На борьбу с врагами наций!

Сергей Шрамко: литературный дневник

Швейцарская газета Le Temps в статье «Контрнаступление на «фейковые новости» рассматривает перспективы борьбы с дезинформацией в предвыборных кампаниях во Франции и Германии.
Фейковые новости (англ. «Fake news»), или иными словами ложь, дезинформация, уже давно стали феноменом, присущим современному медиапространству. Долгое время на это просто не обращали внимания, а интернет получил название «мировой информационной помойки». Однако после последних президентских выборов в США, на которых, как утверждали мировые СМИ, лживая информация распространялась в социальных сетях, к этому явлению было приковано пристальное внимание западной общественности, разумеется под соусом «руки Москвы». На мировых провайдеров соцсетей было оказано давление, и Facebook вместе с Google приступили с начала февраля к поиску и изъятию «лживого новостного контента» уже в странах Европы. Но эффективность «такой борьбы с анти-оболваниванием» достаточно сомнительна, резюмирует швейцарская газета.
Во Франции «Гугл» и «Фейсбук» запустили проект «Перекрестная проверка» («CrossCheck»), в котором участвуют 16 редакций ведущих газет и телеканалов. Цель: отделить «правду от лжи» и заблокировать последнюю. Во Франции идет активная выборная кампания, и французский истеблишмент опасается того, что в этой стране может произойти нечто подобное «Брекзиту» (решение референдума о выходе Великобритании из ЕС) или победе «несистемного» кандидата Дональда Трампа на президентских выборах в США в ноябре прошлого года. Как известно, победа Трампа до сих пор вызывает откровенное неприятие в ведущих американских СМИ.
Кроме того, «Фейсбук» перенес на Францию и Германию апробированную в США методику, согласно которой в данной сети любая информация, признанная двумя известными СМИ как лживая, автоматически обозначается красным флажком, что должно снижать ее привлекательность и тормозить ее дальнейшее распространение в этой соцсети.
Однако попытки обложить дезинформацию «красными флажками» в Европе начались раньше. Так, Швейцария с начала 2014 г. участвует в европейском проекте «Фама» - по имени греческой богини молвы (слухов). Проект был разработан в ряде университетов Великобритании и Германии. В нем участвуют девять европейских партнеров, в том числе Швейцарское информагентство Swissinfo. По мнению авторов этого проекта, он позволяет выявить дезинформацию в медиапространстве с надежностью в 75 – 80%.
Это политическое решение
Ведущие мировые соцсети приступили к охоте за «фейками» по прямому указанию Еврокомиссии (руководящий орган Eвросоюза), отмечает Le Temps, ссылаясь на соответствующее высказывание в конце января еврокомиссара по общему рынку цифровых технологий Эндрюса Ансипа (Andrus Ansip). А уже в начале февраля указанные выше соцсети приступили к регламентации и отсеву информационного контента.
Ряд европейских СМИ в один голос заговорили о том, что «фейковые новости» являются новым информационным оружием России. Как будто бы это российское изобретение. Но неслучайно, что европейский проект по выявлению дезинформации назвали «Фама» – об эффективном воздействии слухов, полуправды и лжи хорошо знали уже древние греки.
Между свободой прессы и цензурой.
Ложь – она как вирус и распространяется быстрее правды. Так полагает один из редакторов L’Agence France Presse. Ложь, как правило, более простая в понимании и часто имеет эротический оттенок, что быстро привлекает внимание читателей. Если говорить о действиях «Фейсбука» по фильтрации фейков, то она, по мнению газеты, будет малорезультативной. Ведь погоня за «лайками» лишь порождает распространение сенсаций и слухов, проверять которые читателям просто некогда.
Прозрачность и возможность знать все точки зрения должны оставаться важнейшими принципами редакционной политики любого СМИ, полагает Le Temps, явно намекая на то, что борьба с лживыми новостями может легко переродиться в возврат к системе цензуры, с которой в свое время были хорошо знакомы в странах как Запада, так и Востока.
Алла Хромова, кандидат экономических наук, директор швейцарской компании «Эдельвейс МедСервис». Берн, 22 февраля 2017


Фейковые новости практически стали трендом BBC минувшего года и обещают не сдавать позиций в нынешнем. Лидер Лейбористской партии Великобритании Джереми Корбин в эфире программы на BBC обвинил телеканал в распространении фейковых новостей. «Я удивлён, что BBC транслирует фейковые новости. Новостей-то нет», — заявил Корбин. Поводом послужили вопросы ведущего о политическом будущем Корбина, основанные на слухах и домыслах.
BBC не в первый раз обвиняется в предвзятости и распространении непроверенной информации. Так, в 2015 году члены британского парламента обвинили вещательную корпорацию в некорректном освещении вопросов, связанных с Европейским союзом. Ещё один протест был связан с тем, как в сентябре 2014 года BBC освещала референдум о независимости Шотландии. У штаб-квартиры телеканала в Глазго собрались тысячи людей, которые обвиняли корпорацию во лжи и поддержке противников отделения. Так, в эфир телекомпании был выпущен смонтированный сюжет, в котором журналист задаёт вопрос премьер-министру Шотландии Алексу Салмонду, а тот якобы не находит ответа. На самом же деле ответ последовал, но его вырезали.

Три четверти граждан США верят в фейковые новости. Об этом в среду, 7 декабря, сообщает исследовательская компания Ipsos, передает BuzzFeed.
С 28 ноября по 1 декабря компания опросила более трех тысяч американцев и выяснила, что 75 процентов из них верят поддельным заголовкам, принимая их за настоящие новости. Также выяснилось, что люди, активно использующие социальные сети, чаще не могут отличить правду от лжи.
Во время президентских выборов в США распространяемые через Facebook фейковые новости обогнали по уровню интереса читателей реальные публикации авторитетных изданий. Так, 20 самых популярных фальшивок собрали 8 миллионов 711 тысяч шеров, лайков и комментариев, а 20 самых популярных статей СМИ — почти на полтора миллиона меньше.
«Выборы в США 2016 года стали важным событием для новой политической истории: информация и дезинформация стала доминирующей валютой избирателя», — подытожил представитель Ipsos Крис Джексон (Chris Jackson).


Телеканал CNN со ссылкой на анонимные источники заявил, что спецслужбы США располагают информацией о наличии у России компромата на избранного президента Дональда Трампа. После этого портал BuzzFeed опубликовал якобы принадлежащий американской разведке 35-страничный доклад, посвящённый российскому досье на политика. В нём, в частности, сказано, что Дональд Трамп «занимался извращениями» на кровати номера отеля в Москве, где когда-то останавливались Барак и Мишель Обама. Однако организация WikiLeaks сочла документ подделкой.
Сам Трамп публикуемые в СМИ фейковые новости считает «абсолютной политической охотой на ведьм». До того он неоднократно упрекал СМИ в распространении ложных новостей.
Выступая в пятницу на ежегодной Конференции консервативных политических действий в городе Нэшнл-Харбор (штат Мэриленд), президент назвал "фейк-ньюз" "врагом нации". Подчеркнув, что он не против СМИ и прессы вообще и честную журналистику своим врагом не считает.
По его словам, следует запретить прессе ссылаться на анонимные источники – "нужно прямо называть имена". Если они считают Трампа таким ужасным человеком, пусть скажут об этом прямо в лицо, сказал президент.
Трамп подверг отдельной критике тех журналистов, которые, не желая отказаться от "своих фальшивых историй", постоянно ссылаются на Первую поправку к Конституции США (которая, в частности, гарантирует, что Конгресс не посягает на свободу слова и прессы).
Президент США подверг жесткой критике СМИ, распространяющие ложную информацию ("fake news") и ссылающиеся на анонимные источники. «СМИ фейковых новостей сознательно не говорят правду. Огромная опасность для нашей страны. Допускающая оплошности New York Times превратилась в анекдот. Точно так же, как и CNN. Печально!» — заметил Трамп, назвав телеканалы NBC, ABC, CBS, CNN и газету The New York Times врагами американского народа.
Вчера журналистов ряда СМИ не допустили на регулярный брифинг Белого Дома. Администрация президента США отказала в допуске на пресс-конференцию корреспондентам телеканала CNN и изданий The New York Times, Los Angeles Times, Politico, BuzzFeed и The Daily Mail. Отсеяны были представители и ряда других СМИ, включая телекомпанию Би-би-си, газету "Хилл", сетевой ресурс "Баззфид".
Зато приглашения получили сотрудники ряда СМИ консервативной направленности.
По данным CNN, на брифинге присутствовали журналисты изданий Breitbart News, The Washington Times и One America News Network. Корреспонденты агентства Associated Press и журнала The Time в знак солидарности бойкотировали пресс-конференцию.
Дональд Трамп президент США: «Несколько дней назад я назвал лживые новости врагом американского народа. Я повторю, враги народа. Кто-то говорит мне: вышел провокационный вопрос. Я спрашиваю: «Какого агентства?» И слышу ответ: «Можно даже не упоминать имена. Вы все их знаете». Clinton News Network — одни из них. Вы видели на протяжении всей предвыборной кампании. Видите и сейчас. Лживые новости не несут правды».
"Существуют огромные фейковые СМИ. Огромные фейковые репортажи. Проблема в том, что люди, не участвующие в репортаже, об этом не знают", - заявил Трамп в интервью сайту Breibart News.
Отдельно он остановился на газете New York Times. Данное печатное издание лидер США обвинил в распространении информации о его сексуальных домогательствах, якобы газета искажала слова обвинявших его женщин. "Если вы читаете New York Times, их намерения настолько злобны, настолько плохи. Репортажи во многом неверны", - подчеркнул Трамп.



Другие статьи в литературном дневнике: