Brexit. На выход из ЕС с вещами

Сергей Шрамко: литературный дневник

Большинство участников референдума поддержали выход Великобритании из Евросоюза, - свидетельствуют итоги подсчета голосов в 374 из 382 округов, передаёт Sky News.
По данным телевизионного новостного канала, Brexit поддержали 51,8% проголосовавших. 48,2% - выступили за членство в ЕС.
Явка превысила 72%, проголосовали около 32 млн человек.
У тех, кто выступил за выходы Великобритании из ЕС, численное преимущество составило примерно миллион человек.
За членство в Евросоюзе проголосовали жители 121 округа, против выступили в 253 округах.


Сторонники Brexit лидировали уже после половины подсчета голосов. За выход из ЕС высказались большинство жителей Англии и Уэльса, против — Шотландия и Северная Ирландия. В Англии за Brexit проголосовали большинство северных и южных районов, а также такие промышленные центры как Ковентри, Бирмингем, Сандерленд и Шеффилд. В Лондоне, Ливерпуле, Глазго, Бристоле, Манчестере и Ньюкасле сторонники ЕС одержали победу. При этом позиции евроскептиков в них оказались сильнее, чем прогнозировалось. Так, в Манчестере протвники Brexit должны были набрать 70% голосов, но заручились поддержкой лишь 60%.
Опросы, которые проводились до и в день голосования, прогнозировали победу сторонников членства в ЕС, которые опережали своих противников примерно на 4%.


Британский премьер считает, что в результатах референдума по выходу из ЕС нет никаких сомнений. Дэвид Кэмерон заявил, что уйдет в отставку после поражения сторонников евроинтеграции на референдуме в Великобритании. Он отметил, что исполнит волю британского народа, высказавшегося за выход из ЕС, однако сам процесс будет реализовывать уже новый премьер-министр. Тем не менее, по словам Кэмерона, новый премьер у англичан появится не раньше октября. — Думаю, будет неправильно для меня пытаться быть капитаном, ведущим свою страну к следующему пункту назначения. Великобритания нуждается в свежем руководстве, поэтому планирую подать в отставку в октябре, — отметил он.


«Вчера Дэвид Кэмерон был хромой уткой, а теперь он стал мертвой уткой», – отметил депутат от Лейбористской партии Джон Манн.
Кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп заявил, что британцы «вернули себе контроль над страной», проголосовав за выход Великобритании из состава Евросоюза, передает Reuters.
Бывший посол США в России Майкл Макфол назвал итоги британского референдума по выходу из Европейского союза победой Владимира Путина.
"Я потрясен результатами голосования! Неудачники: ЕС, Великобритания, США, те, кто верят в пользу сильной, единой, демократической Европы. Победители: Путин", - сказал Макфол в своем Twitter.
Премьер-министр Сербии Александр Вучич считает голосование граждан Великобритании на референдуме за выход страны из состава Евросоюза самым крупным «политическим землетрясением» со времён падения Берлинской стены.


