Рецензия на «Пикник на траве» (Борис Кривошеев)
Хитрый рассказ, Борис. "Мы только и способны, что прикрывать чужую телесную наготу, не заботясь о собственном духовном уродстве." Конечно, в рассказе есть тема вызова, бунта против догм,штампов, морального кодекса, сочинённого самим человеком. Есть и разговор о свободе Но мне лично интереснее другое. Быть свободным от ума – что-то типа этого... умение редкое, человеческий мозг любит мастерить рамки, очерчивать границы, устанавливать причинно-следственные связи, разгадывать мотивы, проецировать на мир свои мысли.. Назвать это состояние можно по-разному. Суть одна - выходить из ума. Иногда просто необходимо, чтобы проникнуть в то, что кажется чужим и непонятным, получить наслаждение и принять. Мне кажется, к этому и призывала обнажённая девушка. Картину Мане тоже, наверное, нужно понимать не головой, а видеть, чувствовать, даже больше соединиться с ней, иными словами выйти из ума, забыв о том, что втолковывалось с рождения – родителями, учебниками, книгами, общественным мнением. Выйти из ума – значит, почувствовать и своё истинное Я и всё, что выходит за рамки, быть здесь и сейчас, не подправляя мир по своему лекалу. Не совсем поняла про Рюмье и Дю Маля, вернее, про желание героя пристрелить крошку и сесть в тюрьму. Это результат переворота в жизни и стремление забыть любые правила? Елизавета Григ 02.04.2012 19:49 Заявить о нарушении
Доброе утро, Лиза:)
Рад, что вы, наконец, решились снять шапку-неведимку. Очень хочется поболтать с умными людьми, но ко мне в гости почти никто не приходит:( Как я понимаю, Мане хотел заставить публику осознать простой факт: времена изменились. Перед "Завтраком на траве" Мане написал "Олимпию". Там идея берет начало: Мане демонстрирует, что обнаженное - это обыденность, а созерцающий картину посетитель галлереи вовсе не эстет, а именно соучастник действия, вожделеющий клиент изображения. Думается мне, что Мане не столько хотел сломать умозрительный стереотип восприятия обнаженной натуры, сколько вывести подавленный ханжескими условностями чувственный уровень восприятия на равное с умозрительностью положение. Действительно, картину нужно постигать не только умом, и даже не столько чувствами, сколько - непосредственно, без задних мыслей, без пошлости, чисто эстетически, как объект искусства. Для этого нужно иметь дисциплину и ума, у сердца. А что касается сентенции Квидо по поводу Рюмье и Дю Маля, то каждому человеку присущ страх мировоззренческого коллапса: лучше умереть, чем осознать, что твой внутренний мир - это сплошное нагромождение бессмысленных запретов, норм и правил, и всю жизнь ты жил, руководствуясь химерами социальной обусловленности. проще говоря, был механической куклой, лишенной внутреннего мира и собственного "я". С неизменным, Борис Кривошеев 03.04.2012 06:24 Заявить о нарушении Здравствуйте, Борис. Ну, думаю, что гостей у вас и не будет много. Вы же не про геморрой пишете.))Догадываетесь, о чём я? А у Вас не только стиль изящный, но и идеи всякие-разные.) О рассказе: Про Рюмье, значит, я догадалась, но только потому что в самом начале удивилась этому довольно подробному описанию из практики героя. Ну, и зная, что вы никогда не не оставите в тексте нечто необязательное, ожидала подтверждения. А про картину Мане… Да, всё правильно. Художник хотел получить отклик, надеясь на успех, на чувственное восприятие зрителя, и совсем не хотел скандала. Но удивительно мне это. Неужели не понимал? Неужели не догадывался о степени зашоренности многих? Елизавета Григ 03.04.2012 16:54 Заявить о нарушении
Лиза, я как раз думаю, что Мане все понимал, более того - именно на это и расчитывал. Мане был своего рода революционером, вкладывающим бомбы замедленного действия в общественное сознание. Он был модернистом, обогнавшим свое время: Мане работал с привычным, выворачивая его наизнанку.
Спасибо за "изящный стиль":) Ваш комплимент дорогого стоит:) А вот про новые шедевры конкурсного реализма даже говорить не хочется, честное слово. Как-то на этот раз все быстро кончилось:( Очень жаль. Рад общению, заходите еще. Борис Кривошеев 03.04.2012 18:23 Заявить о нарушении
Борис, я прочитала у А. Перрюшо, что Мане не расчитывал на скандал и не понял, чем оскорбил кого-то. Просто очень хотел понравиться публике, но, не желая этого, стал революционером.
Приятно было пообщаться. Я ещё вернусь. Елизавета Григ 03.04.2012 18:52 Заявить о нарушении
Лиза, доброе утро:)
Я по вашей наводке тоже посмотрел Перрюшо. Мне кажется, он всего лишь один из интерпретаторов исторических фактов. Я встречал совершенно другие трактовки, в которых Мане как раз сознательно ломал привычные стереотипы. Но в любом случае, как всегда получилось, что произведение несет гораздо больше, чем в него вкладывал автор:) Я тут еще заметил, что у меня в голове все перепуталось, и Олимпия была после "Завтрака", став не началом, а апогеем идеи. Но это несущественно:) Взаимно рад, Борис Кривошеев 04.04.2012 05:40 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |