Рецензия на «Философия творчества 3» (Геннадий Игнатченко)
Понятие "свободы" наиболее применимо именно к творчеству, и, может быть, только к нему, а не к социальной жизни человека и т.п. И мне кажется, что свобода в творчестве — непосредственно при акте творчества — обратно пропорциональна внутренней борьбе автора за читателя. Чем реальнее для автора некий гипотетический человек, который прочтет данное произведение, чем больше он делает соответствующих уступок этому читателю, - тем меньше свободы. В этот момент автор теряет то, что переносит на бумагу, и сам теряется в нем. Вероятно, тогда-то и начинается "деятельность" и "страх одиночества"; и цель - в преодолении этого. "Действуй без мотивации, просто от переполнения энергией" – очень верно! Может именно поэтому, самые гениальные произведения все-таки приходятся на начало писательской (или любой другой творческой) деятельности. Мотив должен состоять лишь в собственном осознании: "Я не могу не писать". С этой точки зрения такой хрестоматийный тезис, как «поэт в России больше чем поэт», вызывает сомнение, по крайней мере, его абсолютизация. Не могу полностью согласиться с неким перманентным процессом писания ("ни дня без строчки"), и следовательно с тем, что он "отличает писателя от графомана". Мне-то как раз кажется, что именно в этом случае строчки выходят формальны и пусты. Почему? Потому что сбрасывается со счетов такое метафизическое действо, как вдохновение (при котором "в голове и груди повышена температура"; думаю, знакомо каждому), или не успевает наступить "переполнение энергии". Это путь к кризису. Впрочем, опыт учит более-менее управлять этими процессами. Пусть следует продолжение. Власов Павел 25.03.2005 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |