Рецензия на «Нравственность» (Николай Мурашев)

Очень хорошо и необходимо.
И вывод верный – о словарях и околонауках…
Но характерно только для "брошенных" - и человека, и общества, и государства.

«Нравственность – это набор законов и принципов поведения, задаваемых с рождением человеку, независимо от его расовой, религиозной и государственной принадлежности, которые позволяют ему формировать жизненное пространство и улучшать образ жизни, т.е. выживать, но в соответствии с идеалами и высшими интересами, согласованными с Богом (Планом, Замыслом). Поэтому нравственность может противоречить морали. Нравственности не обучаются, но она при наличии ответственности и свободы воли проявляется в процессе жизни через склонность к прекрасному, благу и добру с угодничеством. Сопричастность совести позволяет утверждать нормы поведения, основанные на наследовании уважения морали и обычаев предков, на которых держится общество. Нравственные нормы - это, по сути, знаки безопасности на жизненном пути человека, которыми снабдила его Природа, чтобы предупредить об опасностях решений, которые могут привести к потере и уходу (разврату) от Пути.

«Совесть - это одно из духовных тел, которое отражает законы проявления воли Бога в виде комплекса требований и критерия естественного развития человека». Совесть является одним из проявлений Божьего влияния на сердце человека. Это заданность, служащая мерой и эталоном проверки значимости происходящего и правильности выбираемого направления излияния духа, как основы жизненного пространства человека. Использование совести позволяет проверить мотивацию, цели, мысли, чувства, переживания и волевые действия, которые соотнесённые с Замыслом, позволяют трезво оценивать производительность и плодовитость нашего труда. Совесть – это критерий, эталон того идеального, на что человек должен ориентироваться при формировании своей реальности. Совесть нередко бывает непрошенной гостьей и при непонимании или нежелании слушать ее голос, происходит убегание от возникающих при этом мук, которое проявляется в разных формах – от пьянства до незатейливых влечений в виде рыбалок, филателий и т. п. Попытка «растворить совесть>> приводит к тому, что человек или заболевает, или превращается в преступника, или в импульсивного психопата. Часто «больную совесть» заглушают страх и стыд, пытающиеся возместить ее повышенным вниманием к ритуалам. «Преувеличенная совесть» - приводит к моральным срывам, а «сверхсуровая совесть» - связана с патологической преступностью. Совесть не следует путать с убеждениями. Но есть ложная совесть - как самооценка человека, зависящая не от воли Бога, а от отношения окружающих людей. Человек, действуя по принципу "не пойман - не вор", не терзается угрызениями совести до поры, пока его не "поймают", да еще и устыдят, и подвергнут позору. А если, будучи невиновен, он случайно оказался в глупом положении, свидетелем которого стали люди, то только тогда он чувствует стыд и сразу же начинает извиняться и оправдываться, но перед людьми, а не перед Богом. Человек с ложной совестью, постоянно успокаивая совесть от Бога, пытается выглядеть благочестиво в глазах окружающих его людей. Потому он испытывает раздражение и ненависть по отношению к обличителям и вместо того, чтобы радоваться обличению, которое могло бы помочь ему увидеть себя со стороны и получить для своих дел оценку Бога.
Кстати – это одно из разграничений человека, от нелюдя.

«Мораль – это свод правил поведения и набор ценностей, выработанные сообществом людей на основе многолетнего опыта, которые способствуют выживания социума и с которыми каждый человек вынужден соглашаться под нажимом извне». Причём у разных сообществ могут быть разные моральные ценности, которые в одинаковых ситуациях определяют различные поступки людей. Первый известный моральный свод дан людям Моисеем. Мораль позволяет гармонизировать отношения между людьми. Запрещение аморальных поступков и действий входит в обычай людей и со временем становится законом. Часто служит характеристикой душевного состояния. Проявляется в храбрости, дисциплине, верности, терпимости, уважении, открытости, преемственности, энтузиазме или желаниях переносить лишения.
«Моральные нормы – это принципы правильного или неправильного поведения, введенные в общество для разрешения проблем с вредными последствиями, которые не могут быть объяснены или на которые нельзя подействовать рациональными мерами».
«Мера – это своего рода зона, в пределах которой данное качество может изменяться, сохраняя при этом свои существенные характеристики». Критерием нарушения границ служат такие чувства как стыд, боль, страдание, восторг или восхищение, с последующей неудовлетворенностью и потерей силы и энергии. Но это свойственно лишь Человеку…

«Закон – это форма проявления Бытия (духовный импульс, побудительный мотив), которое, координируя усилия, последовательно и настойчиво приводит План к завершению». Есть Высшие и низшие законы. Высшие законы не отменяют низшие, но, действуя в иной плоскости (измерении), создают впечатление самостоятельности. Поэтому объяснение происходящего как случайное событие, происходит не из-за ошибочности или отсутствия Высших законов, а из-за недостатка сведений о них. Закон, лишенный связи с побудительным мотивом, превращается в обременительную обязанность, незаметно переходя и - подменяясь «понятиями».
Возникает 2 основных вопроса.
1. Почему «всё так туманно» - о необходимом?
2. И кто и для чего создаёт «туман».

Солнца Г.И.   22.10.2012 15:33     Заявить о нарушении
Уважаемая Солнца Г.И., спасибо за рецензию. Прочитал с интересом. По поводу некоторых приведенных понятий терминов хочется сказать следующее:
1. По термину «нравственность». Набор законов и принципов поведения, формируемых человеком в процессе жизни с рождения, которые позволяют ему формировать жизненное пространство и улучшать образ жизни, т.е. выживать, в моём представлении есть «Поведенческий кодекс человека». Оценка же качества законов этого кодекса, применительно к отношениям человека к другому человеку, а в целом к обществу, государству и природе, даваемая сторонним оценщиком является суждением об их соответствии его мировоззрению и именуется «нравственность».
2. Нравственность свойственна не только человеку, но и нравам общества, и законам государства. Это проявляется в оценках людей, в оценках их отношений к обществу и государству.
3. В отношении морали и нравственности показательна следующая информация из ВИКИПЕДИИ:
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики[1]. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида[2]. Этика же — название науки о морали.
/Мой комментарий: любое действие человека по этому толкованию характеризует его нравственность. Это справедливо. А оценка качества этих действий другим человеком, может быть как положительной, так и отрицательной. Но всё равно она будет называться нравственностью/.
Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. При таком взгляде на мораль, она признается «протезом нравственности».
/Мой комментарий: в любом случае нравственность и мораль – качество отношений человека, общества и государства, оцениваемое на основании мировоззрений людей, нравов общества, законов государства, редко прибегающих к трактатам этики./
С уважением.

Николай Мурашев   23.10.2012 08:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Николай Мурашев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Солнца Г.И.
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.10.2012