Рецензия на «Замена православия кальвинизмом» (Анатолий Писцов)

Анатолий, в статье допущено большое количество упрощений, особенно относительно православия. Ваша искренность, в которой нет сомнений, никак этого не оправдывает... Неужели Вы действительно верите в то, что протестантизм стал нравственной основой и "духом" западноевропейского экономического уклада? Может быть источник в "ином", а кальвинизм и лютеранство подошли как наиболее удобное облачение уже состоявшихся процессов... Понимаю, что тема тонкая и многосложная, увы, она требует "живого разговора", поэтому позволю себе лишь один тезис
Восприятие человеческой ЖИЗНИ принципиально различимо только за счет ДВУХ исходных авторских точек зрения - через призму "жизни вечной" на "земную жизнь", и наоборот. Вы правы, что православие так и не достигло каких-то осязаемых и наглядных результатов в улучшение "жизни земной". Но, во-первых, это и не ЕГО забота, этим должны заниматься мирские власти. А, во-вторых, позволю себе напомнить Вам о таком русско-православном феномене как СТАРООБРЯДЧЕСТВО. Я полагаю, что экономическая эффективность этой формы православия не только не ниже, а намного выше протестантства. Но это, опять же, тема для отдельного большого разговора...
Относительно эксперимента с "построением коммунизма" и его духовно-нравственными основаниями вообще тема отдельная. Сожалею, но еще при Марксе только ЕДИНИЦЫ людей понимали СУТЬ марксизма...
С уважением,
Азамат

Азамат Джанымбей   26.04.2013 22:35     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. Мои инженерные образование и жизненный опыт несколько затрудняют глубокое проникновение в понимание общественных процессов.
Соглашаюсь с Вами, что «источник» европейского экономического уклада может быть «иным», нежели протестантизм. Однако влияние религиозной идеологии на жизнь в прошлые века было, несомненно, велико, и различия протестантизма и православия вполне могли способствовать различиям результатов общественного развития России и Запада. Мне кажутся достаточно убедительными доводы и М. Вебера и К. Свасьяна.
Мои родители (как и другие мои предки) были старообрядцами. В детстве я прикасался (чуть не написал «причащался») к «духу» старообрядства, хотя, конечно, это было детское восприятие и уже на «излёте» старообрядства. Безусловно, мораль старообрядства была достаточно «высокой» с точки зрения повседневной жизни, но с точки зрения общественного развития эта мораль, как и всего православия, практически всегда «смотрела назад». А потому мне кажется сомнительным, «что экономическая эффективность этой формы православия не только не ниже, а намного выше протестантства».
С уважением, Анатолий.

Анатолий Писцов   26.04.2013 21:02   Заявить о нарушении
Анатолий, известно ли Вам, что более 80% "миллионщиков" в Российской империи в самый её рассвет к 1914 году были старообрядцы - Рябушинские, Морозовы, Алексеевы, Солдатенковы... можно еще продолжить. Ужас Европы и Америки перед набирающей силу Россией и стал причиной втягивания ее в 1-ю мировую войну, а потом те же "спонсоры" оплачивали 17-й год...
Вот ссылкас достаточно критическим, но по сути серьезным материалом, посмотрите его при возможности -
http://ko.ru/articles/3412
С уважением

Азамат Джанымбей   26.04.2013 22:34   Заявить о нарушении
Азамат, спасибо за ссылку. С интересом прочитал об РСПП старообрядцев.
Со своей стороны рекомендую почитать: М. ВЕБЕР. ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА. (Пер. с нем.- Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002).
Масштаб "последствий" протестантизма, описываемый М. Вебером, не сопоставим с "достижениями" старообрядцев.

Анатолий Писцов   28.04.2013 10:25   Заявить о нарушении
Анатолий, я "знаком" с этим автором. То что он приписывает "протестантизму" на самом деле принадлежит во многом просто законам развития "базиса" рыночной экономики с её надстройкой в виде соответствующего ей общественного сознания в виде морали. А ещё "масонству"... Тема очень тонкая и большая...

Спасибо за Ваш отклик и понимание.

Азамат

Азамат Джанымбей   28.04.2013 11:17   Заявить о нарушении
Различия в уровнях развития "протестантских" и "католических" стран Европы (не говоря уже о "православных" странах) склоняют к мыслям о существенной роли протестантсткой этики.

Анатолий Писцов   28.04.2013 21:10   Заявить о нарушении
... наверное Вам виднее, спорить не стану )

всего Вам наилучшего )

Азамат Джанымбей   29.04.2013 00:10   Заявить о нарушении
Браво, Анатолий!
Очень своевременная и аргументированная статья! Не та религия досталась нашему Отечеству, не та! В ней образец для подражания не искусстный ремесленник,не удачный купец, не учитель и врач, а юродвый побирушка, вонючий и голодный монах, злой начётчик богословской ерунды. Одно замечание к тексту: что означают слова "кальвинизм и пуританизм"? Если слово "пуритане" то это ошибка, ибо этим словом в Англии 16-17 вв. (и только там!) назывались последователи Каливина. Наверное Вы имеете в виду лютеран? Тогда всё будет правильно. Исправьте.
Теперь по поводу Реформации в России. Она была при Д.Донском и возглавлял ее митрополит Коломенский Дмитрий (Тешилов), но Византия отравила его и поставила на митрполичью кафедру Москвы грека Киприана, который не хотел иметь ничего общего с Европой. Патриарх Никон накаго отношения к Реформации не имеет, он окончательно заменил старую религию Руси на греко-византийскую веру.Ещё раз спасибо за статью. Михаил.

Михаил Глибоцкий   13.12.2013 18:10   Заявить о нарушении
Материал довольно познавательный - благодарю.
А малоосвещённый в современной литературе вопрос переработки идеологии марксизма из разрушительной силы в созидательную описан у Н. Бердяева - "Истоки и смысл русского коммунизма".

Виктор Миронович Григорьев   22.02.2015 21:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Анатолий Писцов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Азамат Джанымбей
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.04.2013