Рецензия на «Б. Кривошеев. Цена, которую я готов заплатить» (Пространство Текста)

Тварь я дрожащая или право имею?

Он убил Эмми Делайт. Не старушку.
Кто такие бодхидроиды? Продвинутый автоответчик на SMS, аватарка, собеседница в сетях, идеальное лицо на картинках и тело на концертах-проповедях. Simone? Только не такая, как в известном фильме. Симулятор номер один этого мира со встроенным в идеально сконструированное тело синтезатором голоса. Ледиди Матьтерезиевна Монро. Признанная королева рейтингов и красоты ("красоты" души, тела, голоса). Она лучшая и заменить некем.

– На другую?! – девушка смотрит на меня с удивлением и ненавистью. – Я скорее умру! Выдели уже статистику самоубийств? За семь часов – три с половиной миллиона. Я буду следующей... (тут опечатка вкралась: ВЫ ВИДЕЛИ УЖЕ...)...

Так кто же жертва? Синтетическая копия Спасителя, Папа Римская и Има Сумак в одном киберфлаконе. Эм-ми Восторг. Типа Эм-мама, ми-мой? Или Я Мой Восторг во всемирном масштабе? Разговорчивое получилось имечко. А мир ограничен. Территории, не уничтоженные ядерной войной, заселены людьми и роботами.

Эмми Делайт... В районе Большой Зеленина улицы есть одноимённое предприятие, а в интернете ещё длинный список (ДеЛайт, Делайт, Delight & др.). Всем нравится называться восторгом. Никто не хочет называться депрессняком или упадком, даже гневом или ужасом.

Вроде бы главгер в депрессии и грызущая тоска его описана, он мог бы назваться устрашающим именем убийцы, но имени в рассказе нет.

"... Я разворачиваю перед собой экран, залогиниваюсь под своим актуальным именем и гуглю к внешнему слою виртуальной сферы дона Хуана де Сола..."

Интересная у святого комбинация имён, будто из фильма "Кровь и песок".

Пол мужской, имя Мэри Сью не подходит. Примерим Марти Стью... Не Раскольников же? Хм... А почему бы и нет? После семидесятилетнего воздержания он захотел 44 часа с минутами читать о Карамазовых. Ему не нужны комиксы, хрестоматии и дайджесты. Он сыт по горло суррогатами. Он хочет глотка воды живой, но не хочет делиться, чтобы никто не ушёл обиженным. В этом мире бесплатно поить некого — не в коня корм. Прилично заработав на отстреле сетевых хомячков, переключился на бодхидроидов...

Версия!
В этом мире дроиды — не роботы, как может с оглядкой на "Зв.в." Лукаса сперва показаться. Считают их, возможно, просветлённой версией человека, "улучшенного" кибер-прибамбасами — более престижная и выгодная добыча.

Сетевые хомячки постфьючера (или постапа, постнуклеарного безбожного мира с мутировавшим супер-шаманом в роли богозаменителя) — вполне приемлемая версия старухи-процентщицы. С XVIII-XIX вв. много времени было у социальных сетей для метаморфоз, эволюция масс-медиа с мировой ядерной войной не кончилась. Глобальная сеть (привет "Терминаторам"!) — основа духовной жизни. "Духовной", конечно. И валюта иная — злато побоку, платят учётом сетевых личностей, а клоны... Видимо, это аналог фальшивой монеты.

В послеядерной пустоши живёт мутант-целитель, каталонский святой или наместник Бога или Бог. Или бог, или "бог". Или Оз Гудвинович. К нему предстоит дойти по особой дороге и пожелать выполнения самого заветного желания. Как у Баума и Волкова, не попросить или пожелать, а кое-что сделать, чтобы желаемое попало в руки. Это уже не дар "волшебника страны Оз". Это добыча. Или покупка.

...Капсула останавливается на небольшой ровной площадке, выложенной кусками битых бетонных плит. Я выхожу – передо мною дорога, мощенная золотыми слитками из упраздненного Всемирного валютного фонда. Двадцать семь километров ослепительного пути шириной в три шага...
Добыча ожидает в конце дороги из жёлтого кирпича. Залогинившись именем, о котором в базе нет компромата ("чистая" карма), герой получает доступ к телу. Его сетевые клоны, видимо, не столь безупречны. Не зря же он маскирует кашлем насмешку, беседуя с офисным планктоном о смерти идолицы, а желание планктонши убить себя воспринимает презрительно. Он решил много заработать. Заработал и стало нечего больше хотеть. Кроме возвращения во времена...

Если бы существовал фэндом "Достоевский", фаны сочли бы рассказ "Цена, которую я готов заплатить" отличным, одним их самых удачных "кроссоверов" (применяется «переплетение» нескольких произведений). Вписка уместна. Фикрайтеры этим приёмом охотно пользуются. Вписка (англ. Self-insertation) — так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.

Если бы существовал такой фэндом... И ведь не любительщина! Если профанфик, то вполне приемлемо для общества и на рынке имеет место. Профанфик (англ. profic) — профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. Профанфики пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance», «Star Wars», «Warhammer», или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг. Профанфик не отвечает строгому определению «фанфика», но де-факто им является.
Если бы...
Когда некому станет читать серьёзное, когда тамагочи станут жить среди людей, а люди перетекут в тамагочи, герой без имени, придушив своего целителя, решится на долгий хворобный суицид, а умирать начнёт с чтения "Карамазовых", ведь "Бесов" читать поздно, а "Идиота" обидно.

Можно спорить на одного "уникального подписчика", что предпоследняя печатная книга в его жизни называлась "Преступление и наказание".

Если исправить одну-две опечатки и оставить ту же книгу в финале, стоило бы выбрать другое название рассказа. Например, с намёком на жанр: "Достоевский кибер-фан". "Достоевский-трэш" на прозе.ру уже есть. Это лишило бы, конечно, сюрприза в финале. "Мизантроп и по таксе"?
Нет, не будем присваивать безымянному имя Марти Стью. И Раскольниковым величать не станем.

Так кто герой, чей же рассказ?

ВИА

Клуб Труб -Мастерская   25.02.2013 11:03     Заявить о нарушении
Выходцу - мое почтение:)

Спасибо за очередные размышления по поводу рассказа:)

Безусловно, с моей авторской точки зрения, герой не Раскольников. Он убивает не старушек, да и мотив у него - не себя проверить, не возывыситься, не зарабаотать на жизнь, а банально - получить то, что ему представляется самым бесценным в его давно уже выдохшейся, суррогатной жизни.

С другой стороны, мой герой и не Герострат, разрушающий духовные ценности ради славы земной.

Мне кажется, что он - как и миллиарды его соврем енников - всего лишь человек, переживший свою смерть, как переживают бабушки своих детей, внуков и правнуков. Его смерть давно умерла от старости, а он еще живет. В этом состоянии ценность жизни - и своей, и миллионов других - равна даже не нулю, а еще меньше. И это позволяет поставить коварный (в ироничном смысле) вопрос: а что вернет ему ощущение настоящей жизни?

Всяческих удач,

Борис Кривошеев   25.02.2013 05:07   Заявить о нарушении
А не проще ли всё? Ад не обязан быть таким, каким его нафантазировали в древние века. Может, в рассказе это он и есть? А рай для блоггеров-флудистов — не Преисподняя ли для книгчеев?
Спросить бы у Бога, да с общим языком у нас проблема.

И коварный (в ироничном смысле) вопрос: а что вернет ему (герою рассказа) ощущение настоящей жизни?
Уже ничто. Поздно боржоми хлебать.

Куда сансара катится, виляя еле-еле? Пока четлане чатятся, пацаки оборзели. И, как ни западло, иду, карабкаюсь на склоны чудовищу и дроиду и жизни, и поклоны укладывать бесчисленно в болезненный упрёк за страшный и бессмысленный пи-арный Рагнарёк.

Совсем забуратинился почти убитый веком, который оскотинился числом и человеком. В пиноккио мечтается, раз быть марионеткой, но это не считается ни цифрой, ни монеткой. Вот в люди бы, да злые вы... А как? А кверху каком! До бодхи, как до Киева ползти и строго раком.

Тоска одревенелости постядерного века... Доске не зреть до спелости живого человека. Лишь чахнуть до сжигания и... Честно говоря, напрасны ожидания над буквой букваря.

PR тут:
http://www.proza.ru/2013/02/25/942

Ролевая Рулевая   25.02.2013 12:29   Заявить о нарушении
К сожалению, до меня дошло, как до жирафа.
Чтоб была ясность.
РР - мой официальный клон. Был придуман для тренировки. Писать диалоги, от женского лица, если ГГ - дама и т.д. Предполагалось, что на странице РР будут эксперименты в стихопрозе и всё, что не киберпанк. Потом стало перемешиваться, но рассекречено чуть ли не три года назад. За успех в имитации личности РР награждена - единственный официальный клон в двух Клубах тут, на прозе.ру.
Мастерская клуба ТрУб не моя, а клубная. Я там временный заведующий. Если Клубу ТрУб понадобится, я оттуда уйду.
ВИА - моя официальная страница тут.
На стихах нас аж семь штук, но тоже особо не конспирируемся. Иногда трещим в переписке всей компашкой, но это давно уже просто приколы нашего городка. Троллизмами принципиально не занимаюсь ни на стихах, ни на прозе.
Фух... Сегодня пришлось побродить в сети и посмотреть на троллячьи игры. Захотелось обладать снайперкой для отстрела дроидов. Бесплатно!

Выходец Из Арройо   26.02.2013 00:22   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Пространство Текста
Перейти к списку рецензий, написанных автором Клуб Труб -Мастерская
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.02.2013