Четыре газовых туза
Глава Газпрома Алексей Миллер на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в четверг подробно рассказал, чем северный коридор поставок российского газа в Европу (Nordstream-2) лучше украинского транзита.
Миллер заметил, что он ничего не имеет против сохранения транзита через Украину, но он приведёт к дополнительным затратам в объеме от 25 до 43 миллиардов долларов в ближайшие 25 лет. Поставка тех же объёмов по строящемуся Nordstream-2 обойдётся в 2 раза дешевле.
Поэтому стороны, заинтересованные в сохранении украинского транзита, должны обусловить, кто именно компенсирует Газпрому неизбежные в таком случае потери.
Фактически Миллер предложил "партнёрам" выбор между экономической эффективностью и политической целесообразностью.
ЗА СКОБКАМИ ПОЛИТИКИ
Ещё в декабре 2015 года на саммите ЕС, в ходе которого русофобствующие восточные европейцы пытались поставить под сомнение целесообразность Nordstream-2, канцлер Германии Ангела Меркель чётко определила позицию своей страны, назвав его частным экономическим проектом. Фактически Меркель вынесла газопровод за скобки политических баталий.
Пожалуй, никогда и ни в чем федеральный канцлер не проявляла столько упорства.
Она годами жёстко противостоит давлению и своих партнёров по ЕС, и Еврокомиссии, и даже "старшего брата" в лице США, которые сообща пытаются сорвать реализацию проекта.
В вопросе "Северного потока-2" Меркель занимает позицию не менее жёсткую, чем занимал в отношении "Северного потока-1" её предшественник Герхард Шрёдер.
В чём же причина германского упорства?
Ведь к организации украинского кризиса Берлин приложил не меньшие усилия, чем Вашингтон, а сохранение газового транзита через Украину (для которого Nordstream-2 не оставляет свободных объёмов газа) – едва ли не последняя статья валютных доходов насквозь дырявого украинского бюджета.
Думаю, что мы не ошибёмся, если выделим четыре причины, по которым Германия будет бороться за реализацию данного проекта до последней возможности.
СЕВЕРНЫЙ МАРШРУТ ДЕШЕВЛЕ
Первую, но далеко не самую главную из них назвал Алексей Миллер. Поставки газа по Nordstream-2 обойдутся существенно дешевле, чем по украинскому маршруту. Для погрузившегося в системный кризис ЕС, который не имеет лишних средств, и чья экономика в борьбе за рынки нуждается в повышении эффективности и снижении затрат, это существенно.
Впрочем, если единственным камнем преткновения был бы вопрос цены, политическая целесообразность и "просьбы" американцев возобладали бы над здравым смыслом, как это не раз бывало ранее.
ХАОС НА УКРАИНЕ
Вторая причина – прогрессирующая хаотизация Украины и распад её государственности. Идущая третий год гражданская война в Донбассе постоянно угрожает превратиться в общеукраинский конфликт всех против всех. Причём с каждым днём центральная власть в Киеве всё слабее, а угроза полномасштабного внутреннего конфликта всё явственнее.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы представить себе, что будет гарантированно твориться с магистральными газопроводами, если территория Украины превратится в пространство, на котором будут выяснять отношения десятки "армий" и обычных банд.
Если в относительно контролируемой ситуации нацистская банда Ленура Ислямова взрывала опоры ведущих в Крым линий электропередачи, то кто помешает очередным "патриотам" взорвать газопровод, по которому газ "страны-агрессора" идёт к "европейским предателям", которые не предоставили стране победившего Майдана ни денег, ни "европерспективы", ни даже безвизового режима?
Между тем, газ в ЕС, особенно в зимний период, должен поступать гарантированно и вовремя.
УКРАИНСКАЯ ГТС ТРЕБУЕТ СРОЧНОГО РЕМОНТА
Третья проблема имеет технический характер, но также связана с гарантиями регулярности и своевременности поставки необходимых объёмов газа. Не только в России и на Украине, но и в Германии хорошо известно, что за 25 лет, прошедших с распада СССР, газотранспортная система (ГТС) Украины активно эксплуатировалась. При этом ни модернизации, ни даже тщательного ремонта не проводилось.
Между тем, всё хорошее когда-то кончается. Даже надёжное советское наследие рано или поздно изнашивается.
По оценке "Нафтогаза Украины", ещё при Ющенко (в 2005–2010 годах) уровень износа системы достиг 60%. Можно смело предположить, что сегодня он приблизился к отметке 80%, а то и превысил её.
Фактически в любой момент может начаться неконтролируемый развал украинской газотранспортной системы. Неизвестно, что хуже – периодические взрывы в целом исправного газопровода или каскад аварий с неизбежным выходом из строя всей системы.
При этом Германия имеет богатый опыт сотрудничества с Украиной в вопросе модернизации ГТС. В 2005 году "Нафтогаз Украины" получил целевой кредит "Дойчебанка" в миллиард евро (с возможностью последующего увеличения) на модернизацию ГТС. Первый транш кредита (500 миллионов евро) был разворован с такой скоростью и так бесследно исчез, что кредитование было немедленно остановлено.
Интерес Германии к украинской ГТС был надежно отбит. Когда при президентстве Януковича Киев попытался вернуться к замороженному при Ющенко вопросу создания трёхстороннего (Украина–Россия–ЕС) газотранспортного консорциума, оказалось, что не только ни одна германская, ни одна европейская газовая компания не интересуется появившейся возможностью.
То есть никаких иллюзий по поводу надёжности украинского транзита Берлин не испытывает.
ГЕРМАНИЯ – НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ ГАЗА
Наконец, есть и четвёртая причина, наверное, самая существенная.
После того, как все варианты "Южного потока" были заблокированы под давлением США, северный маршрут оказался единственной альтернативой украинскому не только для Германии, но и для Балкан и Южной Европы.
По сути, после реализации "Северного потока-2" Германия станет общеевропейским газовым хабом. Именно с её территории главный энергоноситель будет распределяться между остальными членами ЕС.
Опережающий рост евроскептических настроений ставит под сомнение перспективу сохранения Евросоюза в нынешнем виде. С исчерпанием возможностей германской финансовой системы оплачивать единство ЕС будет все сложнее.
В такой ситуации контроль над поставками газа в ЕС остаётся если не единственным, то наиболее существенным аргументом как в пользу сохранения ЕС, так и в пользу германского лидерства в нём.
Именно поэтому Берлин противостоял и будет противостоять попыткам заблокировать "Северный поток-2". Это последний шанс сохранить комфортную для германских элит модель ЕС.
Если позиция ФРГ будет продавлена США, Еврокомиссией и восточноевропейскими лимитрофами, это будет, во-первых, означать конец германского лидерства в ЕС, а во-вторых, неизбежный скорый конец Евросоюза – катастрофу европейской цивилизации в том виде, в котором мы её сегодня знаем.
Берлину осталось буквально "день простоять, да ночь продержаться". Через два года "Северный поток-2" должен вступить в строй. Так что не позднее конца 2018 года мы будем чётко представлять себе будущее современной европейской цивилизации.
Ростислав Ищенко,
обозреватель МИА "Россия сегодня".
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Президент России Владимир Путин на встрече с главами международных информагентств прокомментировал ситуацию вокруг поставок российского газа в страны ЕС и Турцию, включая проблему транзита через Украину. «Если вот та же Украина будет понимать, что у нее нет монопольного права на транспортировку российского газа в Европу, то и шантаж некоторых деятелей в отношении этих поставок прекратится», — приводит его слова ТАСС.
Он заявил: «Мы не отказываемся полностью от транзита через территорию Украины, кстати говоря. Вопрос — сколько мы будем транзитировать, куда. Практика предыдущих лет показала, что монополия — это плохая история, и когда у кого-то есть в руках какая-то монополия, то ей тут же начинают злоупотреблять», — передает РИА «Новости». «Если, кстати говоря, украинские партнеры нам предложат экономически целесообразный проект сегодня, предложат такой проект, который гарантирует нам и безопасность поставок, и экономическую целесообразность, мы будем работать с Украиной», — заявил он.
Путин напомнил, что несколько лет назад Россия предлагала создать международный консорциум с участием европейских партнеров и взять в аренду газотранспортную систему Украины, обязавшись ее содержать и развивать.
«Подписали, потом все выбросили в помойку», — констатировал президент.
Он добавил, что после этого Украина требовала снизить цену на газ ниже рыночного уровня.
«Но мы должны обезопасить себя от этого и нормально работать с Украиной», — заметил Путин.
Говоря о поставках в другие страны, он отметил, что Россия «ни на один день» не приостановила поставок газа в Турцию, несмотря на сложности в отношениях с этой страной.
«Голубой поток» функционирует в полном объеме по дну Черного моря. По континентальной части поставки идут в полном объеме», — сказал Путин. Также Путин высказался по поводу поставок в страны ЕС. «Мы в России исходили из того, что вход на территорию стран Евросоюза с южного направления диверсифицирует поставки энергетического сырья в Европу. Но сначала Европарламент принял решение, согласно которому „Южный поток“ объявили не соответствующим интересам Евросоюза, потом Еврокомиссия направила письмо правительству Болгарии, подтвердив это решение Европарламента и потребовав у болгарского правительства прекратить все подготовительные работы. И болгарское правительство это сделало, все работы были прекращены», — сказал Путин. «Как мы могли начать укладку трубопроводной системы в море, истратить там 9 млрд евро, утопить этот металл в море, не имея права входа на болгарскую территорию? Конечно, мы все это осознали и мы прекратили дальнейшую работу. Нам просто не дали этого сделать, мы не отказывались», — продолжил президент России. «Консорциум — международный, кстати, консорциум — обратился с предложением продолжить проект „Северный поток“ и построить вторую нитку — „Северный поток-2“. Надо сказать что он не является альтернативой „Южному потоку“. И в этом смысле он ни с кем не конкурирует», — добавил Путин. «Конечно, можно рассчитывать на сланцевый газ из США, но вы представляете: надо сначала его там добыть, еще неизвестно как, достаточно тяжело, и себестоимость добычи выше, чем себестоимость добычи у нас в Сибири или на Ямале, потом из него произвести сжижение, транспортировать через океан, регазифицировать и только потом доставить потребителю. Такая веселая история. Будет ли он конкурентоспособен на европейском рынке?» — сказал Путин. «Будет — значит хорошо, это только приведет к оживлению экономической жизни, мы этого не боимся», — добавил он.
Другие статьи в литературном дневнике: