Опять из книги

Виктор Улин: литературный дневник

Значение физической боли в жизни человека ХХ век по-всякому принижал. Особенно навязчиво делала это советская культура, великая и вечная, но в то же время служившая главным инструментом обесчеловечивания человека и обесценивая ценность отдельной жизни в сравнении с благами «всех других людей». Несть числа книгам, фильмам, картинам и скульптурам, воспевающим мужество героев, презревших собственную физическую боль в угоду химере идей.
Между тем для реального человека 1 больной зуб перевесит 100 тысяч нравственных мук.
Грешен, будучи молодым и относительно здоровым, я и сам восторгался несгибаемостью гвардейцев человечества.
Но, пережив свою идейную комсомольскую юность, уже в начале 90-х я писал, что нет ничего более рабского, чем служение идее.
Единственной идеологией нормального человека может быть идеология сохранения жизни – своей и своих ближайших близких.
Сейчас же я знаю, что ни за что не пошел бы воевать ни за кого, кроме собственной жены… а с нею легче всего было бы просто умереть вдвоем.
Но если бы судьба сыграла со мною злую шутку и насильно сделала шпионом, подпольщиком или еще кем-то, я бы выдал все, что мог, даже не под пытками, а в самый момент, когда на меня наденут наручники.
Меня могут осудить и подвергнуть уничижению, но я стою на своем: нет и не может быть причин, способных заставить человека сознательно терпеть физическую боль.



Другие статьи в литературном дневнике: