Тень на плетень

Сергей Шрамко: литературный дневник

Куда идет НАТО? И вообще, кому надо такое НАТО?
Почему США войска из разных стран вроде бы выводят, но их число не уменьшается? И зачем они наводняют Европу вооружением, если число солдат пока не увеличивается?
Почему вдруг Европа стала бороться за энергонезависимость от России и к чему привела эта грандиозная борьба?
Эти и другие вопросы обсудили в авторской передаче "Необычная неделя" главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
— Вы считаете, что НАТО не военная, а политическая и бюрократическая организация, а также довольно успешный бизнес-проект США. Совместных войск под общим командованием у них нет. Тем не менее в каждой стране находится огромный американский контингент.
И у многих в этих странах это вызывает все большее недовольство. Уже было очень много различных происшествий, конфликтов и преступлений. В Японии, на Окинаве, были особенно недовольны поведением американских военных. Да и в Европе тоже нарастает недовольство, особенно после недавних событий в Латвии…
— Давайте не будем кривить душой. Существует соглашение, по которому Соединенные Штаты Америки не имеют права увеличивать военный контингент в Европе, и это соглашение соблюдается. Все эти маневры происходят на принципах ротации, то есть одни уходят, другие приходят. Проблема-то в другом, и в последнее время это стало особенно заметно. Техники-то стало можно гнать сколько угодно.
Происходит вот это прибытие тысячи единиц военной техники в Польшу, в Прибалтику и т. д., модернизация ядерного вооружения в Германии. Все это наводит на грустные размышления, потому что солдат-то можно пригнать тут же, быстро и оперативно, в течение одного дня, а технику так быстро не пригонишь. Вообще, на данном этапе скопление вооружений и военнослужащих НАТО у российских границ беспрецедентно большое со времен Второй мировой воны. Что это значит, что за этим последует — пока не знает никто.
— В связи с заявлениями Трампа, если они частично уходят из Европы и других стран, они же вернутся домой, и куда их дома-то девать? Неизбежно будет какое-то сокращение?
— Обратимся к недавней истории. Обама обещал вывести войска из Афганистана…
— Обама столько всего обещал…
— Да, Обама много чего обещал. Ну, вывели они часть войск, но их место сразу же заняли сотрудники частных военных компаний, которые аффилированы с Пентагоном. Хрен редьки не слаще. Солдат вывели, частников завели. Здесь, я думаю, будет все точно так же…
— А тех, кого вывели, куда дели?
— По такому же принципу — перераспределили по Европе… Откомандировали обратно в страну приписки, что называется, в порт приписки.
— Недавно они в Афганистане закрыли военный пункт и всех перевели в Латвию.
— Это такой же принцип ротации. Я боюсь, что Европу ждет такая же тень на плетень, то есть опять они будут мутить: здесь мы выводим, здесь мы играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачивали и т. д. И за все это Европе придется платить, потому что Трамп, судя по всему, мужчина серьезный, и если он обещал в ходе избирательной кампании, что вы, европейцы, будете платить за свою защиту, то они будут это делать.
Вспомните, как все начиналось, все было впервые и вновь, когда заговорили несколько лет назад о пресловутой зависимости Европы от российских энергоносителей. Вдруг выяснилось, что уже слишком Европа от России зависима. Ирония судьбы в том, что на данном этапе Европа еще больше зависима от поставки наших энергоносителей, нежели раньше, когда об этом только начинали говорить и бороться за энергонезависимость.
Идет обратный процесс, потому что система с доставкой дорогого американского топлива, сжиженного газа и т. д. не сработала. Ведь нужна инфраструктура, огромные дополнительные средства на это. США предпочитают, чтобы страны сами финансировали все эти вещи. Плюс падение цены на топливо в принципе сделало абсолютно нерентабельной эту доставку.
А российские энергоносители — вот они. Чуть-чуть кран открути побольше — и больше будет, только заплати — и все. Все-таки не зря Германия тянет вторую нитку "Северного потока", не зря реанимировали "Турецкий поток". Сейчас втихую реанимируют и "Южный поток" и т. д. Болгария не просто так сейчас затихла и к этому внимание не привлекает.
— Ну, в Болгарии и президент уже другой. А прошлый в ужасе просыпался от советских МИГов, которые летали…
— Да, он в частном разговоре в этом признался (спасибо добрым людям хакерам, которые периодически выкладывают разные прослушки). А самое любопытное, что он прямым текстом сказал: об меня вытерли ноги США. Вот, собственно, и все. Это хороший вполне себе такой самокритичный итог его президентства, с чем его можно и поздравить. Он отказался от супервыгодного "Южного потока". Болгария благодаря ему могла бы получить очень хороший прибыток для государственного бюджета по той простой причине, просто стала бы такой маленькой южной Германией.
— И еще там был еще проект атомной станции, за отказ от которого они выплатили нам сейчас 400 миллионов компенсации.
— Да, четыреста с лишним миллионов.
К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Чемодан без ручки
Президент США Дональд Трамп пообещал НАТО полную поддержку. Он заявил об этом, выступая в понедельник в штаб-квартире центрального командования Вооруженных сил США во Флориде. Но повторил, что ждет от партнеров "полных и надлежащих финансовых взносов в пользу альянса". А за день до этого Трамп поговорил по телефону с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом и тоже выразил поддержку альянсу.
С учетом того что в ходе предвыборной кампании Трамп неоднократно высказывал сомнение в целесообразности дальнейшего существования НАТО, наблюдатели тут же разделились на две группы. Алармисты заявили, что Трамп-президент начал разворот от принципов, декларированных Трампом-кандидатом, постепенно возвращаясь в русло старой политики. Оптимисты предпочли считать, что растиражированное заявление ничего не значит. Это, считают они, просто дань дипломатическому протоколу: нельзя, мол, с ходу генсеку НАТО гадости говорить.
Думаю, что не правы обе группы.
Евросоюз Трампу неинтересен
НАТО — механизм защиты американских интересов в Европе, а также обеспечения безопасности европейских союзников США (ЕС). Именно поэтому большинство членов ЕС является одновременно членами НАТО. Для восточноевропейских стран еще в 90-е была принята концепция параллельной интеграции. Согласно ей, членство в одной структуре не гарантировало членства в другой, но требования были согласованы, а процессы адаптации синхронизированы.
А какова позиция Трампа относительно ЕС?
Будучи кандидатом, он заявлял, что не считает Евросоюз жизнеспособным, а уже в статусе президента подчеркивал, что считает Brexit лучшим выходом для ЕС. Британский премьер Тереза Мэй стала первым главой государства, совершим официальный визит в США после избрания Трампа. Прежде чем поговорить по телефону с неформальным лидером ЕС канцлером ФРГ Ангелой Меркель, Трамп сепаратно обсудил европейские проблемы с покидающей Евросоюз Британией.
Это более чем ясный сигнал, что свою позицию по ЕС он не изменил.
Но если американское руководство исходит из нежизнеспособности Европейского союза, то и ценность НАТО оказывается под вопросом.
Нахождение в общей политико-экономической структуре (ЕС) хоть как-то дисциплинировало союзников, хотя противоречия между "старой" и "новой" Европами регулярно прорывались наружу.
Привести же к единому знаменателю почти три десятка амбициозных европейских национализмов, жестко конкурирующих друг с другом, будет и вовсе невозможно. Военный блок, члены которого оппонируют друг другу и ищут союзников на стороне, является профанацией.
Роспуск им не грозит
Однако президент США не обладает полномочиями по роспуску НАТО. Односторонний же выход США из альянса — далеко не простое решение.
Во-первых, против будет Пентагон. И это понятно. Десятилетиями американские штабы разрабатывали военную стратегию, исходя из возможности базировать свои войска (включая стратегические вооружения) в Европе. Исчезновение НАТО потребует не только создания новых планов, которые не месяц, а зачастую и не один год разрабатываются, но и перестройки всей структуры Вооруженных сил США.
Генералы не погрешат против истины, если заявят, что на весь этот период уровень обеспечения безопасности США и возможности вооруженных сил по обеспечению проекции силы на международной арене резко снизятся. Возможности политической компенсации военной слабости генералы не учитывают — не их компетенция.
Во-вторых, не придет в восторг ВПК. Не будет НАТО — не будет единых стандартов вооружений, которые обеспечивают почти монопольное положение американского ВПК на европейском рынке. Торговцы оружием понесут существенные убытки. Поскольку же они платят со своих прибылей существенные налоги в казну, то и Минфин поинтересуется, чем ему затыкать образовавшуюся дыру.
В-третьих, европейцы начнут кричать о предательстве идеалов "свободного мира", и этот крик подхватят американские глобалисты, которые только и ждут повода развернуть очередной виток кампании по дискредитации Трампа.
Проблем очень много, и одним ударом их не решить. Поэтому Трамп будет сотрудничать с НАТО. И будет это делать еще не один год.
Чего же хочет Трамп? Президент США пытается сбалансировать бюджет. Для этого ему надо сократить расходы. США и раньше тяготились тем, что содержание НАТО практически легло на их плечи, а европейские союзники наотрез отказываются выделять на нужды своих вооруженных сил даже те 2% ВВП, которые были согласованы десятилетие назад.
Но до сих пор никто в Вашингтоне не ставил под вопрос роль НАТО как инструмента американской политики. Поскольку Трамп считает, что альянс в обозримом будущем не сможет играть эту роль, он не желает больше тратить на эту структуру американские деньги без счета.
США хотят заставить европейцев самих оплачивать свои военные нужды и переложить на них большую часть расходов по содержанию НАТО.
Российский подход
Вашингтон с опозданием лет на пять пришел к той же схеме, которую предлагает своим партнерам по Евроазитаскому экономическому союзу (ЕАЭС) Москва, и которая периодически вызывает вспышки гнева у суверенных президентов независимых держав.
Партнеры России видят в ЕАЭС своего рода СССР-2. В этом "обновленном союзе" бывшие республики, по их мнению, должны сохранить полный политический суверенитет, вплоть до возможности заключать союзы (и торговые соглашения) с врагами или конкурентами России. Но при этом Москва, по их мнению, должна обеспечить им такую же финансово-экономическую поддержку, как та, которую союзный центр оказывал национальным республикам.
Подход России другой. Партнерам дается возможность на равных правах с российскими предприятиями работать на 146-миллионном российском рынке и на 200-миллионном рынке ЕАЭС, в то время как их собственные рынки составляют от 3 до 15 миллионов потенциальных покупателей. В отдельных случаях могут быть предоставлены специальные преференции. Но о постоянном безвозмездном финансировании речи не идет.
Если есть желание что-то получить — надо что-то предложить, кроме словесных уверений в дружбе и братстве.
Чемодан без ручки
Сейчас Трамп занимает аналогичную позицию в отношении ЕС. Вам необходимо НАТО — платите за него. США и так содержат самые дорогие в мире вооруженные силы, без которых НАТО в военно-политическом смысле — инвалид. Вашингтон не требует оплачивать его военные услуги, но свою (пропорциональную) долю в коллективный бюджет надо внести.
rightЕвропейские армии должны выйти хотя бы на тот уровень боеготовности и эффективности, на котором они находились в конце 60-х — начале 80-х годов. Сейчас без поддержки американцев они все вместе неспособны провести операцию даже уровня вторжения в Ливию. В начале ХХ века ее оккупировала Италия — одна из слабейших на тот момент в военном отношении европейских держав. Через сто лет с этой задачей без американцев не были способны справиться объединенные силы нескольких сильнейших армий ЕС.
Во всех заморских операциях, проводимых под эгидой или при поддержке НАТО, силы США составляют 80-90%, а весь ЕС выставляет от силы 10% (остальные собираются с таких партнеров, как Украина и Грузия). И то Европа предпочитает посылать в горячие точки медиков, части тылового обеспечения, в крайнем случае — саперов и авиацию, но никак не линейные войска.
В Вашингтоне уже десять лет назад поговаривали, что такое НАТО становится чемоданом без ручки. Но находившиеся до последнего момента у власти глобалисты не могли ставить под сомнение эффективность блока по идеологическим причинам — НАТО являлось символом объединенного Запада.
У Трампа таких ограничений нет. И он откровенно говорит европейцам, что период торговли дружбой на мировой арене прошел. За дружбу и братство больше не платят. Теперь в цене — взаимовыгодное партнерство, своего рода международно-политический "хозрасчет".
Думаю, Трамп не собирается насильно разгонять НАТО, и он не планирует его сохранять через силу. Он просто хочет, чтобы те, кому эта структура больше нужна, больше и тратились на ее содержание.
В общем, как это всегда бывает в истории, сходные проблемы порождают сходные решения. Если эпоха "младших" и "старших" братьев закончилась, то закончилась она везде: и на Западе и на Востоке.
Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня": https://news.rambler.ru/articles/36037969/?utm_content=news&utm_medium=read_more&utm_source=copylink






Другие статьи в литературном дневнике: