Рецензия на «Фрэнсис Бэкон и Томас Гоббс» (Иван Лупандин)

Эта лекция была прочитана для студентов Католического колледжа и рассматривает наследие Бэкона и Гоббса с точки зрения христианских ценностей, которые автор понимает в русле ортодоксальной (православно-католической) традиции. Текст написан живым и ясным языком, все идеи выражены очень понятно, лекция не перенасыщена персонажами и мнениями. Идеи автора о необходимости ограничивать экспериментирование очень интересны, также мысли о судьбе мировоззренческих систем построеных на атеистических принципах - куда они ведут.

Так как внимание автора сосредоточено на мировоззренческой оценке философов, их учению в собственном смысле уделено мало внимания. Складывается впечатление, что автор неявно рассчитывает на читателя, уже знакомого с этими философами и их творчеством по другим источникам.

Небольшое замечание: высказывание автора о господстве масонства над протестантизмом имеет мало общего с реальностью. В действительности, большинство протестантских церквей высказывались против совмещения членства в церкви с членством в масонских ложах, включая даже традиционно наиболее терпимую к масонству англиканскую церковь (решение синода 1987 г.).

Статья в целом производит очень хорошее впечатление оригинальностью подхода и обилием интересных подробностей. Желаю автору больших творческих успехов!

Андрей Охоцимский   26.02.2010 09:10     Заявить о нарушении
Дорогой Андрей! Большое спасибо за обстоятельную рецензию. Если ты думаешь, что я выполняю своими лекциями чей-то социальный заказ, то ты глубоко заблуждаешься. Мои лекции никто не публикует, и если бы я сам не занялся этим делом, о них бы ни одна живая душа не узнала. О Бэконе можно прочесть сотни монографий (на Гугл-Букс или в другом месте). И сам Бэкон издавался в двух томах на русском языке еще в 1970-е. Так что любой советский человек мог его прочесть и оценить его вклад в развитие научного метода и т.п. А вот о вреде бездумного экспериментирования поговорить надо, пусть даже в такой необычной форме. Думаю, что никто об этом на Западе не говорит, а у нас, м.б. дьякон Кураев - да и то не уверен. Что касается Агафьи Лыковой, я над ней не издеваюсь, напротив, очень уважаю ее, как и Сервантес не издевается над Дон Кихотом. Просто с современным Левиафаном надо бороться другими способами. А жизненную позицию занять надо. Это у марксистов было хорошее, надо поучиться. Читай Евангелие: "Кто не со Мною, тот против Меня".
Еще раз спасибо. Самое страшное для автора - это молчание критиков.

Иван Лупандин   15.02.2010 09:46   Заявить о нарушении
Про социальный заказ я ничего не говорил. Я просто утверждаю что при преподавании философии личная позиция автора не должна так сильно выпирать. Если например, человек преподает физику, его личная позиция ну как-то тоже окрашивает предмет, но все равно это та же физика. Почему философия не заслуживает такого-же отношения?

Ты в своем ответе правильно пишешь, что твоя философия находится под сильным влияние Евангельской цитаты "кто не с нами, тот против нас". С этим можно согласиться. Суть разногласий между христианскими направлениями часто можно свести к тому, что одни направления делают сильный акцент на одних цитатах, другие - на других (прямо как в марксизме). Я бы вообще не стал преувеличивать нашего христианства - в конечном счете люди выбирают из Евангелия то что им нравится.

Но ведь предмет то все-таки философия, её голубушку надо преподавать, а не заменять её пропагандой своей жизненной позиции. То, что Бэкона издают, это не аргумент. Учебники физики тоже издают, но ведь содержание этих учебников преподают на лекциях. Так же и с Бэконом - я как студент ожидал бы, чтобы мне в первую очередь пересказали, что в этих книжках, именно чтобы я их не читал. В этом и состоит образование. Можно было бы найти место и для жизненной позиции лектора, но не в такой пропорции как в этой лекции.

Насчет Агафьи Луковой, видимо стоит перефразировать текст, так как совершенно не складывается впечатления, что ты ее уважаешь.

В связи с только-что прошедшим прощенным воскресеньем признаю неуместность своей негативности и прошу извинить за резкость.

Андрей Охоцимский   15.02.2010 12:06   Заявить о нарушении
Дорогой Андрей!
Я совершенно не увидел в твоей рецензии резкости, но охотно тебя прощаю, как, надеюсь, и ты меня. Конечно, я преподаю не так. Это ведь лекция не в Физтехе, а в Колледже кат. теологии.

Иван Лупандин   15.02.2010 13:15   Заявить о нарушении
А я думал - на физтехе. Я тогда все переделаю.

Андрей Охоцимский   15.02.2010 16:01   Заявить о нарушении
Дорогой Андрей! Как я понял, это новая рецензия. Согласен с тобой, что в тот период я находился под влиянием славянофилов (и Достоевского). Я и сейчас люблю Достоевского, Леонтьева, Вл. Соловьева. Для меня тогда было важно показать, что католичество не противоречит русской национальной идее. Если я с этим справился - прекрасно. Другое дело - какой ценой? Конечно, пришлось объединить людей по принципу: "Против кого дружим?" Сейчас я бы так делать не стал. Все же 13 лет прошло, многое изменилось и в России, и в мире. Что касается покаяния, то надо каяться и Западу тоже. Например, за то, что не предотвратил геноцид в Руанде в 1994, зато сбросил бомбы на Белград, где никакого геноцида не было. Да и война в Ираке весьма сомнительна с нравственной точки зрения. Я уж не говорю о навязчивой пропаганде гомосексуализма (это пострашнее Гитлера). Поскольку мы теперь в одной лодке - то каяться надо всем и за всех.

Иван Лупандин   17.02.2010 10:10   Заявить о нарушении
И как раз Великий Пост начинается ...

Андрей Охоцимский   17.02.2010 11:23   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иван Лупандин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Охоцимский
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.02.2010