Любопытная статья накануне была опубликована в "Ведомостях".
Сегодня граждане Великобритании решают, останется их страна в ЕС или покинет его. Предшествовавшая референдуму кампания расколола общество на две практически равные части.
Противники выхода – это преимущественно жители больших городов, крупный бизнес, люди с высшим образованием и молодежь – убедительно и с цифрами в руках доказывают экономические выгоды сохранения страны в составе ЕС, важность интеграции и опасности изоляционизма. Сторонники выхода – преимущественно жители центральной Англии, мелкий и средний бизнес, рабочие и пожилые люди – недовольны невозможностью регулировать отчисления структурам ЕС, контролировать иммиграцию и необходимостью подчиняться нормам, спускаемым евробюрократами, которых они не избирали.
На референдуме в Великобритании в сущности решается вопрос о политической субъектности ЕС.
Давно сформировавшееся и четко определившееся за время кампании разделение говорит что-то очень важное про современную Британию, а возможно, про Западную Европу в принципе. По данным недавнего опроса PewResearch, в Греции скептически настроен по отношению к ЕС 71%, во Франции – 61%, в Британии, Испании, Германии и Нидерландах – 46–49%. Довольно популярный взгляд, согласно которому на стороне ЕС ответственные политики, доводы разума и идеалы, а на противоположной – безответственные популисты, эмоции и страхи, заманчив, но крайне упрощает реальную картину. Во-первых, среди доводов за Brexit немало вполне рациональных (неподотчетность евробюрократов, недовольство малого и среднего бизнеса еврорегулированием), во-вторых, даже страхи и эмоции, когда они обуревают половину населения страны, – не менее значимый политический фактор, чем экономические выкладки.
Такое системное непонимание сторонами друг друга – признак политического кризиса, говорит Григорий Юдин из ВШЭ. И не в рамках Британии, а в рамках ЕС. Триумфальное расширение Евросоюза, структуры, в которой наднациональные интересы преобладают над национальными, а разрыв между массами и технократической элитой усиливается, в последние годы обернулось рядом тяжелых проблем (кризис еврозоны, миграционный кризис). Это привело к усилению евроскептиков, о котором свидетельствуют все последние выборы в Европарламент.
А потому выносящийся на референдум вопрос – это вопрос о политической субъектности ЕС. Один способ решения этой проблемы – вотум недоверия, который будет вынесен в случае выхода Британии. Другой – реформирование ЕС изнутри, ведь добиваться большей подотчетности со стороны евробюрократов можно, только будучи частью этой структуры.
Британия и так имеет особые преференции внутри ЕС – собственную валюту и пограничные правила. Дэвид Кэмерон в феврале заручился в Брюсселе обещаниями новых уступок (эти нормы вступят в силу, если британцы проголосуют против Brexit). Среди них равноправие внутри ЕС стран с разными валютами, гарантии против усиления политической интеграции, снятие сохраняющихся торговых барьеров и передача национальным властям права решать миграционные вопросы. Такая торговля с ЕС может стать ориентиром для других стран.
Какой бы выбор ни сделала сегодня Британия, поставленные проблемы придется решать. И ЕС с Британией или без уже не будет прежним.
Николай Эппле. Статья опубликована в № 4101 «Ведомостей» от 23.06.2016 под заголовком: «ЕС не будет прежним».


Галина САПОЖНИКОВА Комсомольская правда
Сторонники выхода Британии из ЕС: Этот брак не работал
За популистскими лозунгами, шелухой рекламных плакатов и бурными теледебатами, в которых перед предстоящим референдумом увяз Лондон, затерялось главное: что было в первооснове идеи выхода Британии из Евросоюза? Все повторяют аргументы, которые кто-то сочинил за них. Но кто их за для британцев сформулировал?
Этот таинственный «кто-то» имеет имя, фамилию и офис в престижном лондонском Сохо. В преддверии референдума на вопросы «КП» согласился ответить Марк Галлахер, руководитель пиар-агентства “Pagefield» и главный идеолог всей компании выхода Британии из ЕС.
- Чем же вас так, господа хорошие, так «достали» иммигранты из Восточной Европы? И внешне вроде бы ничем не отличаются от англичан, и в те же одежды рядятся…
- Чем-чем, а иммиграцией Британию не напугаешь… Проблема с количеством. Большая часть населения страны переживают из-за того, что не может устроить детей в детский сад и получить медицинскую помощь - больницы перегружены. Система просто не в состоянии бороться с таким количеством мигрантов, вот в чем вопрос.
- Но не выходить же из-за одного этого из состава ЕС! Какие у вас еще претензии?
- Самая главная – проблема суверенитета. Постараюсь объяснить, чтобы было понятнее: вот вы, россияне, были бы счастливы, если 60-70 процентов ваших правил и 50 процентов законов сочиняли люди, которых вы не выбирали?
- Это абсолютно невозможно!
- Во-от! И для нас то же самое. Долгое время мы были слишком лояльны к тому, что происходит в ЕС. Суверенитет, на самом деле, самое главное, что нас тревожит, а вовсе не иммиграция. Есть и кое-что другое. Английский язык - самый распространенный язык в бизнесе. Мы можем и хотим развивать отношения и с другими странами, которые не входят в Евросоюз. Экономические аргументы, разумеется, очень важны, но самое важное не это. Мы сами хотим контролировать нашу страну и численность мигрантов. Да, и это абсолютно точно – мы хотим уйти!
- Не хотите ли вы сказать, что в случае вашей победы на референдуме Британия выйдет из антироссийских акций и начнет взахлеб дружить с Россией?
- Очень многие люди относятся к санкциям скептически и хотят торговать, не только с Россией, но и c другими странами. Россия была бы в числе тех стран, с которыми Британия дружила. Это абсолютное безумие, что у таких огромных стран с таким потенциалом столь мало связей.
Правило банана
- Когда в Евросоюз вступили балтийские страны, одной из первых инструкций, которую они получили из Брюсселя, был циркуляр, посвященный огурцам. Видите ли, все огурцы должны были быть одного размера и одинаковой формы. Кривые и пупырчатые продавать было нельзя… Британия с таким бюрократическим идиотизмом сталкивалась?
- О-о! Не знаю даже, с чего начинать перечислять. У нас всего это была масса! От всех этих брюссельских инструкций мы теряем минимум 10 миллионов фунтов стерлингов в год. Очень многое хотелось бы отменить. Например, вопрос – где и как забивать скот? По решению Брюсселя, живым его экспортировать нельзя. В результате животные должны путешествовать на огромные расстояние, чтобы быть убитыми в строго определенных местах… Вам уже смешно? Слушайте дальше. Вы знаете что-либо про правило банана? Я имеется в виду длину плода и градус изгиба. Нет? Так знайте: cейчас многие фермеры в развивающихся странах вынуждены пересаживать свои плантации, чтобы соответствовать европейским законам. Эти фермеры страшно мучаются, потому что брюссельские бюрократы диктуют им, что делать, не понимая, сколько времени занимает этот процесс - перенести целую плантацию. Даже Кафка не мог бы придумать этот кошмар.
- Если сравнить ЕС с бюрократическими заморочками бывшего СССР – как вы думаете - кто кому даст фору?
- Мы вошли в Европейский Союз в 1973 году, когда Советская Империя еще была в силе. Вы правы: ментальность чиновников от ЕС осталась на уровне 70-80-х годов. Все очень, очень похоже.
- Говоря о том, что вас не устраивает в Евросоюзе, Вы несколько раз употребили слово «демократия». Какие демократические нормы ЕС, по-вашему. демократии не соответствуют?
- Одно дело – конституция ЕС и то, что в ней написано, и совсем другое, как это выглядит на практике. Брюссельских бюрократов, которые выпускают все эти циркуляры, никто не выбирал, они совершенно не умеют и не приучены тому, чтобы повернуться к людям лицом. В европейском парламенте нет точки невозврата. К ним невозможно обратиться и сказать: ваши правила не работают. Это настоящий диктат.
Что интересно – у тех стран, кто экспортируют в ЕС свои товары, но в нем не состоит – бизнес идет лучше. Например, у Китая. Мы тоже хотим наращивать международную торговлю со всеми странами, а не только внутри ЕС. Подумать только: пятая экономика в мире, четвертая по силе армия! Для нас это не прыжок в неизвестность. Мы хотим принадлежать к тем 170 странам, которые свободны и сами творят свою судьбу.
Этот брак не работал
- Когда появились первые «звоночки» того, что что-то у вас с ЕС идет не так?
- Еще до того как Британия вошла в его состав. Если бы она вступила туда сразу же после Второй мировой войны, Евросоюз был бы англо-немецким, у него были бы другие оттенки и направления, и он бы, возможно, даже назывался по-другому. Но модель пошла по франко-немецкому пути. В 1975-году, когда проводился самый первый референдум о членстве Британии в Евросоюзе, большинство британцев хотело быть в Европе. Все были «за» за исключением разве что коммунистической газеты «Морнинг Стар». Все остальные институты поддерживали идею Европы, что совершенный противоположно тем настроениям, которые царят в обществе сегодня. Сейчас газеты в основном поддерживают компанию за выход из Европейского Союза. У каждой партии есть своя «группа выхода». Среди консерваторов таких 85 процентов. Кэмерона поддерживают лишь те, кто ему чем-то обязан.
Все уже давно чувствовали, что пошли куда-то не туда. У британцев такой менталитет: мы довольно скептически относимся к реальности. Все зашло слишком далеко – единая валюта, граница и менеджмент. Есть исключения, конечно – то, например, что Британия сохранила фунт стерлинга - но факт остается фактом: мы все равно остаемся членами этого закрытого клуба. Выбор такой: либо мы остаемся и подчиняемся европейскому правительству. Или они оставляют нас в покое и сами решают свои проблемы.
- А почему это возмущает только Британию? Почему тогда все остальные члена «клуба» молчат?
- Не так давно я был на одном обеде в Париже и после 3 или 4 бутылки «Шабли» мы стали говорить про Францию, Британию и Европу. «Почему британцам все время все не нравится и они не хотят ни о чем договариваться, а только угрожают уйти?», - интересовались французы. И я, как разозленный муж, спросил: «А почему вы хотите, чтобы мы оставались? Этот брак не работал, в нем все время были проблемы. Почему вы хотите, чтобы мы остались в нем без нашей воли? Вы можете продолжать жить в своем эксперименте, а мы пойдем своей дорогой». Почему звучат постоянные угрозы со стороны европейских политиков? Это абсолютное непонимание британского характера. Угрозы функционеров-бюрократов только прибавляют очков компании ухода. Понравилось бы русским, если бы им стали диктовать, что можно делать, а что нельзя? Мы очень горды тем, что мы - независимая нация.
- А почему же вам тогда полтора года назад не понравилось, что независимыми хотели быть шотландцы?
- Да запросто! Чего ж они тогда не проголосовали? Независимое маленькое государство может работать даже лучше. Я, кстати, даже больше переживал из-за ухода Шотландии, чем за нынешний уход Британии из Европы. Это же часть нашей территории! Как вы разделите шотландскую экономику? Это одна территория, один остров! Шотландия – это первый и главный партнер Англии. Но если бы они решили, что хотят уйти, это был бы их выбор.
Не последняя капля
- Сыграл ли роль в нынешнем политическом кризисе исламский фактор и поток беженцев из Сирии, который буквально затопил Европу?
- Не думаю. Для нас это не самый первый вопрос. Что точно правда – так это идиотизм шенгенской зоны, при котором каждый ехал, куда хотел и образовывал свои «пятые колонны». Это не вина Англии, а идеалистический идиотский подход Брюсселя. Ну что это за правило: та страна, куда ступила нога беженцев, за них и отвечает? У Греции, например, или Сицилии нет ни денег, не возможности быть за это ответственными! Но повторюсь, даже не это стало «последней каплей». Кого-только Британия за свою историю не принимала: и французов-гугенотов, и евреев, и индусов. Не сама миграция «достала», а количество людей. Им нужны больницы, детские сады, школы. Если мы останемся в ЕС, мы будем принимать по 250 тысяч мигрантов в год все следующие 20 лет. То есть, на маленьком острове будут жить 80 миллионов человек. Куда их прикажете засовывать? Я не хочу, чтобы мои дети росли в такой стрессовой обстановке.
- Некоторые журналисты проводят параллели между компанией по выходу из ЕС, которую Вы возглавляете, и недавней смертью члена парламента Джоан Кокс. Что ваши идеи в наложении на психику нездоровых людей приводят к таким вот трагедиям…
- С чем я соглашусь – так это с тем, что обе стороны должны быть очень осторожны в агиткомпаниях. Мое персональное понимание: человек, который убил мать двоих маленьких детей, был просто не в себе. Он переводит стрелки на политику, но на самом деле он просто болен. Это очень важно, что у нас есть демократические дебаты, я не хочу, чтобы кому-то закрывали рот, но если один психически неуравновешенный человек сделал то, что он сделал - это не значит, что мы в своих аргументах не правы.
Враг моего врага
- Когда вы рисовали радужные перспективы будущих британско-российских отношений, вы забыли о том, что Британия – член блока НАТО, с которым у России отношения далеко не самые дружественные. Бывая в Прибалтике, я своими глазами вижу, как наращивается иностранное военное присутствие и как НАТО вплотную подходит к российским границам. Пасьянс не складывается…
- Если быть честным и прямым - то вина за охлаждение отношений лежит на обеих сторонах. Вроде бы начиная с 1991 года мы должны были находиться по одну сторону баррикад – перед нами стоят одинаковые угрозы, мы должны торговать – но мы упорно следуем принципу «Враг моего врага - мой друг». Как до этого дошло – люди в Британии совершенно этого не понимают. У нас с вами экономически и культурно гораздо больше общего, чем с другими.
- Но если в Британии есть понимание того, что многие наши с вами проблемы начались из-за тех новых членов ЕС, которые мутят воду и нас с вами ссорят - почему бы вам не поставить их на место?
- Я - профессиональный коммуникатор, директор пиар-агентства. А Лондон – рынок самых различных мнений. Если вы считаете, что кто-то выступает против ваших национальных интересов - тогда приезжайте сюда и презентуйте свои аргументы на нашей лондонской платформе. Вас никто не будет защищать, кроме вас самих – чтобы вашу позицию услышали. Слушают того, кто выступает и представляют свою позицию. Залезайте, вода хорошая!


