения мог вынуть только Яхве.
А Варух и Рахиль убегали всё дальше. Но куда же всё-таки бежать из города , окружённого плотным кольцом халдейских войск? Стоит только приблизиться к наглухо запертым городским воротом, как это сделал однажды Иеремия, чтобы уйти в родной Анафоф,-и их сочтут за перебежчиков. И если не убьют, то закуют в колодки или посадят на цепь в темнице. Значит, можно укрыться только в доме отца девушки-гончара по ту сторону Храмовой горы.



4. Киннор и халиль
Стоило Варуху пробормотать первые строки псалма, как он словно бы переносился в стан пленников на реке Ховар у стен вавилонских. Как бывало когда-то, его друг детства Ариэль брал в руки лироподобный киннор и начинал перебирать пальцами его струны. Тогда Варух доставал из своей котомки свирель , называемую на иврите «халиль», подносил её к губам и, зажимая пальцами проделанные в полой кипарисовой трубке отверстия извлекал жалобные протяжные звуки. Это происходило тогда, когда Варух и Ариэль были совсем ещё детьми и , убегая за город к берегу Кедрона, уходили с пастухами и их стадами овец и коз в зелёные луга. Седовласый , похожий на Моисея пастух доставал из котомки два похожих на скрижали сыра и ломая жёлтую , ноздреватую плоть, протягивал музыкантам, помогающим собирать стадо воедино, потому что копытные были так же подвержены воздействию звуков арфы и флейты, как и двуногие.
- Возьмите, отроки!- говорил пастух. – И да будет в вашей жизни покой и благоденствие. А не так, как в соседнем Израиле, где в моей Самарии осталось совсем мало иудеев, а пришлые молятся совсем другим богам. Ассирийцы угнали в мессопотамский плен все десять колен израилевых. Где они теперь? Всё ещё лепят кирпичи на строительстве дворцов Ниневии, как когда-то предки наши до исхода-в Египте? Мой дед чудом спасся от плена, как Иов лишившись, и скота, и детей и дома…Может быть Яхве не допустит , чтобы всё это повторилось и с Иудеей…
Как вкусен был сыр, которым угощал пастух Варуха и Ариэля! Куда вкуснее фиников, гранатов и кошерной баранины в домах состоятельных родителей юношей. И как необыкновенны были его напевные рассказы о иудейской старине. Черпая кувшином воду из ручья, чтобы напиться вместе с овцами и козами, Варух представлял, как пророк Елисей совершает чудо с … вода расступается и всплывает топор.
-Это топор Елисея, выхватывал он из воды загнутую палку.
Облачные стада отражались в текучем зеркале ручья. Ветер сминал гладь, ломал отражение и в этой сумятице красок возникали картины сходящихся в битве войск. Вот знатный вавилонянин несётся на всесокрушающей колеснице, метясь в напирающие ряды вавилонян копьем, знатный египтянин. А вот халдей, натянув тетиву лука, пускает стрелу во вражеское войско. Кто кого? Дуновение ветра – и видение рассеивается. И ощетинившиеся пиками войска снова превращаются в частую щётку камыша. А египетский воин на колеснице- всего лишь засохшее дерево.
-Вся надежда наша была на фараона Нехо, на египтян.- то ли скрипело иссохшее дерево, то ли продолжал свой бесконечный рассказ пастух. – Только они могли освободить нас от ига Вавилона. Но внезапно пришедшие со стороны Кавказских гор скифы…Эти дикие орды прокатились мимо Иерусалима, не задев священного города, но они дошли до самого моря, разорили Газу, нанесли ощутимый урон Египту…Там, где прокатилась эта горная лавина, остались лишь дымящиеся руины, поверженные колесницы…Скифы грабили и убивали без разбору- богатый это или бедный, старик, женщина, ребёнок…
И снова в водной глади, потревоженной скатывающимся к водопою стадом возникали видения…
И опять сталкивались два войска. Летели стрелы. Ломилась в городские ворота стенобитная машина. Катапульты метали огненные шары. И сыплющиеся на водную гладь продолговатые ивовые листы выглядели медными наконечниками копий, а плывущее по ручью бревно –стенобитным устройством.
- Я был среди лучников первой линии нашего , иудейского ополчения, - продолжал скрипучий голос.- И я успел выпустить из колчана десяток стрел. И половина их –я видел, как падали халдеи- достигла цели. Мы и наши союзники египтяне –наступали. Ке
Привычка вешать арфу на ветвь дающего тень дерева, как она была узнаваема в этом псалме , женеведомыми путями на клочке кожи или в устной передаче дошедшем до Иерусалима. И прочтя эту строчку, Варух увидел Ариэля на берегу реки, услышал звон прозрачных струй, плеск воды, которой пленники утоляли жажду и омывали иссечённые самумом лица. И он услышал журчание струн киннора в руках Ариэля. В такие мгновения он вынимал из котомки свою свирель и начинал наигрывать под аккомпанемент далёкой арфы. Теперь уже не для того, чтобы не разбрелись овцы и козы, а в надежде, что эту мелодию слышит пленённый друг детства. И когда читал Варух о том, как , изображая пленных, пророк Исайя ходил по Иерусалиму голым, он представлял вереницы связанных верёвками евреев и себя с Ариэлем среди них , бредущим по безбрежным пескам пустыни.


5.Колодец




Спустя семь лун, Царю всё же передали последнее предсказние Иеремии…
Царь дал приказание Авдемелеху Ефиоплянину, сказав: возьми с собою отсюда тридцать человек и вытащи Иеремию пророка из ямы, доколе он не умер.
16/14. Иосия (Йошийаху) (639-608 гг. до Р.Х.) http://www.proza.ru/2010/04/20/234
17/16. Иоахаз (Йехоахаз) (608 г. до Р.Х.)
18/16. Иоаким (Йехойаким) (608-598 гг. до Р.Х.)
19/18. Иехония (Йехойахин) (598-597 гг. до Р.Х.)
20/16. Седекия (Цидкийаху) (597-586 гг. до Р.Х.)
3. Колодец


Сареас-первосвященник. Левиты и коэны…
Иосия
Иеремия совершал немало, если можно так сказать, символических поступков, которые должны были подчеркнуть возможные печальные последствия неверной политики, наступление катастрофы. Так, он получил от Яхве повеление разбить глиняный кувшин, который разлетелся на тысячи осколков. Тем самым он хотел показать, как будет рассеян народ израильский в разных концах мира. За это он был закован в колоду.
Иосия
В другой раз Иеремия взял льняной пояс и, отнеся его к Евфрату, спрятал в расселину скалы, где пояс постепенно сгнил. Подобная судьба предсказывалась иудейскому народу. Перед царём Седекией Иеремия появился с ярмом на шее, подчёркивая грядущую судьбу народа, который будет нести ярмо Яхве, если не прислушается к словам пророка. Слуги сняли ярмо с шеи Иеремии, но тот надел новое железное ярмо и вновь предстал перед царём.



Иоахаз ;;;;;; ;;-;;;;;; ;;; ;;;;;
Иехоахаз бен Йошиягу, Мелех Иегуда


Правил 3 месяца. Смерть: Нехо II, царь Египта, сверг его с престола и заменил своим братом Элиакимом. Увезен в Египет, где и умер.
609–598 609–598 609–598 609–598 Иоаким ;;;;;;; ;;-;;;;;; ;;; ;;;;;
Иехояким бен Йошиягу, Мелех Иегуда


Правил 11 лет. Смерть: естественные причины. В битве при Кархемише произошло на четвертом году его правления (Иеремия 46:2).
598 598 598–597 598–597 Иоахим/Иехония ;;;;;;; ;;-;;;;;;; ;;; ;;;;;
Иехояхин бен Иехояким, Мелех Иегуда


;;;;;; ;;-;;;;;;; ;;; ;;;;;


Ехоньяху бен Иехояким, Мелех Иегуда


Правил 3 месяца и 10 дней. Смерть: Вавилонский царь Навуходоносор II



Иоаким ;;;;;;; ;;-;;;;;; ;;; ;;;;;
Иехояким бен Йошиягу, Мелех Иегуда


Правил 11 лет. Смерть: естественные причины. В битве при Кархемише произошло на четвертом году его правления (Иеремия 46:2).
598 598 598–597 598–597 Иоахим/Иехония ;;;;;;; ;;-;;;;;;; ;;; ;;;;;
Иехояхин бен Иехояким, Мелех Иегуда


;;;;;; ;;-;;;;;;; ;;; ;;;;;


Ехоньяху бен Иехояким, Мелех Иегуда


Правил 3 месяца и 10 дней. Смерть: Вавилонский царь Навуходоносор II послал за ним и привез его в Вавилон, где он жил и умер. Иерусалим был захвачен вавилонянами, а Иоахим свергнут 16 марта 597 года до нашей эры. Названный Иехонией в Иеремии и Есфири.
597–587 597–586 597–586 597–586 Седекия ;;;;;; ;;-;;;;;; ;;; ;;;;;
Цидекиягу бен Йошиягу, Мелех Иегуда


Правил 11 лет. Смерть: в тюрьме. В его правление произошло второе восстание против Навуходоносора (588-586 до н.э.). Иерусалим был захвачен после длительной осады, храм сожжен, Седекия ослеплен и отправлен в изгнание, а Иуда превратился в провинцию.



«…нечестивая Гофолия и сыновья ее разорили дом Божий и все посвященное для дома Господня употребили для ваалов» (2Пар, гл. 24).


Иеремия пророчествовал с 13 года царствования Иосии (Иер.;1.2; Иер;25.3), т. е. с 627-го г. до Р. X. до разрушения Иерусалима в 588-м г., при последних иудейских царях: Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, а потом еще некоторое время, по разрушении Иерусалима, в Египте – всего около 50 лет.


Еще за пять лет до этой важной реформы Иеремия был призван к пророческому служению, но, очевидно, в первые годы своего служения он неизвестен был в Иерусалиме: иначе бы его совета спросили придворные, обращавшиеся за разъяснениями угроз книги Завета к пророчице Олдаме (4Цар.22:14). Ко времени царя Иосии относятся первые речи Иеремии, содержащиеся в II-VI гл. и Иер;17.13–27
Иоаким, старший брат Иоахаза, был посажен на престол фараоном Нехао и царствовал 11 лет (609–598). В противоположность своему отцу, этот царь покровительствовал идолослужению и нарушал теократические традиции (4Цар;23.37), что начато, впрочем, было еще его братом (4Цар;23.32). Его правление было несчастливо для народа, который немало терпел от его стремлений к роскоши и от его жестокости (Иер;22.13 и сл.). Особенно повредил он своему государству своею вероломною политикой. Бывши посажен на престол фараоном, он на пятом году своего царствования стал вассалом Навуходоносора, но три года спустя он начал устраивать против него заговор и этим навлек на Иудею нашествие полчищ халдейских, сирийских, моавитских и аммонитских
Варух, его верный ученик, служил ему в качестве писца, а потом читал пророчества Иеремии в храме народу. Когда он на 5-м году Иоакима в день покаяния читал эту книгу народу, книга была у него отобрана и передана царю, который велел схватить Иеремию и Варуха, а книгу уничтожил… Пророк и его ученик однако заранее успели уже скрыться и снова написали книгу пророчеств, еще больше увеличив ее содержание. Иеремия после этого долго не выступал пред народом.
Но кроме этого двусмысленного культа, поблизости Иерусалима, в долине сынов Еннома, по крайней мере до реформы, произведенной царем Иосиею, существовал алтарь в честь Ваала-Молоха, где были приносимы в жертву дети (Иер.7:31; Иер.;19:5; Иер.;32:35), и, наконец, в самом храме стояли языческие идолы (Иер.;32:34). Может быть, в последние годы существования Иудейского царства и не было в Иерусалиме прямого идолослужения, но во всяком случае склонность к нему в единоплеменниках Иеремии не была уничтожена, и иудеи должны были понести наказание не только за грехи отцов своих, но и за свое собственное поведение в отношении к Богу.
++++++
Пророческая деятельность Иеремии началась в царствование Иосии; он был современником своей родственницы пророчицы Хульды и своего учителя Софонии. Эти три пророка разделили свою деятельность: Хульда обращалась к женщинам, а Иеремия - к мужчинам на улице, в то время как Софония проповедовал в синагоге. Когда Иосия восстановил истинное богослужение, Иеремия отправился к изгнанным десяти коленам, которых он привел в Израиль под власть благочестивого царя. Хотя Иосия пошел войной на Египет вопреки совету пророка, Иеремия знал, что это была ошибка благочестивого царя; и позже он горько оплакивает смерть царя: четвертая глава "Плача", начинающаяся с панихиды по Иосии.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.09.2024. ***
  • 15.09.2024. ***
  • 14.09.2024. ***
  • 13.09.2024. ***
  • 12.09.2024. ***
  • 11.09.2024. ***
  • 10.09.2024. ***
  • 07.09.2024. ***
  • 05.09.2024. ***
  • 04.09.2024. ***
  • 03.09.2024. ***
  • 02.09.2024. ***