Рецензия на «12. Сага о харьковских тепловозах» (Феликс Рахлин)

Интересный рассках о харьковском производстве тепловозов, вернее о его прекращении.Очень хорошо вписываются в этот рассказ замечания инженера этого завода - Толи Новика, дополняющего картину достоверными техническими деталями. Кстати, история с копированием заграничной техники в ракетостроении в дальнейшем тоже привела к достижениям, превосходившим оригинал.
Думаю, что в любой отрасли может настать момент для необходимого перепрофилирования производства. Но здесь в рассказе промелькнуло (очень кратко)возражение министра путей сообщения Бещева против прекращения производства тепловозов. И это возражение министра практически проигнорировано. Так что не совсем без жертв и с этой стороны.
Рассказ о неграмотности Косыгина мне кажется здесь лишним. Во-первых, в рассказе это выглядит недостоверным, было ли это. Во-вторых, как раз вслед за этим показана оперативность Косыгина - отменить обсуждение, если вопрос не подготовлен. Другое дело, что дальше уже нет, повидимому, необходимого контроля, со всеми вытекающими безобразиями. Помню, что мой свёкор, работавший в Киеве и имевший деловые контакты с Косыгиным, отзывался о нём, как об очень грамотном руководителе.

Галина Карбовская   25.08.2013 15:31     Заявить о нарушении
Галя, благодарю за отклик. О возражении Бещева мне рассказывал главный диспетчер завода Малышева Ефим Григорьевич Смородинский - человек серьёзный и осведомлённый, пользовавшийся, скорее всего, авторитетным источником. В том-то и дело, что его (Министра ПС) возражение, в конечном счёте, оказалось повисшим в воздухе. Общий вывод из представленных фактов: победили "ястребы", министр оборонной промыщленности, ВПК, а народное хозяйство проиграло. Но ведь это так теперь ясно...

Неграмотность Косыгина - чисто орфографическая, я не оцениваю его как менеджера и стратега в экономике. Хотя всё развитие (при нём) советской экономики оказалось тупиковым. Насколько эти характеристики коррелируют между собой, вопрос мало исследован. Что касается достоверности моего свидетельства, то тут всё основано на моём честном слове. Я его запись в книге почётных посетителей музея знаменитого латвийского рыболовецкого колхоза видел собственными глазами! Мы с Инной только диву дались... Пятикласснику я, дипломированный учитель русского языка, больше единицы за такое сочинение не поставил бы... Хочешь - верь, хочешь - проверь (?!).
В живой жизни - масса противоречий. Например, я читал в воспоминаниях физика Никиты Алексеевича Толстого о том, что его отец, замечательный русский писатель А.Н.Толстой, страдал неким расстройством (забыл термин), делавщим его письменную речь феноменально безграмотной, и писатель сам смеялся над тем, что, несмотря на это, был назначен в... орфографическую комиссию Акадеиии наук!

Я написал СВОИ воспоминания и никого не уговариваю соглашаться со мною во всём. Я лишь ручаюсь, что не вру (в смысле не лгу) ни в одном слове.

Мой двоюродный брат, живущий в Хайфе, защищал в Харькове диссертацию по экономике производства, и научным - то ли руководителем, то ли оппонентом - был у него известный экономист проф. Либерман, автор той самой реформы, которая проходила (и захлебнулась) при Косыгине. Либерман жаловался Эрику (когда они вдвоём были за городом, где их не могли подслушать), что все его предложения извращаются, что в существовавших условиях реформа ("План - Прибыль - Премия" - это было название реформаторской статьи профессора в "Правде" - не идёт и идти не может. Вряд ли в этом виной только и конкретно Косыгин, но, думаю, и он - тоже...

"Очень грамотные руководители" СССР оказались на деле невероятно косными. Вот вывод, с которым теперь спорить бессмысленно.

Феликс Рахлин   25.08.2013 20:46   Заявить о нарушении
Феликс, конечно, спорить не приходится: нечего и говорить, плохо хозяйничали. Дай бог, чтобы в дальнейшем "научились". А.Н.Толстым ты меня утешил. Успехов тебе!

Галина Карбовская   26.08.2013 09:03   Заявить о нарушении
Дорогой Феликс,
Могу дополнить ваш рассказ некоторыми интересными фактами.
1. Насчет копирования ("передирания") рассказывали пионеры тепловозостроения на з-де Малышева (сам я начал работать в 1959 году и это не застал), на тепловозе ТЭ-1 сбоку от пульта управления передрали какой-то кронштейн в форме полустакана с двумя чемоданными замками, никто не знал его назначение, позже оказалось - под бутылочку Кока Колы для бригады.
2. Работа по "передиранию" разделилась: дизель копировали на Коломенском заводе им Куйбышева (кроме паровозов, производившем судовые дизеля). Когда изготовили первый образец дизель-генератора (Д50), то на испытаниях, на некоторых режимах не устанавливалась устойчивая скорость вращения, обороты, как говорят, водило, вверх - вниз, чего не наблюдалось на американских тепловозах. После долгого разбирательства нашли, что конструктор, эскизировавший т.н. всережимный регулятор, не передрал одно небольшое отверстие, наряду с десятками остальных. Когда его спросили, почему ты так сделал, он сказал, что, видите ли, не понял его назначения. После возвращения отверстия в жизнь, работа регулятора восстановилась. О дальнейшей судьбе этого конструктора не рассказывали.
Дело в том, что Сталин (а он лично занимался этим вопросом) дал Кагановичу 1 (один) год до выпуска первого тепловоза на ХПЗ. История эта следующая (со слов очевидца - тов. Важева П.ф., в то время главного инженера депо Ащхабад, а затем начальника Приемки МПС на заводе Электротяжмаш г.Харьков, где я работал с 1970г.
Сталин возглавлял делегацию СССР на Потсдамской конференции стран Союзников по антигитлеровской коалиции. Как известно, самолетами он почти не летал, поэтому готовили правительственный поезд. МПС поручили командировать в Москву два американских тепловоза (прототипов ТЭ-1) с Ашхабадской ж.д., где они успешно работали, и четыре тепловозные бригады, главный инженер депо был старшим в этой группе. Все было выполнено точно по приказу, расстояние в 1550км. от Москвы до Бреста поезд прошел с одной краткой остановкой для заправки диз. топливом. По прибытии в Брест, где предстояла длительная остановка для замены тележек на европейскую колею, Сталин поспешил в голову поезда (вся свита - за ним), чтобы успеть застать тепловоз, который далее не шел, опять же из-за другой колеи. Хотел увидеть, что это за машина, ведь он знал, что паровозы делают вынужденные остановки каждые 125 максимум 150 км. для набора воды.
Подошел к тепловозу, который был отцеплен, но еще не ушел, и вызвал машиниста. Тот спустился из будки (тепловоз капОтный, поэтому кабина была в точности, как паровозная будка) и доложил: ст. машинист такой-то и далее по всей форме. Сталин спросил, что это за машина такая, ей что, вода не нужна? Ну, тот понятно все объяснил, и насчет к.п.д., а также, что в условиях Туркестана, где вообще нет воды, тепловоз незаменим и т.д. - Нравится тепловоз? - Очень, т.Сталин! - Спасибо, можете идти.
Назад он шел, мрачнее тучи. Камарилья (это мое слово, Павел Федорович таких слов не употреблял) - за ним. В штабном вагоне посадил всех, и, обращаясь к Кагановичу, спросил: Почему у нас нет тепловозов? Тот что-то бормотал невразумительное, (далее комментарий мой):
не мог же он сказать, что вам (И.В.) хорошо известно существовавшее в Ленинграде бюро Щусева и Гаккеля, еще в 20-е годы разработавшее несколько вариантов ПЕРВЫХ в мире тепловозов, которые были построены в СССР и Германии, но ввиду известных Вам событий 37-39г.г. работы были свернуты, кстати, один тепловоз еще до сих пор находится в эксплуатации (был списан только в 1954г.).
Сталин еще больше помрачнел и вот тут он и дал ему поручение: Даю вам год, чтобы вышел первый серийный отечественный тепловоз, не можете разработать сами, скопируйте этот.
Я, находясь в 1949г. на Кавказе с экскурсией от Малой Ю.ж.д., где я работал машинистом до 1953г., видел в депо Сочи первые ТЭ-1, построенные точно в 1947 году, нас пустили в кабину машиниста посидеть, посмотреть, что такое тепловоз, и мне почему-то кажется, что я видел там этот странный кронштейн в виде полустакана с двумя чемоданными замками.
Евгений Райтман

Евгений Райтман   26.01.2016 00:35   Заявить о нарушении
Дорогой Евгений! Рад Вашему отклику. Я в технике полный лапоть и всю жизнь трачу силы, чтобы не запустить какой-нибудь ляп типа "падающего вниз стремитенлього домкрата".Но бог миловал...
Вот Вам ещё про тот же завод - из былого, о чём не писали в газетах.
http://proza.ru/2011/06/17/1470
http://proza.ru/2012/02/02/2146
http://proza.ru/2013/12/02/1578
Читать не обязательно, однако, думаю, Вам будет небезынтересно. Спасибо! Вы добавили несколько сочных деталей!

Феликс Рахлин   26.01.2016 16:47   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Феликс Рахлин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Галина Карбовская
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.08.2013