Рецензия на «Гл. 26 Шкала Ходасевича» (Екатерина Домбровская)

Внимательно перечитывая книгу, рецензии и ответы на них, не могу не отметить, что внимательными читателями и критиками, сделаю допуск на то, что все мы в какой-то мере критики, не отмечена одна очень важная особенность, а именно, не только пристальное внимание автора к тончайшим нюансам творческой манеры Чехова, в широком смысле -философии его творчества, а и литературного творчества вообще. На примере произведений, исследователь приоткрывает заветную дверь в мастерскую писателя, его творческую «кухню» без понимания которой не открыть составляющей феномена под названием Чехов.
И здесь хочу подчеркнуть, как бережно и аккуратно, не «вскрывая панциря», а используя само слово писателя, Е.Домбровская выделяет то главное, что глубоко скрыто за «слоями смыслов»: умение писателя отстраняться от частностей, мыслить свободно и широко, наделяя этим качеством своих героев. Любимые Чеховым персонажи способны возвыситься над несущественным, храня в сердце истинно христианскую бескорыстную любовь к ближним, подкреплённую действием. Они труженики, великодушные и терпимые к слабостям других, как всякие состоявшиеся люди. А погрязшим в мелкой буффонадной суете близким они кажутся странными, примитивными, далекими от искусства и прогресса. Они и в самом деле далеки от этой доморощенной пошлости псевдо-культуры, они избегают словопрений, лишены велеречивости, наредкость просты, естественны, деятельны и мужественны.
И здесь тончайшее сопоставление –способность одних любить по-христиански, прощая и не замечая недолжного, и неспособность других любить вообще кого -либо, кроме себя, а значит неумение ценить и понимать ближнего. Отсюда их искусственность во всем: в образе жизни, в занятиях, зачастую неосознаваемой низости и пошлости поступков, в готовности преступить Евангельские заповеди, в примитивном существовании, прикрытом цветной завесой «любви к искусству». Как тонко подводит автор к пониманию этого противопоставления. Жизнь по Заповедям одних и отсутствие Веры в других. Вот где проходит граница между ними, показанная исследователем.
Не могу не выразить восхищения глубиной подхода Е.Домбровской к тому, что можно было бы назвать магией Чехова, объяснением необыкновенного притяжения его творчества, не убывающее, а напротив, разрастающееся не только в России, но и в мире вообще

Татьяна Шайдор   29.07.2013 10:20     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна! Я восхищена Вашими рассуждениями.

Екатерина Домбровская   29.07.2013 10:19   Заявить о нарушении
Простите, ответ оборвался на полуслове, продолжу... Восхищена Вашим осмыслением и обобщением, Вашим мастерским и точным портретом двух духовно противоположных типов чеховских героев. Нет слов, как я Вам благодарна! Вы мне очень помогли для работы дальнейшей. Дорогая Татьяна, противопоставление Чеховских героев как способных и умеющих любить и тех, кто органически не способен к любви (только потому, что безумно любит себя) - очень простое, как все истинное, как правда и точное обозначение главной духовной Чеховской темы.Одного этого расклада достаточно, чтобы убедиться в подлинности и силе Чеховского христианства.
Благодарю Вас! И шляпу снимаю.

Екатерина Домбровская   29.07.2013 10:25   Заявить о нарушении
Спасибо, Катя! Но ведь это Ваше, только прочитанное мной. И это сопоставление выведено Вами потрясающе просто, по -чеховски!
В восхищении!

Татьяна Шайдор   29.07.2013 10:31   Заявить о нарушении
Сопоставление есть у Чехова. Но это одно. А осмысление - это другое. И оно принадлежит Вам.

Екатерина Домбровская   29.07.2013 10:49   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Домбровская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Шайдор
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.07.2013