Подобно апрельскому референдуму в Нидерландах, на котором голландцы отказались поддержать Ассоциацию Украины с ЕС, решение британцев не является юридически обязывающим, но при этом «рассматривается как политически обязывающее».
Именно в таких формулировках комментируется референдум о выходе Великобритании из Евросоюза в официальных документах британского Парламента.
Другими словами, референдум не имеет легальной силы, но обладает беспрецедентным политическим весом.
Единственный способ для страны-члена покинуть ряды ЕС — статья 50 Лиссабонского договора. По ней правительство должно уведомить Евросовет о своем намерении, который затем формирует методические инструкции по выходу.
Согласно же статье 218 (3), сами переговоры по условиям выхода должны начаться с рекомендации Еврокомиссии или главы европейской дипломатии (в данный момент эту должность занимает Федерика Могерини). После этого Евросовет назначает ключевого переговорщика со стороны ЕС.
При обсуждении условий внутри Евросовета представитель выходящего государства (собственно, премьер-министр Кэмерон) принимать участия в дискуссии уже не имеет права. Решение по общей позиции Евросовета должно быть принять «квалифицированным большинством» — в понимании Лиссабонского договора это от 72% государств, представляющих от 65% населения ЕС.
Переговоры должны занять не более двух лет с момента уведомления со стороны Лондона. После этого членство Великобритании в ЕС автоматически прекращается (если Евросовет не проголосует единогласно за продление переговоров).
Но до тех пор страна формально останется в составе Союза. Тем самым, запланированное на 2017 год президентство Великобритании в ЕС все равно состоится, а британцы в Европарламенте сохранят свои мандаты.
Однако процесс на уровне Евросоюза будет запущен лишь если правительство страны примет решение и подаст заявку в Евросовет «в соответствии со своими внутренними конституционными требованиями».
По словам британского юриста из Preiskel & Co Дэвида Грина, это упоминание может означать, что перед запуском процесса согласно статье 50 от Лондона потребуется согласие Парламента. В свою очередь, среди парламентариев наблюдается абсолютное превосходство противников Brexit: не менее 454 депутата из 650, по подсчетам BBC.



Ольга Потёмкина, заведующая отделом исследований европейской интеграции Института Европы РАН:
«Если говорить о практической стороне, я не думаю, что Великобритания сможет выйти из ЕС. Если проанализировать статью 50 Лиссабонского договора, возникает ощущение, что ее составляли так, чтоб выход был возможен, но неосуществим. Великобритания будет должна с каждой из 27 стран обговорить условия своего выхода. Причем ясно, что каждая из этих стран из этой сделки будет стараться получить для себя как можно больше. То есть Британии надо будет обговаривать с такими странами как Болгария, Румыния, прибалтийские страны условия недопуска их граждан на свой национальный рынок труда. Без их согласия Великобритания никуда не денется, плюс национальные парламенты этих стран должны будут ратифицировать условия договора их правительств с британцами, плюс должен ратифицировать соглашение Европейский парламент – а он против. Против и британский парламент. Так что думаю, что не доживу до момента выхода Британии из ЕС. По закону, переговоры могут длиться два года, но их можно продлить – и это может выглядеть так, как в случае с вступлением Турции в Евросоюз».


Лидер британской "Партии независимости" Найджел Фарадж, проводивший собственную кампанию по выходу Британии и Евросоюза, ожидает, что пойдет цепная реакция, и референдум относительно членства в ЕС произойдет как минимум в еще четырех странах.
"Мы предполагаем, что этого захотят в Дании. Такой же может быть ситуация в Швеции и Австрии, и даже в Италии. ЕС умирает, и мы первые, кто оставил эти стены. Мы согласны, что страны должны быть суверенными. Нужна торговля между ними. Однако общие президенты нам не нужны", - заявил Фарадж.


По версии газеты Washington Post, на выход из Евросоюза могут претендовать еще шесть стран: Нидерланды, Швеция, Греция, Венгрия, Франция и Дания. Опасения, что после Brexit Евросоюз немедленно развалится, кажутся преждевременными, однако сразу несколько европейских стран, в случае положительного решения британского референдума, будут готовы собирать вещи на выход. Эти страны объединяют особые национальные амбиции и имеют претензии к Брюсселю.
Швеция считает себя скандинавской Британией: к примеру, она тоже не стала отказываться от национальной валюты в пользу евро, а по вопросам европейской политики Швеция и Великобритания согласны в 90% случаев. Кроме того, во время недавнего миграционного кризиса страна приняла сотни тысяч беженцев, но оказалась не в состоянии интегрировать их. Из-за этого в стране набрали силу правые партии, использующие такую же риторику, что и британская UKIP (United Kingdom Independence Party, Партия независимости Великобритании), поддерживающая Brexit.
Дания в декабре прошлого года уже провела один референдум, касающийся ЕС – на нем датчане проголосовали против предоставления Евросоюзу новых полномочий. Кроме того, у Дании тоже немало проблем с беженцами, а Британия в последнее время является ее союзников в отношениях с ЕС, и с ее уходом лоббировать датские интересы станет труднее.
Греческий экономический кризис в последнее время исчез с первых полос газет, но это не значит, что он решен. Уход Великобритании может означать, что Евросоюз будет не в состоянии, как прежде, поддерживать греческую экономику на плаву. Так что Греции стоит опасаться не столько референдума, инициированного правыми партиями, сколько того, что ЕС сам захочет от нее избавиться.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан никогда не был большим любителем ЕС. Тем не менее, недавно он призвал Великобританию остаться, но, вероятно, только потому, что она является важным стратегическим партнером Венгрии. Сам он в ближайшее время тоже планирует провести референдум, касающийся полномочий ЕС. На нем будет задан вопрос о том, может ли Евросоюз распределять беженцев по странам несмотря на возражения этих стран.
Франция – самый известный евроскептик, 61% французов недовольны Евросоюзом. Наравне с Германией Франция является движущей силой ЕС, однако у нее хватает своих проблем, некоторые из которых – слабую экономикуи высокий уровень террористической угрозы – она считает виной ЕС. Лидер правых,Марин ле Пен, всячески поддерживает Brexit.
По словам премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, после Brexit власти ЕС должны «прислушаться к гласу народа» и понять, какой урок им преподнесла Великобритания. Лидеры Национального фронта Марин Ле Пен голландской Партии свободы Герт Вилдерс потребовали провести аналогичное голосование во Франции и Нидерландах.
Референдум о членстве страны в Евросоюзе могут провести и в Финляндии. Петицию опубликовал глава партии "Истинные финны" Себастьян Тюнккюнен. Сразу после завершения референдума в Великобритании подписи под документом поставили 3,5 тыс. человек.


Переворот в Евросоюзе: Берлин и Париж ставят ультиматум!
Европейский союз превращается в супергосударство. В распоряжение польского телеканала TVP.info попал 9-страничный документ, подготовленный главами МИД Германии и Франции, который немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер 27 июня собирается, представить коллегам из Вышеградской группы (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия). Принятие положений этого меморандума превратит ЕС из таможенного союза в единое европейское государство.
В этом новом Евросоюзе страны-участники утратят право на собственную армию, собственные спецслужбы, национальное уголовное законодательство, свою налоговую систему, национальную валюту и Центральный банк. Короче говоря, всего, что способно реально защитить интересы суверенного государства. Кроме того, страны-члены потеряют контроль над своими границами и механизмами принятия беженцев на своей территории. Будет введен единый визовый режим и единая общая внешняя политика в отношении других государств и международных организаций. Из документа следует, что предусматривается ограничение роли НАТО на европейском континенте.
В военной сфере Германия и Франция предлагают учредить European Security Compact, которые будут заниматься «всеми аспектами безопасности и обороны на европейском уровне» и «предоставлением гражданам ЕС безопасности на всех уровнях». В меморандуме говорится, что Европейский союз должен иметь возможность планировать и проводить гражданские и военные операции более эффективным способом с поддержкой постоянных гражданско-военных систем управления. ЕС должен иметь возможность полагаться на профессиональные силы быстрого реагирования. В рамках европейского сотрудничества государства-члены намерены создать постоянную структуру для сотрудничества в сфере обороны, что предусматривает возможность выполнения гибких военных операций.
Германия и Франция выдвигают идею создания единой системы разведки стратегического окружения ЕС и «общего понимания наших интересов». Берлин и Париж предлагают, чтобы Евросоюз проводил регулярный мониторинг своего стратегического окружения, данные которого будут обсуждаться в «Совете иностранных дел» и в Совете Европы. Эти обзоры должны быть подкреплены анализом «независимых структур». Предлагается усилить сотрудничество национальных разведок, улучшить обмен данными, планировать сценарии угроз в отношении групп стран, а также создать силы «Европейского реагирования» и «Европейские отряды гражданской обороны».
В случае принятия меморандума в Евросоюзе усилятся позиции Европейского генерального прокурора. Будет повышен статус его офиса, на сегодняшний день работающий исключительно в области защиты финансовых интересов ЕС. Предлагается дать прокурору полномочия для борьбы с терроризмом и организованной преступностью, что «потребует гармонизации уголовных кодексов между странами-членами». Как было сказано выше, национальные государства теряют право на ведение собственной миграционной политики. Для реализации этого положения предлагается создание «мультинациональной пограничной и береговой охраны», в которую через агентство FRONTEX страны-члены должны делегировать кадры. Германия и Франция также настаивают на введении системы принудительных квот на прием беженцев.
Одна из самых обширных частей меморандума посвящена вопросам расширения валютного Союза, то есть внедрения евро. Авторы пишут: «Мы должны признать, что кризис с евро и его последствия показали некоторые недостатки, которые заставляют граждан сомневаться в соответствии единой валюты обещаниям, данным перед ее введением, и даже сомневаться в осмысленности поддержания самого проекта евро, но у нас есть намерение дальнейшего следования процедуре на трех фронтах одновременно: укрепление экономического единства, повышение социальной справедливости и демократической ответственности, а также выработка устойчивости к ударам для обеспечения необратимости евро».
Элементом нового европейского валютного союза должен быть также вопрос о способности проведения национальной налоговой политики суверенными государствами. Судя по тому, что пишут авторы меморандума, все идет к созданию единой налоговой системы в будущем Евросоюзе и ограничению «налоговой конкуренции» между странами.
Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2149752.html



Другие статьи в литературном дневнике: