Рецензия на «История одного подаяния» (Сергей Эсте)

Мне очень понравилась Ваша манера изложения - просто, искренне, складывается ощущение, как будто с Вами разговариваешь...Читая ваш рассказ, мне вспомнился отрывок из статьи Антония Сурожского, и мне захотелось его привести:

"Я помню случай; мне его рассказала дочь человека, о котором идет речь. Это был верующий христианин, твердо убежденный, что он должен выполнять каждую заповедь Христову; сколько умел, он так и делал. Но вот один пример того, как он подходил к этому выполнению. Он был человеком с достатком, дом у него был хороший, полы начищены. Когда к нему в дверь стучался нищий, он ему открывал, останавливал бедняка на пороге и говорил: “Стой, где стоишь, не влезай в мой коридор своими грязными сапогами”. Потом он выносил нищему тарелку супа с куском хлеба и говорил: “Ешь! — но на дворе”. Когда с едой было кончено, он ему давал какую-то монетку: “А теперь уходи!” И он считал, что выполнил заповедь Христову “накорми голодного”. Технически он это сделал: человек съел хлеб, съел суп, получил полтинник и ушел. А с чем он ушел? Он ушел, вероятно, с чувством, что — да, он не такой голодный, у него и полтинник есть на будущее, хоть на один обед или просто на рюмку водки — а человеческого отношения он не встретил.

В обратном порядке я могу дать пример, который меня очень тронул в свое время. Во время немецкой оккупации я преподавал в Русской гимназии в Париже. Среди воспитателей был очень суровый, строгий человек, который когда-то был моим руководителем в летнем лагере; он был замкнутый, ни с кем почти не общался, и никто, собственно, о нем ничего не знал; в частности, не знали, в какой нищете он сам живет. Мы получали нищенский оклад, и те из нас, кто мог, просто работали где-то еще ради того, чтобы иметь возможность преподавать в гимназии. Он мало что мог делать и по возрасту, и по здоровью, и по незнанию французского языка. И вот такая картина: мальчики, девочки бегут в школу, идет туда же этот воспитатель. У дороги сидит нищий, пред ним — шапка. Много народу проходит. Некоторые проходят мимо, “не замечая” его, потому что стыдно посмотреть и не дать ничего. А некоторые, проходя, просто в эту шапку кидают монетку, а на человека даже не посмотрят. Они свое сделали; он для них не человек, он — нищий; а нищий — это просто шапка. И вот подходит этот воспитатель. Он остановился, снял шляпу и что-то сказал нищему; ничего ему не дал, а нищий вскочил на ноги, обнял его, и они расстались. Это видели дети. Когда он пришел в гимназию, дети его окружили и засыпали вопросами: “Кто этот человек? Он что, вам родственник? Или знакомый? Почему вы сняли шляпу? Вы ничего ему не дали, — почему же он вскочил и вас поцеловал?.. — и загнали воспитателя в угол, ему пришлось ответить. И он ответил им приблизительно следующее: “Я шел пешком с другого конца Парижа, потому что у меня на метро денег не было; я шел по дороге и издали видел этого нищего; видел, как проходили люди мимо, видел, как некоторые бросали монетку в его шапку, даже не взглянув на него. И я подумал, что если я мимо него пройду и не окажу ему внимания, у него, может, умрет последняя вера в человека: на него не только не взглянули, но даже не потрудились от своего достатка самую малую полушку бросить ему. А денег не было! Давать было нечего... Я остановился и снял шляпу перед ним, чтобы он почувствовал, что мы на равных, что я в нем вижу равного себе человека, а не нищего, и ему объяснил: Простите — я ничего вам не могу дать: у меня ничего нет... И этот человек вскочил и меня обнял”.

Я сам с этим нищим говорил и прежде и поговорил после этого события. И он мне сказал, что никогда его никто не одарил так богато, так щедро, как этот человек, который ему не дал ничего, но признал в нем равного себе человека, снял перед ним шляпу, объяснил, почему он не может ему помочь, и попросил у него за это прощения.

Вот два примера: один человек все сделал по заповеди, другой как будто никакой заповеди и не исполнил: нет заповеди, как отнестись к нищему, когда нечего ему дать. Но он его одарил самым богатым даром: он его убедил, он ему доказал, что он — человек, что к нему можно отнестись, как к самому знатному: перед ним снять шляпу, перед ним извиниться, с ним говорить, как с равным... Можно было бы даже больше сказать. Кто-то из духовных писателей говорил о том, что нищие — это наши господа, что мы обладаем богатством только для того, чтобы им служить, что богатство в наших руках — не наше, что нам поручено им распоряжаться так, как Бог распорядился бы: давать, чтобы ничего не прилипало к рукам, чтобы мы ничего не считали своим, чтобы мы считали, что все, что у нас есть, все без остатка принадлежит тому, кому это нужно".

Ирина Гифтед   04.05.2009 02:45     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Ирина, за внимательное отношение к моей вещи. Приведённая Вами цитата была мне интересна. Я тоже так полагаю, что подлинные дела человеческие совсем не просто облачить в какие-то слова. Чуть по другому рассказал, и не совсем благовидное может превратиться в доблесть, а мелочность и себялюбие может сойти за благостное исполнение Заповедей.
Все мы про Заповеди знаем. Правда, может быть слишком часто и громко рассуждаем о них. Я человек не церковный и сомневающийся, однако припоминаю, что было как-то сказано о не поминании всуе. И посему посмею себе заметить, что из Вами приведенной цитаты не показалось абсолютно мне приемлемым только три последние строчки, а именно:

"...Можно было бы даже больше сказать. Кто-то из духовных писателей говорил о том, что нищие — это наши господа, что мы обладаем богатством только для того, чтобы им служить, что богатство в наших руках — не наше, что нам поручено им распоряжаться так, как Бог распорядился бы: давать, чтобы ничего не прилипало к рукам, чтобы мы ничего не считали своим, чтобы мы считали, что все, что у нас есть, все без остатка принадлежит тому, кому это нужно".

Нисколько не умаляя достоинств человека, слова которого Вы приводите, вывод для себя лично я делаю несколько иной.
С уважением,

Сергей Эсте

Сергей Эсте   04.05.2009 11:13   Заявить о нарушении
Это мысли митрополита А. Сурожского, он один из самых сильных духовных проповедников. Я тоже - человек не церковный, я - журналист, но стараюсь изучать Евангелие и придерживаться заповедей. Мне кажется, что подавая милостыню, надо быть благодарным за предоставленную возможность сделать что-то доброе, а как уж этот человек этим распорядится - дело его,не надо об этом даже думать, судить - достоин ли он или нет. Опять же - это дело добровольное, хочешь - давай, не хочешь - не давай)) Нам же не зря дано чутье, интуиция, которая подсказывает, как поступить в том или ином случае. Мы вообще в идеале 10% своих доходов должны раздавать нуждающимся людям - родственникам, друзьям,больным, детям. От этого наша жизнь только улучшится, хотя немногие это понимают)).
А насчет цыганок и их проклятий... Если человек начинает пугаться и верить их словам - действительно, они могут нанести вред, а если он абсолютно не верит в сглазы и в прочую ерунду, не принимает это всерьез - на него ничего не подействует, никакие проклятья. Верущие люди помоляться за такого человека, скажут: "Прости ему, Господи,как я прощаю, он не ведает, что творит", посочувствуют ему, что он живет в такой темноте, а мог бы жить в радости, в красоте и т.д. - и никакая зараза к ним не пристанет.

Ирина Гифтед   04.05.2009 22:24   Заявить о нарушении
Вы знаете, Ирина, мне очень приятно, что Вы нашли время и слова, чтобы написать мне обстоятельное объяснение на мой отклик.
Что же касается сути его, я бы посмел ответить Вам, что согласен в нём безусловно только с тем тезисом, что надо в сложных случаях выбора варианта принятия решения более доверять интуиции, или как иногда говорят об этом же - душе.
Жизнь меня научила относиться с осторожностью к авторитетам. В моё время безусловным доказательством чего-либо было мнение по данному вопросу В.И. Ленина, К.Маркса, Ф.Энгельса. Теперь я понимаю, что они не всегда были правы. Теперь любое имя для меня - не более, чем мнение человека, которое можно иметь ввиду.
Десять процентов своего имущества отдавать кому-то или что-то должны отдавать тебе самому? Не стал бы выводить правило. Слишком много правил на земле выведены для корысти кого-то. И святость имени ничего не означает. Мне памятен случай в нашем городе, когда церковная община доказывала, что надо убрать из одного дома зубную поликлинику для всех и вернуть дом под молельный дом. Так и сделали. Теперь там сдаются конторы, а рядом - платная стоянка! И еще: я еду в автобусе, а рядом калека в инвалидной коляске доказывает своей жене, сколько надо содрать с её знакомой за контрабандно привезённую дорогую шубу. 10 процентов ему?
Ничего не имею против цыган. Иногда даю деньги, даже зная, что берущий пропьёт. И почему это делаю - не знаю.
И мне кажется неправильным указывать человеку, когда и кому ставить свечку, о чём молить. Тонкие это вещи. А пастыри, даже самые замечательные, даже сам Папа Римский - всего лишь люди. Если они своими делами заслужили уважение людей, замечательно, но это никому из них не даёт права своими словами или действиями замещать то, что человеку предоставлено самим Богом - право выбора. Не судите, да не судимы будете.
Вы выбрали то, что Вы написали - замечательно! Это - Ваш выбор. Я же выбираю то, что подсказывает мне моя совесть.
Про сглазы и, как Вы сказали, всяческую ерунду - судить не буду. Я слишком мало об этом знаю. Но чую, что люди иногда могут использовать неведомые многим возможности не только на пользу, но и во вред. Если кому-то в данных случаях помогает молитва - да ради Бога! Но думаю, что есть и другие способы защиты.
Я написал всё это абсолютно не для того, чтобы доказать Вам неправильность Ваших умозаключений, или опорочить как-то уважаемых Вами людей. Нет! Я просто показал вариантность нормальных порядочных выборов, не противоречащих человеческой морали и Божьим Заповедям. Естественно, их много больше. Мне кажется, что попытка устроить праведную колею для святости жития может закончиться мощением дороги совсем в другие места.
С искренним уважением,

Сергей Эсте

Сергей Эсте   05.05.2009 01:38   Заявить о нарушении
В любом случае человек будет поступать, как он видит ситуацию, как считает для себя правильным. Я читала книги митрополита А. Сурожского и мне он близок, его понимание веры сочетается с моим, поэтому я на него ссылаюсь. Я не призываю раздавать 10% нищим и калекам, я имела ввиду реально нуждающимся близким людям, знакомым, которым действительно очень нужна поддержка. А в целом, Вы правы - каждый выбирает свою дорогу, которую он видит для себя правильной в данный момент жизни. Спасибо за общение, мне понравились Ваши произведения. С уважением,

Ирина Гифтед   05.05.2009 12:52   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Эсте
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Гифтед
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.05.2009