Ровно три года назад на Украине произошел государственный переворот, одним из следствий которого стала быстрая деградация экономики страны. С этой точки зрения, основной итог «Евромайдана» – это окончательное закрепление Украины на глобальной хозяйственной периферии в одной компании с отсталыми странами Африки. И покатиться по этой колее оказалось удивительно просто. Нужно понимать, что новые власти Украины своими руками сделали все, чтобы страна ускоренным темпом вошла в число периферийных экономик. И, похоже, не слишком задумывались о том, что соскочить с этой траектории будет практически нереально.
Страна глобального Юга
Для экономики Украины мечты о евроинтеграции обернулись движением в прямо противоположном направлении. По данным Всемирного Банка, в 2014 году ВВП страны в абсолютных показателях рухнул на 28,1%, в 2015-м падение составило уже 31,3% - по его итогам украинский ВВП составлял 90,6 млрд долларов, что сопоставимо с уровнем 2005 года. Для сравнения, в кризисном 2009 году ВВП Украины упал почти на 35%, но экономика быстро «отскочила от дна», к 2013 году достигнув рекордной для постсоветского периода отметки – 183,3 млрд долларов.
Сейчас восстановление экономики хотя бы до этого уровня выглядит делом весьма отдаленного будущего. В прошлом году, согласно недавней оценке минэкономразвития Украины, ВВП вырос примерно на 2%, но это означает лишь то, что экономика нащупала пресловутое «дно кризиса», на котором может пребывать сколь угодно долго. Подавляющее большинство населения рост экономики в столь небольших масштабах попросту не ощущает, а стимулов для быстрого восстановительного роста у страны нет. Тем более, что в расчете на душу населения ВВП продолжил падать: с уровня в 3969 долларов в 2013 году он опустился до уровня в 2052 доллара по итогам прошлого года, что, опять же, возвращает Украину более чем на десятилетие назад. На глобальной шкале близкий уровень ВВП на душу населения имеют такие страны как Узбекистан, Республика Конго, Джибути, Лаос – одним словом, те, кого принято относить к глобальной периферии или «мировому Югу».
Бедность стран глобальной периферии является прямым следствием специфической структуры их экономики, в которой преобладает производство первичного сырья. Именно по этому пути экономика Украины уверенно двигалась последние три года, о чем наглядно свидетельствуют данные об экспорте, приводимые службой государственной статистики. С 2013 по 2016 годы его общий объем упал более чем вдвое – с 77 до 32,7 млрд долларов, но при этом в некоторых сырьевых позициях спад оказался не слишком значительным. Например, объем экспорта продукции растениеводства в 2013-2016 году снизился с 8,9 до 7,1 млрд долларов (в том числе зерновых – с 6,4 до 5,4 млрд долларов), а экспорт жиров и масел остался на прежнем уровне – 3,5 млрд долларов в год. С учетом трехкратной девальвации гривны это означает, что украинским производителям пришлось резко наращивать объемы экспорта.
В промышленности экспорт падал гораздо быстрее. Объем вывоза минеральной продукции (уголь, соль, руды, топливо) за последние три года сократился с 7,5 до 1,7 млрд долларов, продукции химпрома – с 4,3 до 1,4 млрд долларов, черных металлов – с 17,6 до 7,6 млрд долларов, а изделий из них – с 2,6 до 0,6 млрд долларов. В машиностроении за указанный период экспорт упал в 2,7 раза – с 10,3 до 3,8 млрд долларов, и если в 2013 году на него приходилось 16,3% от общего объема украинского экспорта, то теперь – всего 11,6%. Одновременно доля растениеводства в экспорте выросла с 14 до 21%, доля жиров и масел – с 5,5 до 10,8%. В общей сложности, по данным украинского Национального научного центра «Институт аграрной экономики», на АПК в прошлом году пришлось 42% вывозимых из страны товаров.
Одним словом, в мировом разделении труда за три года после «евромайдана» Украина уверенно закрепилась в группе стран, специализирующихся на сельхозпродукции, причем преимущественно самой простой.
Стоит отметить, что вся официальная макроэкономическая статистика Украины последних двух-трех лет неизменно сопровождается пометкой «без учета временно оккупированной территории Автономной республики Крым, города Севастополя и части зоны проведения антитеррористической операции». Но даже если не брать в расчет промышленные предприятия Донбасса, находящиеся теперь на территории ДНР и ЛНР или уничтоженные во время войны, придется признать, что новые власти фактически попустительствовали ускоренной деиндустриализации страны.
Количество закрывшихся, остановленных или дышащих на ладан промпредприятий Украины за пределами Крыма и «зоны АТО» исчисляется уже несколькими десятками. Первый номер в этом списке – авиастроительный концерн «Антонов», ликвидированный в начале прошлого года. Официально это было подано как присоединение его предприятий к концерну «Укроборонпром», но в 2015 году «Антонов» собрал всего два самолета, а в прошлом году - ни одного, причем, из-за нехватки российских комплектующих. В то же время выпуск продукции автопрома, по данным национальной ассоциации автопроизводителей, в прошлом году упал на 36,5% - всего-то до 5264 единиц, что само по себе ничтожно мало для страны с населением порядка 40 млн человек. Главная потеря в этом сегменте – Запорожский автозавод, прекративший существование в начале прошлого года. В крайне тяжелом состоянии из-за разрыва связей с Россией также оказались двигателестроительный холдинг «Мотор Сич» и днепропетровский ракетостроительный концерн «Южмаш», на котором когда-то начиналась карьера Леонида Кучмы.
Да, по итогам прошлого года в промышленности было отмечено некоторое оживление – рост составил 2,4%. Но это, опять же, не компенсирует чудовищные провалы 2014 и 2015 годов, когда индекс промышленного производства упал соответственно на 10,7 и 13,4%. Потеря российского рынка для украинской промышленности не была в достаточной степени компенсирована доступом к рынкам других стран (прежде всего, Евросоюза), а рассчитывать на то, что украинская индустрия оживет за счет притока внешних инвестиций, явно не приходится. В последней версии рейтинга инвестиционной привлекательности Всемирного экономического форума, опубликованной в сентябре прошлого года, Украина заняла 85 место по соседству с Намибией. А в кредитном рейтинге международного агентства S&P в прошлом году страна находилась рядом с Ганой и Ираком.
Из-за падающих доходов населения украинская промышленность не имеет больших надежд и на внутренний спрос.
Масштабы деградации «народного хозяйства» Украины становятся еще более выпуклыми, если вспомнить, что после распада СССР эта страна получила, возможно, самую сбалансированную экономику из всех постсоветских государств. Без преувеличения блестящие возможности для развития АПК, густая сеть промышленных предприятий (особенно на востоке и в центре страны), несколько крупных экспортных портов, богатые ресурсы для развития курортов и туризма, высокообразованное население – все эти стартовые данные позволяли Украине стать одной из наиболее значимых экономик Европы. В результате же по уровню ВВП на душу населения Украина находится ниже даже самых бедных европейских стран – Боснии и Герцеговины, Албании и Македонии, хотя пока несколько опережает Молдавию.
Земля за вычетом населения
Одна из главных проблем стран мировой экономической периферии заключается в том, что они, как правило, обладают достаточно многочисленным населением, избыточным для периферийного типа хозяйства. Поэтому периферийные страны являются активным поставщиком трудовых мигрантов для более развитых государств, и чаще всего - с обнулением полученных на родине компетенций: нигерийцу или бангладешцу с высшим образованием едва ли светит работа по специальности в Лондоне или Нью-Йорке.
Судя по демографической картине Украины, она уже давно встала именно на этот путь, а «евромайдан» создал предпосылки для того, чтобы сокращение населения страны резко ускорилось.
На 1 декабря 2013 года, по данным официальной статистики, население Украины составляло 45,44 млн человек, включая порядка 2,36 млн человек жителей Крыма. После воссоединения Крыма с Россией украинская статистика перестала учитывать население полуострова, но продолжает включать в свои отчеты население ДНР и ЛНР, что, разумеется, создает богатые возможности для манипуляций. Но даже при таком подсчете оказывается, что за последние три года население Украины сократилось как минимум на полмиллиона человек. Официально признанное количество «наличного» населения на 1 декабря прошлого года – 42,6 млн человек (без Крыма и Севастополя), количество «постоянного» населения еще меньше – 42,43 млн человек.
При этом, по данным Главного управления статистики ДНР на 1 мая прошлого года, на территории республики проживало 2,32 млн человек, а в ЛНР на 1 июня 2016 года – 1,5 млн человек, всего – 3,82 млн жителей. Понятно, что эти данные далеко не совершенны, но они, по крайней мере, позволяют оценить, какую часть населения Украина фактически потеряла после «евромайдана». Причем помимо количества, следует учитывать еще и качество этого населения, значительная часть которого была занята в промышленном производстве.
Стоит также отметить, что Юлия Тимошенко заявляет о миллионе украинцев, переехавших в страны ЕС за три последних года.
Но даже если оставить в стороне неизбежно спекулятивные подсчеты численности населения Украины после 2014 года, то непреложным фактом остается его регулярная естественная убыль. За 11 месяцев прошлого года количество умерших превысило количество родившихся на 164,3 тысячи человек, в 2015 году этот показатель составлял 183 тысячи, в 2014 году – 166,8 тысячи, в 2013 году – 158,7 тысячи. Последний раз население Украины показывало рост в далеком 1993 году, когда оно составляло 51,87 млн человек. В этом, пожалуй, главное отличие Украины от большинства ее компаньонов по глобальному периферийному «клубу»: украинским властям не приходится иметь дело с демографическим бумом, характерным для стран Азии и Африки, - население само вымирает или уезжает из страны.
Если наложить долгосрочные демографические процессы на резко изменившуюся за последние три года структуру хозяйства, то можно без труда предположить, что наиболее принципиальным вопросом для экономики Украины в настоящее время является дележ земли – главного ликвидного актива страны. За 15 лет до «евромайдана» сельское население Украины сократилось с 16,1 до 14,1 млн человек, а по итогам прошлого года оценивалось в 13,2 млн человек (без Крыма и Севастополя). Этот безостановочный процесс лишь играет на руку крупным агрохолдингам, прежде всего транснациональным, поскольку достигнутый ими технологический уровень позволяет организовывать фактически безлюдные производства. Лишнее сельское население в таких условиях – это ненужный балласт, снижающий рентабельность.
Единственный вопрос, который нужно решить латифундистам, – это снятие моратория на приватизацию украинских сельхозземель, установленного еще в эпоху Леонида Кучмы до 1 января 2017 года. В октябре прошлого года Верховная рада продлила действие моратория, но это, конечно же, не остановило лоббистов его отмены, в число которых входит сам президент Петр Порошенко – 17 февраля группа депутатов Верховной рады внесла соответствующее представление в Конституционный суд. Тут нужно понимать, что отмена данного моратория является одним из ключевых требований со стороны МВФ в обмен на новые меры поддержки украинской экономики. Результат предыдущих мер этой дружеской помощи весьма нагляден: если в 2009-2013 годах соотношение украинского суверенного долга к ВВП держалось в довольно комфортном диапазоне 34-41%, то в прошлом году этот показатель достиг уже 92,7%.
При этом развернувшиеся после «Евромайдана» «институциональные реформы», проходившие в полном соответствии с требованиями международных кредиторов, в очередной раз подтвердили давно известный факт, что практически все издержки по абсолютизируемому неолиберальными экономистами «улучшению институтов» несет население страны. В этом смысле наиболее нагляден галопирующий рост коммунальных тарифов, поставивший многих украинцев перед выбором – платить за услуги ЖКХ или отказаться от первоочередных расходов на жизнь. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в прошлом году объем коммунальных долгов вырос более чем вдвое - с 10,9 до 23,4 млрд гривен. К этому также следует добавить двузначные темпы инфляции - 24,9% в 2014 году, 43,3% в 2015-м и 11,4% в прошлом – и упомянутую выше трехкратную девальвацию гривны к доллару. По оценке Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины, сделанной прошлой осенью, лишь за один год доля украинцев, фактически проживающих за чертой бедности, увеличилась с 28,6 до 58,3% - еще одно свидетельство того, что главным итогом «Евромайдана» стало стремительное вхождение Украины в число беднейших стран мира: https://news.rambler.ru/cis/36148726/?utm_content=news&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
Украинские «верхи» рассматривают Запад как ключевой (если не единственный) легитимизирующий фактор их власти на Украине, а также как верховного арбитра в спорах между собой. Потому неудивительно, что победа «изоляциониста» Дональда Трампа на президентских выборах в США стала крайне неприятным фактом для Киева, который дал основания утверждать, что прежней поддержки от Вашингтона украинская власть не дождется.
И небезосновательно. На сегодняшний день контакты Киева с новой вашингтонской администрации по сравнению с периодом 2014;2016 сведены к минимуму. Анонсированная МИД Украины на февраль встреча Трампа с Петром Порошенко не состоялась, транш МВФ размером в $ 1 млрд перенесен на неопределенный срок. Сокращение программ военной помощи Украине, бюджетов Госдепа и USAID, наконец аннулирование «свежей» 10-летней американской визы Олегу Ляшко — покамест на американском направлении поводов для оптимизма у Киева нет.
Особняком в отношениях США с Украиной стоит вопрос борьбы с коррупцией. Совершивший под конец 2016 года турне по США экс-глава СБУ Валентин Наливайченко заявил: «Для администрации Трампа являются важными две вещи. Это нулевая толерантность к коррупции в мире в целом, в том числе и в Украине, и восстановление нового мирового пространства, которое будет свободным от офшоров. Будут серьезные изменения в юрисдикции международных судов, американских судов, даже роли МВФ в поиске и возвращении активов в те страны, где идет борьба с коррупцией.
Я подтверждаю, что ФБР США действительно располагает не только пленками Онищенко, но и материалами с чудовищной коррупцией в украинской власти. Американская сторона, в том числе, их получила. Специалисты ФБР, Минюста США изучают эти доказательства, достоверны ли материалы или нет.
После назначения нового министра юстиции США мы увидим, какие правовые шаги будут и кого они вызовут на допрос".
Вероятно, с обострением борьбы внутри киевского «серпентария единомышленников» отодвинутые от «кормушки» амбициозные игроки на политическом поле Украины начнут все активнее пытаться обращать на себя внимание — обивая пороги высоких вашингтонских кабинетов и предоставляя американцам материалы относительно коррупционных действий своих конкурентов. Хотя власти США и без того наверняка знают если не все об украинской коррупции, то очень многое — как минимум, говорит об этом публикация «панамского досье». В этой базе данных числятся 643 украинца, а наиболее известными именами стали Петр Порошенко, глава Минфина Александр Данилюк и мэр Одессы Геннадий Труханов. Кроме того, не стоит забывать, что коррупция всегда была для Запада инструментом влияния на «верхи» периферийных государств.
В принципе, Запад уже выстраивает на Украине систему управления туземной «элитой» через новосозданные антикоррупционные структуры — Национальное антикорупционное бюро (НАБУ), Национальное агентство по противодействию коррупции (НАПК), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) с общим бюджетом за 3 года более $ 100 млн. Правда никаких значимых успехов в борьбе с коррупцией данные «конторы» не продемонстрировали. Наиболее же запоминающимся эпизодом деятельности ключевой антикоррупционной структуры, НАБУ, стала легализация политической «джинсы» — обвинение экс-главы штаба Трампа Пола Манафорта в получении $ 12,7 млн из т.н. «черной кассы» «Партии регионов». Пока что наибольшим наказанием для украинских коррупционеров являлся остракизм — бегство за границу с исключением из системы отношений коррупционной ренты в обмен на личную свободу. Естественно, беглые коррупционеры рассчитывают вернуться к «корыту» в следующих политических циклах.
Помимо непрофессионализма антикоррупционных ведомств, украинские «верхи» активно сопротивляются изменениям — используя как механизмы контроля над судебной системой (ряд уголовных дел по коррупции развалились в судах), так и саботируя принятие требуемых западными кураторами законодательных изменений (создание антикоррупционных судов, предоставление права НАБУ на прослушку, назначение аудитора НАБУ). Последнее громкое дело НАБУ — задержание отстраненного от должности главы Государственной фискальной службы Романа Насирова (выпущен под залог 100 млн грн.) — также имеет все шансы развалиться. К слову, одна из версий задержания такой «крупной рыбы» как Насиров — борьба новосозданных ведомств за гранты Запада, недовольного продолжающимся антикоррупционным имитаторством.
Отметим, что под конец 2016 года Счетная палата Евросоюза признала Украину наиболее коррумпированной страной Европы. Выводы аудиторов базируются на анализе газового сектора, действий Киева в сфере управления государственными финансами, эффективности использования кредитных денег ЕС и борьбы с коррупцией в период 2007—2015. А по оценкам украинских экспертов, потери Украины от коррупции в период 2014—2016 составили не менее 120 млрд гривен. Словом, права была американская газета The Washington Times, когда опубликовала следующее: «На Украине такая коррупция, что даже принц Нигерии был бы смущен».
В середине марта американское издание PR NewsChannel сообщило, что подкомитет по вопросам Европы, Евразии и новых угроз Комитета по иностранным делам Палаты представителей США назначил слушание по рассмотрению теневой деятельности ряда украинских политиков, чиновников и бизнесменов. Данный подкомитет возглавляет конгрессмен Дейна Рорабейкер, которую назвали «ключевым голосом» в вопросе украинской коррупции. В списке лиц, чьи коррупционные деяния будут изучены — преимущественно «лучшие люди страны» из числа порошенковской клиентелы, капиталы которых созданы за счет «схем» и паразитирования на бюджетных потоках: сослуживец Порошенко Игорь Кононенко и «правая рука» последнего Александр Грановский, «серый кардинал» «Блока Петра Порошенко — Солидарность» Сергей Березенко и его коллега по фракции Сергей Алексеев, глава фракции «Возрождение» в Раде Виталий Хомутынник, глава Нацбанка Валерия Гонтарева, главный военный прокурор Анатолий Матиос.
Издание утверждает, что применение санкций и привлечение к ответственности украинских коррупционеров является одной из последних мер, способных предотвратить окончательный распад Украины как государства. Если же распад произойдет, Украина станет полигоном для незаконного оборота оружия, наркотиков и экстремистских группировок, что может ударить по интересам США в Европе.
В общем, тучи над верхушкой киевского режима сгущаются. Американское правосудие за период своего существования «переварило» массу чиновников и политиков из «банановых республик». Достаточно вспомнить судьбы бывшего украинского премьер-министра Павла Лазаренко, либо же панамского лидера Мануэля Норьеги. Представляется, что привлечение украинских коррупционеров к уголовной ответственности в рамках американской юрисдикции — дело лишь времени, а не принципа. Ярким маркером станет завершение уголовного дела против «венского узника» Дмитрия Фирташа, сражающегося четвертый год в австрийских судах за личную свободу. Напомним, что над Фирташем навис «дамоклов меч» американского правосудия, требующего выдачи украинского олигарха в США, где тому грозит 50 лет тюремного заключения и конфискация всех активов (инкриминируется дача взяток в размере $ 18,5 млн с целью заполучить право на разработку титановых месторождений в Индии).
Запад во внешней политике всегда руководствовался принципом — люди, являющиеся частью проблемы, не могут быть решением данной проблемы. Сегодняшняя украинская власть стала для Запада «токсичным активом», а Порошенко, как было сказано в упоминаемой выше The Washington Times, — «это проблема, а не ее решение». Что ж, видимо, вручение «черных меток» видным представителям киевского режима не за горами.
Денис Гаевский, Киев
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2017/03/27/boss-nedovolen-privlekut-li-ukrainskih-korrupcionerov-k-otvetstvennosti
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.