Архивные тайны

Сергей Шрамко: литературный дневник

В руках у меня метрическая книга 1908 года села Чуевка (ныне п. Добринка). Удивлена, с какой тщательностью священники каллиграфическим почерком черными чернилами записывали в графы имена родившихся, бракосочетавшихся, умерших. Метрические книги в России до революции аккуратно велись духовенством в приходах.
После Октябрьских событий — только государственными чиновниками. Если взять какой-нибудь волисполком после 1917 года, то невольно поражаешься произошедшим в ведении документов переменам. Записи сделаны на клочках бумаги, неграмотно, неразборчивым почерком.
А потому историю своего рода, по мнению ветерана Липецкого областного государственного архива Валерия Полякова, можно достоверно проследить лишь до начала революции.
Журналисты «Липецкой газеты» решили выяснить, с какими просьбами люди обращаются в архив.
Государственный архив Липецкой области был создан по инициативе врача, краеведа Михаила Трунова в 1919 году. Как человек заинтересованный, он взял на себя обязанность сохранить исторические документы, внимание к которым в годы революционных преобразований угасло, и предложил властям организовать архив.
Сначала архив, как и сам Липецк, был уездным. Затем в ходе различных реформ стал районным, городским, а в 1954 году с созданием Липецкой области приобрел сегодняшний статус.
Многие годы архив кочевал по разным адресам. В 1976 г. власти приняли решение о строительстве специального здания площадью 4000 кв м на улице Папина, 2б. Через два года оно было сдано в эксплуатацию. С тех пор здесь расположен Государственный архив Липецкой области.
— Архив перешел к использованию новых технологий, оргтехники. Бумажные носители практически ушли в прошлое. Современные документы хранятся в электронном виде, — говорит Юрий Чурилов. — Архивные нужно оцифровать. В этом случае подлинники сохранятся долго для многих поколений липчан, имеющих интерес к истории своего рода.
Под грифом «Секретно»
Ежедневно сотрудники архива выдают архивные справки, выписки из метрических книг, ревизских сказок, исповедальных ведомостей. Здесь хранится информация о выделении земельных участков, нотариальные и архивно-следственные дела.
— Последние стали доступны после того, как органы безо¬пасности рассекретили часть дел этой категории и передали нам порядка 22 тысяч документов, — рассказывает начальник областного государственного архива Юрий Чурилов. — Документы специ¬фические, для них определен специальный доступ, то есть не каждый желающий их может взять. В них подчас хранятся семейные тайны. Есть и исторически важные бумаги. Интересны материалы по немецкой летной школе, базировавшейся в Липецке с 1931 по 1933 годы. Хранятся в архиве и документы о семьях наших известных земляков: Бунина, Семашко, Семенова-Тян-Шанского. Сохранились и поистине уникальные документы. Один из них — подлинный чертеж колокольни собора архитектора Константина Тона, переданный на хранение коллегами из Государственного архива Орловской области.
— По чертежу можно достроить Вознесенский собор Ельца, то есть восстановить пристройку в ее подлинном виде, — говорит Валерий Борисович.
Год от года востребованность документов меняется. К примеру, года 3 назад многим требовались документы по восстановлению права собственности на земельные участки. Был период, когда люди обращались, чтобы установить право на получение льгот, в основном матери-героини.
Ну а вообще запросы у посетителей разные: кто-то собирает по крупицам трудовой стаж, кому-то нужно подтверждение места и времени работы, если организации обанкротились и сдали документы в архив.
Загадки метрических книг
История рода, рассказанная языком подлинных документов, в XXI веке стала у жителей Липецкой области очень востребованной. Поэтому обращаются в архив многие. Запрос, сделанный в стол справок, передается на исполнение сотрудникам хранилища дореволюционных документов. В хранилище, куда мы поднимаемся по лестнице, прохладно, поскольку соблюдается особый режим хранения документов, выставляемый по приборам. На металлических стеллажах множество папок с делами под индивидуальными номерами.
— Когда нужное архивное дело находится, исследователь работает с ним в читальном зале, при этом мы поясняем ему принцип действия, — рассказывает ведущий архивист Елена Жуковина. — Обычно человек, желающий узнать свою родословную, называет населенный пункт, где родились его родственники. Мы предоставляем описи. Как в библиотеке, ищем дела по заголовкам, находим интересующий посетителя год. Сотрудники хранилища по шифрам отыскивают нужные дела, приносят их в читальный зал.
— Часто посетитель не знает точную дату рождения своих предков, и на всякий случай мы смотрим даты на два-три года раньше и позже, — поясняет Елена Жуковина.
Церковные метрические книги — один из наиболее интересных документов. Это реестр, содержащий официальные записи актов гражданского состояния, а также другие значимые пометки из жизни конкретного уезда. Метрическая книга представляет собой хронологический список событий за год, делящийся на три основные части: первая часть — записи о рождающихся, вторая — о бракосочетающихся, третья — об умерших с указанием причины смерти.
Поиск совершается по именам. Они содержатся в первой колонке. Во второй колонке записаны имена родителей и восприемников, то есть крестных родителей. Далее следует колонка с указанием дат рождения и крещения. В последней колонке — имя священника, совершавшего таинство крещения.
— Чаще всего крестили младенца или в день рождения или на следующий, что было связано с высокой детской смертностью, — уточняет Елена Александровна. — Обычно записи делал священник и его причт.
— Но, к сожалению, документов для составления родословной у нас не очень много, — говорит ведущий архивист Валерий Поляков. — Метрические книги церквей сохранились не в полном объеме, а исповедальных ведомостей и того меньше. А ведь именно они являются единственным источником для изучения генеалогии.
В роли исследователя
В минувшем году сотрудники архива провели 31 генеалогическое исследование, — рассказывает Юрий Чурилов. — Исследователи-краеведы занимаются поиском информации для написания книг. Наш земляк Сергей Юров на основе архивных документов издал книгу «Город Романов-в-Степи и его округа». А вот другой труд — «Усадьбы Липецкого края», изданный липецкими краеведами Александром Клоковым и Андреем Найденовым благодаря архивным документам. Прежде чем книга вышла в свет, была проведена огромная исследовательская работа.
По словам сотрудников Липецкого областного архива, особым спросом пользуются архивно-следственные дела, по которым современники пытаются узнать о судьбах своих родственников – родителей, дедов и прадедов. Кто-то хочет понять, почему их постигла печальная участь, кто-то ищет подтверждение факта репрессий для восстановления имущественных прав. Если есть опись имущества, то государство материально возмещает ущерб. Почти всегда людей интересует место захоронения предков. Но такой информации в архивах нет.
Нина Вострикова "Липецкая газета". 9 февраля 2017 г.



Другие статьи в литературном дневнике: