Фиги для Риги

Сергей Шрамко: литературный дневник

Латвия - в числе наиболее пострадавших из-за кризиса отношений ЕС и России. После присоединения Риги к санкциям и ответного продовольственного эмбарго России надежды на другие рынки сбыта оказались иллюзией.
Экономисты бьют тревогу: ключевые отрасли экономики страны падают на десятки процентов. Виной всему, как признают даже представители властей, антироссийская политика Латвии. Дело не только в ксенофобской позиции латвийских властей, но и в российской политике импортозамещения и ухода от использования прибалтийской инфраструктуры.
Удар по транзиту.
Россия нанесла болезненный удар по амбициям Латвии. Этот год для ее транзитной отрасли будет тяжелым, не надо себя обманывать – объем перевозки грузов по железной дороге в первом полугодии может снизиться на 30%, бьет тревогу бывший член правления Рижского свободного порта и руководитель предприятия Laika stars Вадим Ерошенко, передает Delfi.
Долгое время страна выполняла функции перевалочного пункта для товаров из России в Европу, на чем неплохо зарабатывала. В целом транзит дает 12–13% ВВП Латвии, причем не менее 80% транзита приходилось именно на грузы с Востока. Например, каждый обслуживаемый груз угля приносил экономике страны 10 евро. От ухода только одного угольного транзита экономика страны лишится до 130–140 миллионов евро в год. Исчезновение российских грузов означает потерю благополучия не менее чем для 75 тысяч жителей Латвии – работников столичного порта, железнодорожной отрасли страны и членов их семей.
Однако Россия сделала ставку на собственные железные дороги и порты, чем нанесла Прибалтике серьезный удар. Больше нельзя поехать в Москву, чтобы «в бане договориться об обороте железнодорожных грузов на весь год», поскольку в России в целом меняется подход к транзиту, жалуется Вадим Ерошенко. В Латвии считалось, что благодаря географическому положению транзитная отрасль всегда будет развиваться, так и было – во все кризисы транзитная отрасль вытаскивала экономику, говорит Ерошенко. Однако сейчас ситуация меняется.
Между тем ЖД отчитываются, что не снижают отгрузку угля, а, наоборот, увеличивают объемы его перевозки. Так, за пять месяцев 2016 года железными дорогами погружено 136,5 млн тонн каменного угля, что почти на 4% больше, чем за тот же период прошлого года. Да и в целом погрузка с начала года выросла на 1,3%. То есть возить меньше стали именно по латвийским железным дорогам – а отгрузка через российские порты увеличилась.
Так, грузооборот российских портов в 2015 году к 2013-му вырос на 15% – с 589 до 676,7 млн тонн. И положительный тренд продолжается: только в первом квартале 2016 года российские порты нарастили грузооборот на 4,6%, до 167,3 млн тонн. Тогда как в Рижском порту он упал на 14%, до 9,1 млн тонн, за первые три месяца этого года.
Понятно, что тут накладывается еще и общий экономический кризис, однако эксперты отрасли на проходящей сейчас в Риге и Вентспилсе конференции Transbaltica отмечают, что балтийские компании, ко всему прочему, начали проигрывать российским транспортным компаниям в эффективности и надежности сервиса. Под влиянием нынешнего кризиса быстро меняются стиль работы и методы российских транспортных компаний, говорит директор российского представительства DB Schenker Айвар Тауриньш. Острейшая конкуренция и необходимость сокращения издержек вынуждает их быстро перенимать новейшие технологии, работать быстро и эффективно, менять отношение к клиентам, добавляет он.
Рыбная и молочная отрасли Латвии держались на россиянах.
Из-за ответных санкций России Латвия переживает кризис в молочной и рыбной отраслях. Многие рыбные предприятия в Латвии уже сейчас работают на небольшую мощность – не более 50% от фактической, у некоторых ситуация еще хуже. И прогноз на этот год неутешительный. «Убытки будут у всех, и общее падение оборота в отрасли будет не меньше 50%. Это больше, чем годом ранее. Уже в летние месяцы мы будем простаивать, и неизвестно, что будет дальше», – рассказал BNS предправления крупного латвийского рыбоперерабатывающего предприятия Brivais Vilnis Арнолд Бабрис.
Напомним, что Россия с мая 2015 года запретила ввоз рыбных консервов из Латвии и Эстонии. Поводом для этого стали нарушения ветеринарно-санитарных требований, выявленные ветспециалистами. Тогда латвийские и эстонские бизнесмены заявили, что, мол, найдут новые рынки сбыта, повезут свои шпроты в Мексику и Китай. Однако, судя по всему, там латвийские консервы не получили такого распространения, как в России. Спрос на латвийскую продукцию в странах СНГ также сократился, в том числе из-за сильного укрепления евро по отношению к валютам этих стран.
Молочная отрасль уже вплотную приблизилась к критической точке, заявил недавно министр земледелия Латвии Янис Дуклавс.
Пока же Латвия безуспешно пытается найти новые экспортные рынки для сбыта своей молочной продукции, а власти – найти средства в бюджете для поддержки производителей молока в надежде избежать массовых банкротств.
Латвия теряет российских туристов.
Наконец, Латвия страдает от резкого снижения доходов в туристической отрасли, и не в последнюю очередь из-за собственных антироссийских позиций.
Мэр города Юрмалы Гатис Трукснис переживает, что прошлый год для туризма в целом страны стал тяжелым и этот не предвещает улучшений. «Из-за геополитического и экономического кризиса турпоток из России упал на 40% вообще в Европу, в том числе и Латвию, где российские туристы составляли большой процент: 33% туристов в Юрмале были латвийцами, 67% – из-за рубежа. Из этих 67% россияне составляли 40%. Если эта цифра падает наполовину, то, конечно, это влияет. В предыдущие три года число туристов росло на 20%», – цитирует Труксниса Delfi.
Интересно, что растет число туристов, приезжающих в Латвию из соседних стран Балтии, Швеции, Германии и Великобритании. Но, как признается сам мэр Юрмалы, они не в состоянии заменить российских туристов. «Конечно, у туристов из Западной Европы потребительские привычки, ну, более консервативны, чем у туристов из России. Гостиницы заполнены, но счета на 20% скромнее», – признался мэр.
При этом главная причина снижения привлекательности Латвии для российских туристов, по его мнению, не в девальвации рубля по отношению к евро, а в первую очередь – в антироссийской позиции латвийских властей. Поэтому глава Юрмалы призвал власти Латвии воздержаться от ксенофобии и сделать страну более открытой.
Достаточно сказать, из-за антироссийской позиции Латвии в этом году в Юрмале не были проведены сразу два ставших уже традиционными юмористических фестиваля – от Comedy Club и от КВН. Они брали в аренду зал «Дзинтари» и привлекали огромный поток россиян. Россия же даже в этой некрасивой истории получила больше прибыли, организовав «Голосящий КиВиН» вместо Юрмалы в Светлогорске (Калининградская область), заставив работать российских туристов на российскую же экономику. Те же выгоды получил Сочи благодаря переезду конкурса «Новая волна» из Юрмалы в Сочи. А все началось с внесения латвийскими властями ряда российских артистов и музыкантов в черный список.
Упадок сферы недвижимости.
По подсчетам строительных организаций Латвии, падение оборота в строительной отрасли в этом году составит 15–20%, рассказала в интервью LETA руководитель партнерской организации строителей Латвии Байба Фромане. Понятно, что в этом ничего хорошего нет, поскольку за этими предприятиями стоит около 70 тыс. работников. Это означает, что часть строителей будет уволена, другая часть начнет искать работу за границей, добавила она.
Безусловно, падение строительства связано во многом с экономическими проблемами в стране. Но и здесь руку приложили латвийские власти, которые усложнили порядок получения вида на жительство (ВНЖ). Дело в том, что именно россияне были главными инвесторами в латвийскую недвижимость, а ее покупка давала право на ВНЖ.
Мэр Юрмалы также негодует по этому поводу: «Программа ВНЖ, в принципе, убита. Продажи недвижимости упали в восемь с половиной раз по сравнению с предыдущим годом. Наш рынок не настолько самодостаточен, чтобы мы могли позволять себе такое. Сколько людей в Латвии, которые могут позволить себе элитную недвижимость? Мы должны быть более открытыми и не такими ксенофобными, какими мы иногда бываем».
Убытки латвийской экономики.
В целом Латвия страдает как от сложной экономической ситуации в Европе, так и от падения российской экономики. Ведь, несмотря на вхождение прибалтийских стран в ЕС, НАТО и зону евро, у них остались прочные экономические связи с Россией.
Из-за введенного Россией эмбарго и спада российской экономики потери латвийской экономики в 2015 году составили более 200 млн евро, или 0,85% ВВП, посчитал МИД страны. «Несмотря на то, что страны на протяжении почти четверти века развивались независимо друг от друга, взаимодействие между бизнес-структурами поддерживалось более чем тесное. Политика политикой, а бизнес идет туда, где есть платежеспособный спрос. Соседство с одной из крупнейших и динамично развивавшихся экономик – российской – позволяло относительно небольшим странам Восточноевропейского региона поддерживать стабильные темпы развития», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».
Согласно статистике, Россия формировала спрос на товары и услуги латвийских компаний от 30% до 50%, неудивительно, что потеря этого спроса болезненна для латвийской экономики. Только в прошлом году экспорт из Латвии в Россию упал более чем на 20%.
С экономической точки зрения Латвия более чем заинтересована в снятии антироссийских санкций. Другой вопрос, что местные власти пытаются угодить заокеанским и брюссельским партнерам. «Но с каждым годом продлевать режим санкций европейским политикам становится все сложнее – былого единодушия нет, и оценка экономических последствий вносит ясность, что данные меры больно бьют и по самим европейцам», – заключает Яковенко.
С другой стороны, для России проблемы Латвии только на руку. Она первый бенефициар во всех этих историях, начиная с развития российских портов и заканчивая развитием внутреннего туризма.


***
Все помнят возмущение поляков по поводу ставших ненужными яблок и финнов с их внезапно затоварившейся молочной отраслью. На этом фоне проблемы Литвы, поставлявшей в Россию 76,13% производимых у себя овощей и 67,89% — фруктов, казались не столь существенными. Взятые вместе они обеспечивали всего 2,68% общего экспорта страны. И даже тот факт, что Россия покупала до половины (46,3%) литовской промышленной продукции — тоже выглядел бледно ввиду незначительности общего объема её выпуска в Литве, что в штуках, что в тоннах, что в деньгах.
Как, впрочем, в Латвии и Эстонии тоже.
Собственное производство в постсоветский период не являлось сильной стороной ни одного из прибалтийских «тигров». В реальности жили они, как говорится, не с промышленности, а с дороги. После отделения от СССР им даром достались порты, через которые проходил грузооборот объемом примерно 100 млн тонн, за перевалку которого Россия платила до $1 млрд ежегодно, что равнялось 4,25% суммарного ВВП Литвы, Латвии и Эстонии за 1998 год. По мере восстановления российской экономики экспорт России тоже рос, а вместе с ним увеличивался и объем перевалки в прибалтийских портах. По итогам 2014 года этот показатель достиг 144,8 млн т, в том числе: порт Рига — 41,1 млн т; Клайпеда — 36,4 млн т; Таллин — 28,3 млн т; Вентспилс — 26,2 млн т. Только один российский либеральный «Кузбассразрезуголь» своим покупателям через Прибалтику отгружал больше 4,5 млн т угля в год.
Особенно показательна картина с прибалтийской монополией на транспортировку нефти. Советский Союз в свое время построил на побережье мощный по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс и протянул туда единственный в регионе транспортный трубопровод. При «обретении независимости» всё это хозяйство бесплатно досталось Латвии. Так в 1990-е годы она получила трубу, через которую бывший «оккупант» перекачивал более 30 млн т нефти и нефтепродуктов в год. Если учесть, что логистика обходилась примерно в $0,7 за баррель, а баррелей в тонне 7,33, то по самым скромным прикидкам «за проезд» латышам каждый год набегало по $153,93 млн. Причем этот их «заработок» увеличивался по мере роста российского нефтяного экспорта.
Пока российские либералы гнобили страну за слишком сырьевую структуру экономики, к 2009 году общий объем зарубежных поставок российской нефти достиг 246 млн т, из которых через прибалтийские порты в год проходило 140 млн т. В «транспортных деньгах» это больше $1,14 млрд. Они все, конечно, латышам не доставались, часть грузооборота шла через Санкт-Петербург и порты Ленинградской области, но их развитие прибалты очень сильно тормозили всеми доступными способами. Видимо, не стоит специально объяснять — почему.
Вторым важным источником «дорожных денег» для прибалтийских портов стала перевалка морских контейнеров (TEU). Даже сейчас, когда в активную работу включены Санкт-Петербург, Калининград и Усть-Луга, на долю Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс) приходится 7,1% нашего контейнерного оборота (392,7 тыс. TEU),Литвы (Клайпеда) — 6,5% (359,4 тыс. TEU),Эстонии (Таллин) — 3,8% (208,8 тыс. TEU). В сумме эти лимитрофы за перевалку одного TEU берут от $180 до $230, что приносит им на троих около $177,7 млн в год. Причем приведенные цифры отражают положение за 2014-й. Десять лет назад доля прибалтов в контейнерной логистике была примерно в три раза выше.
Кроме нефти, угля и контейнеров, Балтийским морем Россия возит минеральные удобрения, которых только через Ригу в 2014 году было отгружено большее 1,71 млн т, и прочей химии, как, например, жидкий аммиак, 1 млн т которого перекачал порт Вентспилс. До 5 млн т удобрений перегружалось на корабли в Таллине. В целом можно с уверенностью сказать, что до 2004 года через Прибалтику проходило около 90% всего российского «морского» экспорта, обеспечивая «тиграм» не менее 18;19% их совокупного ВВП. Сюда следует прибавить еще железнодорожный транзит. Например, в 2006 году только одна Эстония принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки, что только таллинскому порту приносило около $117 млн ежегодно!
Таким образом, в течение двадцати лет, в целом на круг, только за счет своего транзитного положения «на дороге», кстати, построенной «советскими оккупантами», Литва, Латвия и Эстония получали до 30% их ВВП. При этом они
а) очень активно кричали на Россию и всячески провоцировали рост конфликтной базы между Россией и США — ЕС;
б) позволяли себе унижать и уничтожать русскоязычное население своих стран, предполагая, что им за это не придется никогда отвечать. Кстати, многие так думают. И ошибаются. Как бы не так.
Вместе с тем они еще имели рабочие места, налоговые поступления и возможность кичиться чрезвычайно высокими темпами собственного экономического роста, минимум в полтора раза обгонявшими российские. Причем это нисколько не мешало прибалтам заявлять о невероятно огромном российском долге перед ними за «разрушительную» советскую оккупацию. Им казалось, что альтернативы просто не существует, и, значит, эта антироссийская халява за российский же счет (!) будет длиться вечно.
Построить «с чистого листа» новый порт вроде Риги стоит примерно четыре годовых ВВП Латвии. Специально подчеркиваю — четыре года вся страна, от младенцев до дряхлых стариков, должна не пить, не есть, ни на что больше копейки не тратить, только дружно пахать на строительство порта. Невероятность подобного сценария и создавала у прибалтийских геополитических мосек убеждение в их абсолютной безнаказанности. Позволявшей одновременно и на российские деньги претендовать, и в антироссийской политической и экономической вакханалии активно участвовать, а местами даже выступать ее инициатором. Стоит ли удивляться, что у России подобное положение вещей — громкий лай мелких геополитических карликов — не вызывало понимания? Другое дело, что результат, из-за которого эстонская правительственная делегация на днях срочно рванула в Россию «договариваться», возник не вчера и не является следствием российских ответных продовольственных санкций.
Даже формальный повод — российское уведомление о переходе с 12 до 6 поездных пар в железнодорожных перевозках с Эстонией — является всего-навсего финальной точкой партии, начатой 15 июня 2000 года, когда Министерство транспорта РФ приступило к реализации проекта строительства порта в Усть-Луге. Хотя правильнее говорить о целой программе, предусматривавшей опережающее развитие всех российских портов на Балтике. Благодаря ей грузооборот Усть-Луги вырос с 0,8 млн т в 2004 году до 10,3 млн т в 2009-м и 87,9 млн т в 2015-м. А по итогам 2014 года российские порты обеспечили уже 35,9% всего контейнерного оборота на Балтике, и эта цифра продолжает очень быстро увеличиваться.
Постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, ; экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов мы можем обеспечить собственными силами. Это к популярному у либералов вопросу о том, что «в этой отсталой стране-бензоколонке за десять лет ничего толком не построено». Как выяснилось — построено. Причем настолько много, что надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре практически отпала. По железнодорожным перевозкам — в пять раз. По контейнерным — в четыре. По объему генеральных грузов — в три. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля — на 36%, даже минеральных удобрений — на 3,4%, хотя по этому показателю они еще сохраняют высокую степень монополизации. Тем не менее, по большому счету, всё — халява кончилась. Теперь русофобы могут гулять на свои.
Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов в I квартале 2016 года (например, в Риге — на 13,8%, в Таллине — на 16,3%) играет роль последней соломинки, способной сломать хребет верблюду. Собственно, Эстония потому и засуетилась, что вдруг уяснила, что к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысячи придется сокращать на железной дороге, из которых как минимум 500 человек — в ближайшие 2;3 месяца. Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны как в грузовом, так и в пассажирском сегментах.
Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тысяч человек, из которых 372 тысячи заняты в обслуживающем секторе, — это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики. Вот и побежали ублажать, покупать и всяческими иными способами замаливать грехи. Но, как говорится, поезд ушел. Сделав безоговорочную ставку на ЕС и США, ставку на уничтожение и унижение русских Прибалтики, ставку на унижение России, прибалтийские правящие элиты совершили стратегическую ошибку, которую уже невозможно исправить. Мы это долго будем помнить.
Несмотря на все политические коллизии, жизнь прибалтийской экономики все постсоветские годы обеспечивалась только благодаря одному — торговым отношениям с Россией. И Россия долго терпела, призывала, вразумляла, уговаривала прибалтийскую элиту, получая в ответ одни плевки. Наш русский имперский подход им представлялся слабостью. Полтора десятка лет прибалтийские «тигры» делали все, чтобы этот интерес уничтожить. Наконец их можно поздравить — они добились своей цели.
В ближайшие полтора года можно ожидать окончательного и прогрессирующего падения товарооборота, после чего экономика Прибалтики накроется медным тазом и вернется к тому, чем она была двести лет назад — и станет глухим, бедным, нищим и никому не нужным краем. Причем выглядящим одинаково бесперспективно что из Брюсселя, что из Москвы, что из Вашингтона. Вместе с этим можно биться об заклад — оттуда испарятся и американские танки и натовские истребители, так как оборонять эти глухие места станет тоже незачем. Потому и из НАТО их, скорее всего, в ближайшие пять лет тоже выставят. Чуда не будет. Халява закончилась. Россия не простит и не забудет того глумления, которое против России и русских позволяли себе подзаборные геополитические шавки.
Александр Запольскис


Заместитель председателя Центробанка Литвы Раймондас Куодис cделал ряд громких заявлений во время международной конференции «Социальная Европа — новые вызовы», проходившей в Сейме Литвы. По его словам, стране, столкнувшейся с ужасной убылью населения, фактически уже ничего не поможет. Об этом сообщает парламентский корреспондент портала BaltNews.lt.
Куодис, будучи одним из ведущих литовских экономистов, обрушился на власти с жесткой критикой — он утверждает, что политики манипулируют цифрами. По его словам, хотя в Литве действительно зафиксирован высокий рост ВВП, ситуация от этого не улучшается. Банкир заявил, что в Литве сложилось огромное социальное неравенство — в этом, по его мнению, повинны власти. Результат — всеобщее чувство несправедливости, нехватка рабочей силы, нищета и массовая эмиграция граждан за рубеж, откуда они не возвращаются. По словам экономиста, благосостояние зависит не только от развития экономики и ВВП на одного человека, но и от таких факторов, как наличие рабочих мест, баланс рабочего и свободного времени, уровень стресса на работе и дома, уверенность или неуверенность в будущем. «Для людей это очень важно. Могу проиллюстрировать — отсутствие работы для человека по своему отрицательному воздействию сродни разводу. Человек чувствует себя ненужным в обществе, униженным и так далее», — сказал Раймондас Куодис.
По его утверждению, в Литве данную проблему не хотят замечать. Хотя правительство заявляет об экономическом прогрессе, но уровень эмиграции растёт с каждым годом.
Куодис утверждает, что сегодня в Литве две экономики — экономика крупных городов (Вильнюса, Каунаса и Клайпеды), которые создают около 50% процентов всего ВВП, и региональная, где ситуация ужасающая. «Это на самом деле отдельная экономика. Почему здесь (в крупных городах — EADaily) относительно всё хорошо? Потому что здесь неплохой демографический цикл, он очень важен. Политики это игнорируют, как в своих рассуждениях об эмиграции, так и говоря о Трудовом кодексе. Вопрос спроса — важнейшего фактора для развития бизнеса — по сути игнорируется», — сказал экономист.
Он добавил, что Вильнюс — пример хорошего цикла спроса: людей здесь не стало меньше, напротив, число жителей увеличилось по сравнению с тем, что было двадцать лет назад. Эти люди — источник спроса. Но есть и иная Литва — это оставшиеся округа, где средние доходы, по сравнению с Вильнюсом, в 2;3 раза меньше. «Там цикл иной: люди уезжают из регионов из-за внутренней и внешней миграции. Они переезжают. Спрос уезжает. Снижение спроса ухудшает производительность труда, а это не позволяет повышать зарплаты, растут расходы на товары и услуги. Если к кассиру придёт меньше людей за день, то производительность труда снижается, а средние расходы растут. Это приводит к опустошению регионов. Большая часть Литвы превращается в огромный пансионат, где много экономически неэффективных людей, пенсионеров, или людей, которые живут на пособия: у них нет работы, и они её не ищут», — продолжил банкир.
При этом, по его мнению, ситуация по сути необратима, поскольку развернуть демографические процессы в краткосрочном периоде невозможно. Согласно прогнозам, в лучшем случае развиваться продолжат только три города (Вильнюс, Каунас и отчасти Клайпеда), но остальные регионы станут «пансионатами». Раймондас Куодис упомянул кризис 2008 года, который очень сильно ударил по Литве, вынудив граждан массово эмигрировать. С тех пор, по его словам, ситуация особо не улучшилась, поскольку власти изначально выбрали неправильный путь решения проблемы — они помогали богатым. В этом он винит прежнее правительство Андрюса Кубилюса, которое вместо того, чтобы помочь лишившимся работы людям, решило сделать упор на «привлечении зарубежных инвестиций». «В качестве одного из безуспешных действий по борьбе с экономическим кризисом, волной эмиграции, которую этот кризис и породил, можно вспомнить горячие дебаты с бывшим премьером Кубилюсом. Последний вместо того, чтобы оказать помощь лишившимся работы людям стал помогать тем, у кого работа была… чтобы она стала ещё лучше», — констатировал экономист. По его утверждению, это было ключевой ошибкой, породившей огромные проблемы: рост теневой экономики, социальное неравенство, несоразмерность налогов, и волну массовой эмиграции литовцев, которая с каждым днём приобретает всё более массовый характер.
Как отмечают эксперты, безработица и низкие зарплаты являются главной причиной массовой эмиграции жителей Литвы. По итогам 2016 года свой отъезд из страны задекларировали 51 тыс. человек — это на 6,4 тыс. (14,5 процентов) больше, чем в 2015 году. В начале этого года в Литве насчитывается 2 млн 849 тыс. постоянных жителей — это на 39,2 тыс. меньше (1,4%), чем годом ранее. Таким образом, эмиграция приобрела массовый характер. По неофициальным данным статистиков, каждый час страну покидают 4;5 человек, в сутки — 100;120. Между тем, департамент по экономическим и социальным вопросам ООН прогнозирует, что скорость убыли населения Литвы в 2017 году составит 125 человек в день.
Последние данные Eurostat о ситуации в Литве свидетельствуют о том, что 29% жителей находятся на грани нищеты, и ситуация в стране не меняется уже восемь лет. При этом Литва находится в числе рекордсменов ЕС по числу работающих за мизерные зарплаты. Несмотря на рост минимальной заработной платы, составляющей уже 380 евро, она по-прежнему остаётся одной из самых маленьких в Европе, в то время как рост цен не пропорционален росту зарплат. Опросы общественного мнения указывают на то, что 59% литовцев считают, что жизнь в стране постепенно ухудшается.
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2017/02/25/centrobank-litvy-strana-proshla-tochku-nevozvrata?utm_source=smi2



Другие статьи в литературном дневнике: