Заработать на ненависти

Сергей Шрамко: литературный дневник

В интернете больше половины пользователей сталкивались с угрозами и оскорблениями, а российский сегмент вообще один из самых агрессивных — это показало международное исследование. Откуда возникают страх и ненависть в Сети и кто на этом зарабатывает, выяснил "Огонек".
Бессонница, стресс, неуверенность в себе — лишь немногое из того, на что жаловались интернет-пользователи — участники опроса, проведенного компанией Microsoft в 14 странах, включая Россию. А еще: кризис в личной жизни, учебе, на работе. Самая повторяющаяся жалоба: "Я теперь меньше доверяю людям". Причем не только в Сети, но и в реальности.
Все это результат агрессивных нападок в интернете — от оскорблений до шантажа и преследования. Согласно опросу, пострадавшими себя считают 65 процентов пользователей. В России — 74 процента — один из самых высоких показателей.
Исследование разделило страны по уровню культуры поведения в интернете. Выяснилось, что в странах с низкой культурой пользователей отличает беззаботность: они убеждены, что ничего плохого в Сети с ними не случится. О том, что придется как-то защищаться, наши люди задумываются, уже столкнувшись с неприятностями. Хотя превентивные меры не требуют особых усилий, уверяют эксперты по кибербезопасности: главное — как можно меньше ваших персональных данных в открытом доступе.
У агрессии в интернете, как показал опрос, есть национальные особенности. Так, в России и Южной Африке пользователи больше сталкиваются с домогательствами
Агрессия в Сети проявляется в разных формах. Наиболее типичная — оскорбления. Но бывают и весьма изощренные, как, например, скрытое преследование. Так, в начале февраля британская пресса обсуждала историю жительницы Шотландии Эйри Джил Шарп, которая в течение четырех лет выкладывала в аккаунте Twitter свои фотографии с молодым человеком, в том числе из путешествий, а ее подписчики ставили "лайки" и поздравляли с удачным выбором. Идиллия, вероятно, продолжалась бы и дальше, но один из подписчиков заметил следы фотошопа и, чтобы разоблачить обманщицу, разыскал в соцсетях молодого человека со снимков. А тот, узнав о подлоге, был шокирован еще больше, когда выяснилось, что Шарп все эти годы следила за его аккаунтом и главным образом фотографиями из поездок, чтобы потом побывать в тех же местах и сняться на камеру для совместных фотоколлажей. Шарп с молодым человеком прямо никак не контактировала, и все же он считает себя пострадавшим.
У агрессии в интернете, как показал опрос, есть национальные особенности. Так, в России и Южной Африке пользователи больше сталкиваются с домогательствами, в Мексике они страдают от угроз сексуального насилия, бич китайского интернета — запугивание и шантаж с использованием украденной личной информации.
В странах с развитой интернет-культурой, где пользователи, по идее, знают, как защититься от сетевых агрессоров, свои нюансы. Там жертвы судятся. Среди наиболее резонансных — недавняя история неаполитанки Тицианы Кантоне. Ее бывший бойфренд выложил в Сеть откровенное видео с ее участием, порносайты подхватили наживку, а кадры разошлись по итальянскому сегменту интернета как мемы. На борьбу с травлей она потратила два года и добилась "права на забвение" — видео было удалено c сайтов поисковиков и других онлайн-ресурсов. Несмотря на это, у истории трагическая концовка: спустя время Кантоне покончила с собой.
Случай, казалось бы, исключительный и чужой. Если не знать, что согласно опросу, проведенному компанией ESET, каждый третий россиянин, ведущий романтическую переписку онлайн, обменивается с собеседником своими интимными снимками. Как защитить себя, если собеседник не оправдает доверия? Этот вопрос волнует не только любителей такого общения в России. Многие из них, показало исследование, предпочитают использовать мессенджеры — и это неслучайно.
Популярность этих сервисов по мгновенному обмену сообщениями стремительно растет в мире и России в частности. Как их позиционируют создатели, это зашифрованная, то есть более защищенная коммуникация, от спецслужб, хакеров и, вероятно, непорядочных любовников. Одна из опций многих мессенджеров — исчезающие сообщения, то есть отправленный текст, фото или видео стираются после просмотра.
Разумная предусмотрительность? Или признак кризиса доверия? Социологи и психологи (появились целые научные направления — социология интернета и киберпсихология) не дают однозначного ответа.
— С момента появления интернета представление о доверии в его пространстве заметно изменилось,— считает социолог, интернет-исследователь Полина Колозариди.— В период расцвета ЖЖ пользователи зачастую общались с теми, кого не знали, вообще ни разу в жизни не видели. А сегодня, в эпоху соцсетей и мессенджеров, мы обычно знаем того, с кем общаемся, контакты с незнакомцами — скорее редкость. При этом развиваются онлайн-ресурсы по каучсерфингу и совместному потреблению (sharing economy), которые, по идее, строятся на доверии между незнакомыми друг другу пользователями.
Таким образом, заключает Колозариди, в интернете формируется бизнес на доверии. Вместе с тем находятся те, кто, в свою очередь, пытается заработать на ненависти. Как, например, американский писатель-комик Брендан Альпер, бывший инвестбанкир, который в этом году запустил мобильное приложение для знакомств Hater (в переводе с английского — ненавистник). Программа подыскивает потенциальных партнеров на основе совпадений не предпочтений, как это обычно делается, а ненавистных вещей. При регистрации пользователь может выбрать из 2 тысяч тем те, которые его бесят: Дональд Трамп, медленно идущие люди, подтаявшее мороженое, селфи и тому подобное. По словам создателя приложения, он против любых форм дискриминации и агрессии и верит в то, что от ненависти до любви один клик.
Сеть — это по-прежнему пространство возможностей, отмечают исследователи интернета, в том числе и для проектов, подобных Hater. Однако, подчеркивают они, теперь присутствие в Сети сродни обязанности, ведь сегодня не иметь аккаунта в соцсетях — значит выпадать из жизни. Другая крайность — интернет-зависимость, от которой уже даже "лечат" — цифровым детоксом (временным отказом от гаджетов). В связи с этим эксперты заговорили о потребности в "интернет-гигиене". К примеру, сегодня событие, ставшее резонансным и вызвавшее ожесточенные споры в соцсетях, нередко оказывается поводом к "чистке" френдленты. Речь не только о расхождении позиций: из "друзей" удаляют наиболее агрессивных.
Группа исследователей в Манитобском университете (Канада) уже несколько лет занимается изучением интернет-троллей — пожалуй, самых надоедливых и расплодившихся за последнее время в Сети агрессоров. Они утверждают, что на самом деле троллинг — это не онлайн-феномен, а проявление обыкновенного садизма, ведь человек получает удовольствие от издевательства над другими. И это дополнительный аргумент в пользу того, что агрессивен не интернет, а некоторые его пользователи.
Материал подготовила Мария Портнягина
http://www.kommersant.ru/doc/3206205




Другие статьи в литературном дневнике: