Рецензия на «Закрытые врата Алекса Беляева» (Пространство Текста)

А мне диалоги понравились.

Смысл рассказа не понравился - но об этом уже сказали: слишком прямолинейно, слишком грубо, слишком банально. Одно дело, не сказать ничего принципиально нового, и совсем другое - возводить в притчу прописную истину, о которую каждая бабка, на остановке семечками торгующая, язык отточила.

Ещё не понравилась попытка стилизации под чеховское время. Зачем она? Чтобы аллюзии с классиками вызывать, и таким вот нечестным путём, по инерции, заработать положительные читательские отклики? Тема рассказа не привязана к определённому времени, стилизация ничем не оправдана.

Но вот построение текста, диалоги как единственное средство повествования мне понравились. И понравились они именно отсутствием описаний, именно фантомностью персонажей - ведь согласитесь, какое мне дело, как выглядит работник, или сын, или жена, какие у них характеры или жизненные пристрастия. Мне, как читателю, даже нет дела до их имён - имена играют роль только для самих персонажей в момент разговора, без них диалоги не были бы естественными. Герои упоминают сложные имена, другие герои их понимают - и читатель верит, что они знают, о чём говорят, а стало быть, живут. Читатель заглядывает в автономный мир рассказа как бы без автора, как в незнакомый дом - то в одно окно, то в другое, не всё понятно, но со временем складывается всё более чёткая картинка.

Далее: роль всех этих бесчисленных героев на столько же фантомна, как и их образ, ведь их единственная функция - раскрыть, показать читателю Арсения Алексеевича. И они с этой своей функцией справляются: к концу рассказа мы увидели ГГ в разных ситуациях, с разных сторон.

Вернее, мы могли бы увидеть его с разных сторон, если бы на то была воля и фантазия автора. А так мы видим сторону всё время одну и ту же, играющую на руку скучной и морализаторской идее рассказа.

Лена Ковалёва   17.09.2013 01:03     Заявить о нарушении
Девятьнадцаптый век пришёл сам собой. За похвалу спасибо. Только вещь никогда не была притчей

Алекс Беляев   17.09.2013 10:50   Заявить о нарушении
Лена, спасибо за искренность:)))) Уважаю, когда высказывают собственное мнение аргументированно, даже если оно идет вразрез с моим (железобетонным!) мнением. Тем более, что я не отрицаю - мое мнение может быть ошибочным.
По поводу притчи - сознаюсь - моя версия. У Алекса рассказ.
:)


Мнемозина   17.09.2013 11:57   Заявить о нарушении
Хм. А кто бы определил жанр этого рассказа?
В целом - типа социалистический реализм. (Так большевики описывали бар) Концовка - типа трэш? анекдот?
(Ад и рай задолго до Чехова перестали быть церковными догмами, перекочевав в анекдоты)
А всё вместе? трэшевый социалистический реализм?

Ни фига себе! Автор-то оказывается пост-постмодернист!

Игерин   17.09.2013 13:28   Заявить о нарушении
Тут реализм, без вариантов. Под рецкой номер 1 ссылка на настоящую притчу. Разница очевидна, уж не сочтите за пиар.

Алекс Беляев   17.09.2013 15:00   Заявить о нарушении
Реализм как метод - это предельная объективизация отображения реальности, приближение к фотографичности.
В рассказе (касаемся основной части) персонажи вряд ли можно назвать реалистичными. Рецензенты правильно отметили их лубковость, карикатурность. Так изображал "буржуев" Маяковский в Окнах Роста.
А концовка? Реализм - есть типичное, общепринятое представление людей. А такое представление о загробной жизни сегодня нет ни у кого, даже у фанатично верующих людей, не говоря уж о людях воцерковленных. Не было его и в 19 веке, к которому, как можно предположить, относится действие рассказа.
Ваш рай-ад даже не эзотерика, и не мистика. В контексте данного рассказа - концовка смотрится буффонадой, фарсом. Анекдотом, если хотите.

Игерин   17.09.2013 15:44   Заявить о нарушении
Фарс есть часть реализма.

Алекс Беляев   17.09.2013 15:49   Заявить о нарушении
Посмотрел по ссылке. У Вас неверное представление о притче, как жанре. Притча - это развернутая метафора, в притче должны быть два элемента: 1) некое, как правило, бытовое событие 2) метафора, позволяющая читателю это событие, изначально мелкое с точки зрения обывателя, переосмыслить, и на основании переосмысления сделать нравственный вывод.

Игерин   17.09.2013 15:51   Заявить о нарушении
Фарс есть самостоятельный жанр, подразумевающий сатирический гротеск, то есть пренамеренное искажение реальной картины мира, то есть - заведомо НЕ реализм.

Игерин   17.09.2013 15:54   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Пространство Текста
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лена Ковалёва
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.09.2013