Про писательство.

Вера Июньская: литературный дневник

Хорошее интервью Шамиля Идиатуллина, писателя, получившего этой осенью за роман "Город Брежнев" третью премию "Большой книги". Хорошо оно именно тем, что описывает писательский путь и успех в современных нам реалиях. Просто советую прочитать.


Цитаты:


"Я всегда старался писать книги, которых мне не хватало как читателю. Десять лет назад у меня было ощущение совсем лютого несовпадения моих читательских интересов и пристрастий с, так сказать, массовыми или просто заметными. Сейчас лютость ослабла. Может, я изменился, может, читательский мир, а может, оба - изменились и оказались ближе друг к другу".


"я в детстве мечтал стать писателем, а когда решил, что это невозможно, придумал компромисс в виде журналистики. Не очень охотно, между прочим, но быстро смирился, привык и полюбил. Другое дело, что последние лет пятнадцать мне приходится заниматься не столько журналистикой, сколько редактурой и медиаменеджментом. Вроде получается, но тоска по письму гложет - иначе я и книг писать не начал бы, между прочим. На писательство я постоянную работу точно не променяю, в том числе из чувства самосохранения. Но от других вариантов, связанных с придумыванием сюжетов и выгонкой текстов, зарекаться не могу".


"Я исхожу из того, что литература - она вообще про частное, иначе это уже публицистика, социология, да что угодно, но не литература. К названным дисциплинам я отношусь с почтением, но читать люблю книжки про Вселенные отдельно взятых людей, уже самостоятельно сводя эти Вселенные в равнодействующие или противодействующие фронты. Не факт, что мой подход корректен или там оптимален, но другого у меня нет".


"История является вечным вызовом для авторов: во-первых, она уже случилась и не изменится, во-вторых, срослась почему-то именно так, а не иначе, в-третьих, ровно поэтому мы стали такими, а не сякими. Каждый из трех названных пунктов классно ложится в повествовательную ткань, а когда их сразу три - чего еще желать-то?"


"Писательская привычка у меня одна - не писать, пока возможно. Мне очень не нравится само занятие, это как чирей выдавливать: долго, муторно и лучше без посторонних глаз. К тому же забирает от полутора-двух лет до трех-пяти, в течение которых я рассеян, раздражителен плюс время от времени запрещаю себе читать худлит и смотреть фильмы с сериалами, чтобы не отвлекаться и не подпадать под чужой слог, ритм и смысл. А не читать для меня - мука мученическая. Гораздо приятнее просто жить, читать, трепаться с детьми или валяться на диване в свое удовольствие. Так я и стараюсь делать, пока очередная история не возьмет за горло совсем плотно, не позволяя ни вздохнуть, ни уснуть. Тогда я, неслышно бурча, выползаю из теплой кровати и сажусь за комп".


"С одной стороны, сегодня опубликоваться гораздо легче, чем пятнадцать лет назад, тем более в советские времена. Куча издательств ежемесячно издает тысячи книг на все вкусы, и шанс, что ваша книга окажется востребованной, очень велик. Я уж не говорю про сетевые публикации, которые в принципе дают как минимум сопоставимое с бумажным количество читателей, а то и в разы, если не на порядки, большее. Плюс есть премии, в том числе специальные, рассчитанные именно на молодых авторов, и это свято место пусто, к счастью, не остается: стоило объявить о паузе знаменитому «Дебюту», как ему на смену пришел очень достойный и интересный «Лицей».


С другой стороны, тиражи стали совсем мизерными, как и степень общественного интереса к книгам. Больше половины россиян за последний год прочитали меньше одной книги, книжные рубрики вымыты из большинства СМИ, ну и так далее.


С третьей стороны (что-то я злоупотребляю диалектической избыточностью, прошу прощения), несмотря ни на это, ни на то, что книга сегодня существует в заведомо проигрышном соревновании с горами куда более яркого и доступного развлекательного контента, число упорных читателей до сих пор вполне сопоставимо с советским. И это совсем искушенный, закаленный, алмазной твердости читатель. Писать для такого - честь и удача".


"Учить «на писателя» всерьез получается только у жизни - восемьдесят лет работы того же Литинститута хорошо доказывают, что успех, талант и профессионализм писателя не очень коррелируют с тем, что написано у него в дипломе".


"Теперь главное: за свой счет издаваться не надо никогда и никому. Это тупиковый путь, который выгоден только жуликам, разводящим тщеславных новичков. Ни славы, ни денег такое издание не принесет, зато перечеркнет дорогу в нормальное издательство: там автора, заплатившего за выпуск своей книги, считают заведомо несостоятельным, увы".





Другие статьи в литературном дневнике: