Рецензия на «Вузовский парадокс» (Дмитрий Воблин)

Дмитрий, статья интересная, изобилует статистическими данными, но я совершенно не согласна с почти заключительной фразой:
"Реформы 1990-х годов, которые привели к упадку целые отрасли народного хозяйства, к обнищанию и деградации населения, к счастью, не затронули в значительной степени систему школьного и вузовского образования, разрушив лишь СПТУ и колледжи."

К несчастью, в 90-е годы система образования рухнула повсеместно - вузовская в том числе.
Из школы стремительно стали уходить в челноки нищие учителя и с заводов уволенные инженеры, в ВУЗах стали открывать платные группы, в которые набирали всех желающих с толстыми кошельками. Выпуск "платных" специалистов поставили не поток, теряя репутацию ВУЗа, но зарабатывая ему на оплату коммунальных услуг и доплаты преподавателям.
И сейчас у руля экономики в регионах, а также в школах, больницах и на предприятиях оказались именно те, кто получил свой "платный диплом", не вникая особенно в учебный процесс.
Пришлось мне в те годы преподавать и в платных группах. И как-то я сказала своим студентам, что из всей группы взяла бы себе в отдел рядовыми сотрудниками 1-2х человек - не более, потому что уровень преподавания приходилось снижать до техникумовского - такая низкая была школьная база у этих студентов. И ведь все они получили потом свои дипломы.
При открытии в ВУЗе новых специальностей часто набирались случайные люди, знания которых не отвечали требованиям университета.
Пока в Москве сидит Фурсенко со своей командой, реформы на деле не будет никогда - это с их попустительства наплодились и университеты, и академии, которым в старые времена никогда бы не получить лицензию без должной материальной базы, учебников и приему абитуриентов лишь по собеседованию, как в ПТУ!
Увы, но реформам скоро не быть - кажется, катимся в застой а-ля Брежнев - российский царёк уже заявил о своих правах на трон.
Творческих удач!

Татьяна Хожан   27.09.2011 00:23     Заявить о нарушении
Рад, что снова заглянули на мою страницу, Татьяна. Да, в 90-е годы все было разрушено, что-то до основанья, что-то, как вузовская система, нет. Изменилась страна, и вузы уловили тенденции изменения. В советское время массово выпускали инженеров, в 90-е и "нулевые" так же массово стали готовить юристов, экономистов и менеджеров. Не знаю ни одного гражданского вуза, который бы прекратил свое существование. Наоборот, вузов стало еще больше за счет коммерческих, а государственные разветвились новыми специальностями и филиалалами. Конечно, много в этом было и профанации, погони за прибылью, и качество образования в целом упало. Но в основном материальная база вузов, благодаря которой учили технических специалистов была сохранена. А сейчас на технарей повышается спрос, поскольку менеджеров и юристов уже более чем достаточно. Главная мысль моей статьи заключается в том, что вузы выживали, в итоге выжили, и дальнейшее их развитите зависит от тенденций, которые возобладают в России. Не имея же четкого плана развития страны, реформировать систему образования бессмысленно! Больше всего мне нравится образовательная система Германии, Японии и других азиатских "драконов". Подготовка специалистов идет осмысленно, дифференциация по способностям начинается со школы, образовательный процесс соответствует требованиям современного производства и социума.

Согласен, что очень сильно пострадала школа, отток учителей был колоссальный, но сравнивая школу 20-летней давности с той, в которой учится мой ребенок(а это обычная районная школа) могу сказать, что фундаментальные основы среднего образования сохранены. Что касается специалистов с "платными" дипломами, то это другая проблема. Да, ценность человека с дипломом в нашей стране гораздо ниже, чем, например, в Индии или Турции, что является следствием чрезмерной, на мой взгляд, доступности высшего образования. Неразберихи много, но будем надеяться, что времена изменятся. С уважением,

Дмитрий Воблин   27.09.2011 19:55   Заявить о нарушении
Дмитрий, Вы совршенно правы утверждая, что ВУЗы на изменение сложившегося положения сами не пойдут. Пример тому статья ректора Байкальского университета М.Винокурова в Аргументах недели № 38 от 29 сентября 2011, в которой он за платное образование наряду с бюджетным. Вы правы необходимо привязать ВУЗ к предприятию. Подсчитать сколько нужно когда и каких проще простого. И готовить только достойных. Что делать с теми, кто имеет, уже получил платный диплом? Ноострификация. Не сумел подтвердить - выдавать документ СУЗа

Юрий Шпилькин   02.10.2011 06:38   Заявить о нарушении
Уже давно ВУЗы страны обижены бюджетом - недостаток средств они пытаются найти за счет сдачи помещений в аренду, хотя и самим нужны, за счет открытия платных факультетов и платных групп. Чем больше ВУЗ, тем больше возможностей "половить рыбку в мутной воде", как это было в мединституте им.Пирогова, где зачисляли, якобы, на бюджетной основе, а за каждое место получали со студента до 40 тыс долларов.
Привязать ВУЗы к предприятию можно, только это тоже не выход - в советские времена сколько выпускников ВУЗов правдами-неправдами увиливали от распределения - до 40%.
С переаттестацией дипломированных специалистов тоже ничего не выйдет - это практически невозможно при таком разнообразии специальностей, но неплохо хотя бы врачей переаттестовать.
Попытка сократить количество ВУЗов в стране подняла волну критики, но в коррумпированном государстве лицензии получили не только достойные университеты, но и те коммерческие ВУЗы, которые штампуют необразованных спецов,выживая за счет платных бездарей, и могут просто купить себе право на обучение.
Ситуация патовая, как и во многих других структурах. Менять надо что-то кардинально - может, вождей?

Татьяна Хожан   02.10.2011 14:09   Заявить о нарушении
Предприятия и фирмы приспособились к ситуации: или принимают специалистов с опытом работы, или обучают сами. При таком положении диплом - это лишь заявка на право считаться соискателем рабочего места. Проблема комплектования менеджерского состава, таким образом, более-менее решаема. Другой вопрос, что не хватает специалистов в наукоемких отраслях, грамотных рабочих, мастеров-производственников. Ситуация может измениться, если изменится внутренняя экономическая политика. Об этом много говорят, вроде как и лидеры страны всё понимают, вот только сильной заинтересованности в этих изменениях у высших слоев пока не видно. Если станет понятно, что модернизация будет выгодна всем, может быть, тогда и сдвинемся с мертвой точки.

Дмитрий Воблин   02.10.2011 22:51   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Дмитрий Воблин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Хожан
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.09.2011