Мясозаместительные цистерны
Еще одна главка из "Умершего рая" (http://www.proza.ru/2005/02/13-159).
Дядя Володя - мой старший друг и сосед по съемной Ленинградской квартире студенческо-аспирантских времен в шестидесятые или семидесятые годы работал водителем автофургона, развозившего туши с бойни на мясокомбинат, или с мясокомбината по базам… В общем – неважно откуда и куда. Главное – ввиду больших оборотов товар не перевешивался поштучно, а сдавался и принимался по брутто-весу.
При выезде с комбината груженая машина проходила весы. Которые – что удивляет меня до сих пор – с точностью до нескольких килограммов определяли ее массу. Вес указывался в накладной, по которой груз сдавался на точке назначения, также через автомобильные весы.
При такой системе контроля, своровать тушу в несколько десятков килограммов, казалось бы, не имелось возможности.
Но – именно казалось.
С такой задачей не справился бы ни американец, ни немец.
Однако русскому все по плечу.
Мой милый дядя Володя – правда не знаю, по своему ли разумению или узнав у кого-то идею - оборудовал свою машину простым, но технически безупречным устройством, заимствованным у… подводной лодки!
Поясню для неравнодушных.
Согласно закону Архимеда, добившись оптимального соответствия между массой субмарины и объемом вытесняемой ею жидкости – между силой, увлекающей ко дну, и силой, выталкивающей на поверхность - можно добиться своего рода «невесомости» подводного судна, то есть способности парить в толще воды и совершать эволюции без особых энергетических затрат. При этом ясно, что объем – определяемый обводами корпуса – менять невозможно, а вот массу можно как увеличивать, так и уменьшать, наполняя водой или продувая воздухом специальные балластные цистерны.
Но одних лишь этих цистерн оказывается недостаточно для нормальной управляемости боевой подводной лодки.
Выпуская торпеды, она скачкообразно теряет массу: представьте себе, сколько может весить начиненная взрывчаткой железная сигара полуметрового диаметра! Гидростатический баланс нарушается в пользу выталкивающей силы и по тому же Архимедову закону во время торпедной атаки субмарина может просто выскочить на поверхность. Чтобы этого не произошло, имеются специальные торпедозаместительные цистерны, заполняющиеся водой в момент пуска торпеды и сохраняющие прежнюю массу лодки.
Дядя Володя изготовил и приварил под рамой своего автофургона цистерны мясозаместительные.
Снаружи они не выделялись из конструкции.
При въезде на получение товара цистерны оставались пустыми – как у подводной лодки перед торпедной атакой.
Автомобиль загружался, водитель получал отметку о брутто-весе.
Потом по дороге заезжал в определенное место, где имелись весы. Изымал из фургона сто килограммов мяса и заливал вместо него сто литров воды.
В итоге брутто-вес машины – как у лодки после торпедного залпа ! - не менялся. А о том, что центнер мяса заменен водой из колонки, не мог догадаться никто. Ведь продукт не перевешивался.
Мне кажется, эта история символизирует вершину русского инженерного гения.
Возможно, немцы не смогли победить нас именно потому, что им в голову не пришло бы так оборудовать грузовик даже для хищения мяса.
И пока в русском народе не переводились Кулибины, мы оставались непобедимы.
Теперь пришли иные времена…
Другие статьи в литературном дневнике: