Рецензия на «Пикник на траве» (Борис Кривошеев)

Хитрый рассказ, Борис.

"Мы только и способны, что прикрывать чужую телесную наготу, не заботясь о собственном духовном уродстве."
Конечно, в рассказе есть тема вызова, бунта против догм,штампов, морального кодекса, сочинённого самим человеком.
Есть и разговор о свободе
Но мне лично интереснее другое.
Быть свободным от ума – что-то типа этого... умение редкое, человеческий мозг любит мастерить рамки, очерчивать границы, устанавливать причинно-следственные связи, разгадывать мотивы, проецировать на мир свои мысли..
Назвать это состояние можно по-разному. Суть одна - выходить из ума. Иногда просто необходимо, чтобы проникнуть в то, что кажется чужим и непонятным, получить наслаждение и принять. Мне кажется, к этому и призывала обнажённая девушка.
Картину Мане тоже, наверное, нужно понимать не головой, а видеть, чувствовать, даже больше соединиться с ней, иными словами выйти из ума, забыв о том, что втолковывалось с рождения – родителями, учебниками, книгами, общественным мнением. Выйти из ума – значит, почувствовать и своё истинное Я и всё, что выходит за рамки, быть здесь и сейчас, не подправляя мир по своему лекалу.
Не совсем поняла про Рюмье и Дю Маля, вернее, про желание героя пристрелить крошку и сесть в тюрьму. Это результат переворота в жизни и стремление забыть любые правила?

Елизавета Григ   02.04.2012 19:49     Заявить о нарушении
Доброе утро, Лиза:)

Рад, что вы, наконец, решились снять шапку-неведимку. Очень хочется поболтать с умными людьми, но ко мне в гости почти никто не приходит:(

Как я понимаю, Мане хотел заставить публику осознать простой факт: времена изменились. Перед "Завтраком на траве" Мане написал "Олимпию". Там идея берет начало: Мане демонстрирует, что обнаженное - это обыденность, а созерцающий картину посетитель галлереи вовсе не эстет, а именно соучастник действия, вожделеющий клиент изображения. Думается мне, что Мане не столько хотел сломать умозрительный стереотип восприятия обнаженной натуры, сколько вывести подавленный ханжескими условностями чувственный уровень восприятия на равное с умозрительностью положение. Действительно, картину нужно постигать не только умом, и даже не столько чувствами, сколько - непосредственно, без задних мыслей, без пошлости, чисто эстетически, как объект искусства. Для этого нужно иметь дисциплину и ума, у сердца.

А что касается сентенции Квидо по поводу Рюмье и Дю Маля, то каждому человеку присущ страх мировоззренческого коллапса: лучше умереть, чем осознать, что твой внутренний мир - это сплошное нагромождение бессмысленных запретов, норм и правил, и всю жизнь ты жил, руководствуясь химерами социальной обусловленности. проще говоря, был механической куклой, лишенной внутреннего мира и собственного "я".

С неизменным,

Борис Кривошеев   03.04.2012 06:24   Заявить о нарушении

Здравствуйте, Борис.
Ну, думаю, что гостей у вас и не будет много. Вы же не про геморрой пишете.))Догадываетесь, о чём я?
А у Вас не только стиль изящный, но и идеи всякие-разные.)

О рассказе: Про Рюмье, значит, я догадалась, но только потому что в самом начале удивилась этому довольно подробному описанию из практики героя. Ну, и зная, что вы никогда не не оставите в тексте нечто необязательное, ожидала подтверждения.
А про картину Мане… Да, всё правильно. Художник хотел получить отклик, надеясь на успех, на чувственное восприятие зрителя, и совсем не хотел скандала. Но удивительно мне это. Неужели не понимал? Неужели не догадывался о степени зашоренности многих?

Елизавета Григ   03.04.2012 16:54   Заявить о нарушении
Лиза, я как раз думаю, что Мане все понимал, более того - именно на это и расчитывал. Мане был своего рода революционером, вкладывающим бомбы замедленного действия в общественное сознание. Он был модернистом, обогнавшим свое время: Мане работал с привычным, выворачивая его наизнанку.

Спасибо за "изящный стиль":) Ваш комплимент дорогого стоит:)
А вот про новые шедевры конкурсного реализма даже говорить не хочется, честное слово. Как-то на этот раз все быстро кончилось:( Очень жаль.

Рад общению, заходите еще.

Борис Кривошеев   03.04.2012 18:23   Заявить о нарушении
Борис, я прочитала у А. Перрюшо, что Мане не расчитывал на скандал и не понял, чем оскорбил кого-то. Просто очень хотел понравиться публике, но, не желая этого, стал революционером.

Приятно было пообщаться. Я ещё вернусь.

Елизавета Григ   03.04.2012 18:52   Заявить о нарушении
Лиза, доброе утро:)

Я по вашей наводке тоже посмотрел Перрюшо. Мне кажется, он всего лишь один из интерпретаторов исторических фактов. Я встречал совершенно другие трактовки, в которых Мане как раз сознательно ломал привычные стереотипы. Но в любом случае, как всегда получилось, что произведение несет гораздо больше, чем в него вкладывал автор:)

Я тут еще заметил, что у меня в голове все перепуталось, и Олимпия была после "Завтрака", став не началом, а апогеем идеи. Но это несущественно:)

Взаимно рад,

Борис Кривошеев   04.04.2012 05:40   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Борис Кривошеев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елизавета Григ
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.04.2012