Рецензия на «Родина» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте, уважаемая Екатерина.
Обращаюсь к Вам со смиренной просьбой ответить на вопросы, которые были категорически отвергнуты нашим священником. Вот они:

Вопросы главного редактора «БДТ-59» Василия Тихоновца Благочинному храмов Чайковского округа священнику Георгию:

1. «При отсутствии справедливости, что такое государство, как не простая разбойничья шайка, также как и разбойничья шайка что такое, как не государство? И они (разбойники) представляют собой общество людей, управляются начальствами, связаны обоюдным соглашением, делят добычу по установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей достигает таких размеров, что захватывает города и страны и подчиняет своей власти народ, тогда открыто получает название государства». Блаженный Аврелий Августин (354–430)
Источник: http://azbyka.ru/forum/showthread.php?t=3381

В российском обществе явно прослеживается кризис доверия к власти. В частности, это косвенно подтверждается нежеланием граждан участвовать в выборах любого уровня, о чём неумолимо говорит статистика территориальных избирательных комиссий.
ВОПРОС: не является ли это недоверие народа к существующей власти выражением отношения к ней, как к хорошо организованной шайке разбойников?

2. В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» изложены принципы и направления правозащитной деятельности РПЦ.
Примечание: «Настоящий документ принимается Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в развитие основ ее социальной концепции. Каноническим структурам, священнослужителям и мирянам нашей Церкви надлежит руководствоваться данным документом в своих общественно значимых выступлениях и действиях; он подлежит изучению в духовных школах Московского Патриархата. Документ предлагается братскому вниманию Поместных Православных Церквей с надеждой на то, что он послужит возрастанию в единомыслии и поможет координации практических действий. К изучению и обсуждению документа также приглашаются иные христианские церкви и объединения, другие религиозные общины, государственные органы и общественные круги разных стран, международные организации».
В частности в документе говорится «об охране личности от произвола лиц, облеченных властью, и работодателей, а также от насилия и унижения в семье и коллективе»:
«С древних времен и до сего дня Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации. Точно так же и сегодня мы призваны ревностно – не только на словах, но и на деле – заботиться о сохранении прав и достоинства человека. При этом мы сознаем, что в современном мире права человека подчас нарушаются, а его достоинство попирается не только государственной властью…».
ВОПРОСЫ:
1) может ли Чайковское духовенство активно поддержать идею создания независимого профсоюза, который бы обеспечил юридическую защиту трудовых прав граждан Чайковского района от произвола работодателей?
2) планирует ли Чайковское духовенство заниматься какими-то конкретными формами правозащитной деятельности, следуя «Основам учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» принятых 26 июня 2008 года в Храме Христа Спасителя в г. Москве?

Примечание: к таким формам правозащитной деятельности РПЦ относятся следующие направления:
— отстаивание права людей на свободное исповедание веры, на совершение молитвы и богослужения, на сохранение духовно-культурных традиций, на следование религиозным принципам как в частной жизни, так и в сфере общественного действия;
— противостояние преступлениям на почве национальной и религиозной вражды;
— охрана личности от произвола лиц, облеченных властью, и работодателей, а также от насилия и унижения в семье и коллективе;
— защита жизни, свободного выбора и достояния людей в ходе межнациональных, политических, экономических и социальных конфликтов;
— пастырское попечение о воинах, о сохранении их прав и достоинства в условиях боевых действий и несения службы в мирное время;
— забота об уважении достоинства и прав людей, находящихся в социальных учреждениях и местах заключения, с сугубым вниманием к положению инвалидов, сирот, престарелых и других беспомощных людей;
— защита прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру;
— попечение о тех, чьи права, свобода и здоровье страдают из-за действий деструктивных сект;
— поддержка семьи в ее традиционном понимании, отцовства, материнства и детства;
— противодействие вовлечению людей в коррупцию и другие виды преступности, а также в проституцию, наркоманию, игроманию;
— забота о справедливом экономическом и социальном устройстве общества;
— недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций;
— воспитание уважения к законности, распространение положительного опыта реализации и защиты прав человека;
— экспертиза правовых актов, законодательных инициатив и действий органов власти с целью предотвращения попрания прав и достоинства человека, ухудшения нравственной ситуации в обществе;
— участие в общественном контроле за исполнением законодательства, в частности, регулирующего церковно-государственные отношения, а также за исполнением справедливых судебных решений.

К сожалению, все эти вопросы были восприняты священником как провокация.

С искренним почтением,
Василий.
Ваши ответы, если таковые будут, я опубликую в нашей газете тиражом 25 тыс. экз.

Василий Тихоновец   13.02.2014 10:31     Заявить о нарушении
Дорогой Василий! Благодарю Вас за присланные вопросы. Они относятся к самым непростым вопросам церковной и даже шире - духовной жизни человека. Ответы на них есть, но они требуют для ответов апостола Павла или святителя Иоанна Златоустого - то есть людей апостольского, архиерейского достоинства, которые широко видят и широко мыслят. Имеют благодатный ум для формулирования церковной позиции по всем этим вопросам. Сами понимаете, мои возможности в сравнении с потребными для формулирования ясных,четких, аргументированных ответов - мизерные.
Разумеется, я Вас слышу и НЕ СЧИТАЮ, что в вопросах есть начало провокационное.
Есть определенная Ваша духовная стадия жизни, отблеск Ваших отношений личных с Богом, Вашего личного духовного опыта жизни в Боге, реальная степень глубины Вашей веры и ее духовной просвещенности. Иными словами - реальная Ваша духовная мера и Ваши мерки, которыми Вы меряете жизнь человеческую.

- Какое место в жизни человечества Вы отводите Богу? Вот встречный вопрос, который я хотела бы задать? Помните ли, что говорит Сам Господь в Евангелии о Своем участии в жизни человека?
- Другой вопрос: как учит Сам Господь наш об этой земной жизни: о назначении ее, о смысле ее, о целях земной жизни человека? Наконец, об этом мiре (не путать с Творением - природой и пр.)
- Как учит Бог Сам и Церковь в лице ее великих учителей о Промысле Божием в жизни единичного человека и в жизни народа, человечества? Одобряет ли восстания и революции - и может ли одобрить их в принципе? Или учит каждого отдельного человека смирению и терпению,а печальниками за народ искони ставила - Предстоятелей Церкви - вспомним митрополита Филиппа Московского, обличавшего Ивана Грозного. Не так ли учит Церковь, что не всякому по духовным (подчеркиваю) возможностям нести это великое служение?
- Еще А.С. Хомяков писал о том, что судить Церковь невозможно находясь вне ее ограды. А это делается повсеместно "внешними" для Церкви людьми. А эти суды ничего не стоят, потому что они внешние. Человек вне Церкви и человек в лоне Церкви, ее сын послушный - это разные духовно и даже отчасти телесно люди. Сын церковный участвует в Таинствах, ведет жизнь покаянную, жизнь очищения, это по определению - человек очищающийся и преображающийся в Нового Адама. Это другие люди. Настоящая Вера и жизнь по Вере в Церкви кардинально меняет человека.

Хотела бы услышать Ваши ответы на Ваши вопросы: мне бы было проще отвечать Вам, зная о Вас в духовном плане самые важные вещи.

Боюсь, что вопросы мои для Вас звучат как риторические.

Сейчас я, к сожалению, не имею достаточного времени на ответы на столь трудные (для меня) вопросы. Но скоро должна освободиться (сдать книгу) и постараюсь тогда ответить. Но для начала скажу главный тезис моего будущего ответа:

ЦЕРКОВЬ - ЭТО ДУХОВНАЯ ЛЕЧЕБНИЦА ДЛЯ КАЖДОГО ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ГЛАВА КОТОРОЙ
- САМ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС.

В ЭТОЙ ЛЕЧЕБНИЦЕ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ И ДОЛЖЕН ПРЕОБРАЗИТЬСЯ, ВОССТАНОВИТЬСЯ, ИСЦЕЛИТЬСЯ ОТ ПОРАЖЕНИЯ ГРЕХОМ, КОТОРОЕ ИЗ ПОКОЛЕНИЕ В ПОКОЛЕНИЕ НАСЛЕДУЕТСЯ ИМ ОТ ВРЕМЕН АДАМА.

СОВЕРШАЕТСЯ ЭТО ПРЕОБРАЖЕНИЕ В СИНЕРГИИ (В СОТВОРЧЕСТВЕ) БОГА И ЧЕЛОВЕКА (БОГ ЧТИТ СВОБОДУ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА И НЕ ПРИВЛЕКАЕТ НИКОГО К СЕБЕ НАСИЛЬНО). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - ЕСТЬ УСЛОВИЕ СПАСЕНИЯ ЕГО В ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ.

БОГ ПРАВИТ МИРОМ, ХОТЯ ОДНОВРЕМЕННО МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО МIР ВО ЗЛЕ ЛЕЖИТ, ПО СЛОВУ АПОСТОЛА.НО ВСЯКОЕ ЗЛО БОГ НАПРАВЛЯЕТ К ПОЛЬЗЕ ЧЕЛОВЕКОВ, ПРИ ЭТОМ "МЫСЛЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ". ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ПОПУСКАЮТСЯ БОГОМ, ЗАДАЧА ЧЕЛОВЕКА НЕ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ БОРОТЬСЯ, А НРАВСТВЕННО ИХ ПРОЖИВАТЬ. НРАВСТВЕННО - ПО ЗАПОВЕДЯМ ХРИСТОВЫМ.

Много можно говорить и говорить на эти темы, спорить, можно перечитать "Братьев Карамазовых" (Бунт Ивана), но лучше войти в ограду церковную и заняться собственным спасением и служением ближним в собственную реальную меру, а не переустройством мира, если, конечно, Бог не ставит человека на соответствующее высокое служение.

Итак, если не откажетесь, позже напишу конкретно по Вашим вопросам (постараюсь).А пока отвечу просто и по-деревенски на вопрос о шайке разбойников: какие все мы, каково духовное состояние людей, такова и власть наша. Очень простой ответ. И дело Церкви не с властью воевать, а помогать конкретным людям, которые приходят к Ней за помощью, по движению сердца, по ожившей любви к Богу, по томлению совести. Это настолько трудная и великая миссия, что , мне кажется, ее сполна хватает на все времена. А профсоюзы люди сами должны устраивать, если уж хотят бороться за свои права. Кстати, опыт хороший есть: послереволюционные десятилетия, когда люди пытались грудью защищать свои святыни и алтари церковные: их там прямо и расстреливали, а многих и распинали на Царских вратах. а других - просто мирян, простых послушниц - топили баржами. А люди шли на смерть, бежали даже, чтобы пострадать за Христа, Которого ЗНАЛИ СВОИМ СЕРДЦЕМ и ЛЮБИЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ И БОЛЬШЕ ВСЕЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ.

Вот и вопрос: неужели такие люди стали бы на службе брать взятки? тащить житейские одеяла на себя? Лгать и красть, убивать и насиловать, лгать и лгать?
Да никогда! Если уж христиане жизнь за Христа готовы отдать, так неужели они будут так грешить, чтобы из-за этого лишить себя Бога?!!! Никогда.

Вот, чем должна Церковь заниматься, а социальная деятельность... Это, кстати, не глубоко русская позиция, это уже современные дела... Бывал голод на Руси, так крупные монашеские обители кормили весь окрестный народ до нового урождая. Есть документы на то.Не Церковь должна приюты строить, а ее прихожане. И так и было на Руси - все, что мы имеем в социальной сфере достойного и что сумели сохранили при нашем забубенном буйстве, это дары верующих купцов. Да, грешили, но каялись. И как они каялись и как умирали - ведает Один Бог, а не мы с Вами. Кто подлинно, а кто - нет. Но видно вера-то была сильная, коли вот в Москве-то такие больницы до сих пор стоят, ТАК выстроенные, ТАК оснащенные - с такой тщательностью и любовью по последнему слову техники тех времен. А мы как строим? Обычный человек как работает? Хорошо, если один на 100 добросовестен, а 99 - ненавидят свою работу.
Близкий пример: отношение к СЛОВУ. Что вокруг на Прозе творится? Как это можно охарактеризовать? О какой социальной помощи тут можно говорить, когда люди глубоко духовно больны. И сами они никогда не выздоровеют. Только с Божией помощью - в Церкви.

Жестокость, разврат, злоба неутолимая, пошлость, бесстыдство, крушение даже природных инстинктов - как материнство, к примеру - вот что мы видим в народе после 100 лет без Бога. Кто и как поможет девчонкам не сгубить свою жизнь?

В общем, отчасти, ответила я Вам. А про отношение к властям - учение Церкви - найду достойное, скопирую и пришлю.

Если разочаровала Вас - прошу простить. Я сразу оговорилась, что не семи пядей во лбу. Моя сфера - это душевная и духовная жизнь человека. Она - бездна, в которую смотрит Бездна Любви Божией и зовет и призывает каждого человека, чтобы помочь ему выйти из бездны мрака. Но по-настоящему мало кто откликаются...

Екатерина Домбровская   13.02.2014 12:21   Заявить о нарушении
Пробую ответить на встречные вопросы.

1. Какое место в жизни человечества Вы отводите Богу?

Начнём с места и роли временно существующего человечества в вечной жизни Бога (или единого информационного поля Вселенной, в существовании которого не сомневаются уже многие учёные).
Человечество подобно паразиту, методично истребляющему своего хозяина – прекрасную планету Земля. Но если паразиты убивают своего хозяина неосознанно, то человечество уже кое-что понимает, но не прекращает запущенные процессы истребления планеты и, соответственно, самоуничтожения.
Человечество неустанно работает над созданием полноценного земного Ада, добиваясь иногда выдающихся результатов и неопровержимых доказательств практического достижения этой безумной цели.

Рай на Земле возможен при одном условии – отсутствии самого человека.
Точнее – представителей той промежуточной стадии между Обезьяной и Человеком, которыми мы, ныне живущие на планете, и являемся. К Обезьяне мы значительно ближе, чем к тому земному воплощению Бога, коим должен был стать именно Человек по задумке самого Бога. Вероятно, человек просто не успеет стать Человеком, так как погибнет задолго до воплощения данного божественного проекта в жизнь – в «серийное производство».

Возможно, каждый человек и всё человечество должны пройти, по меньшей мере, четыре стадии развития:
- выживание (адаптация);
- социализация;
- осмысление (осознание смысла жизни конкретной личности и человечества);
- «божественное просветление» - осознание вечности собственной жизни на бесконечном числе уровней единого информационного поля Вселенной.

Миллиарды людей живут и умирают на первой или второй стадии, так и не поняв смысла своего появления на Земле и своего истинного предназначения.
Всё человечество в целом ещё не сумело взойти даже на ступеньку «социализация».
На этих первых двух этапах место Бога в миллиардах человеческих душ сегодня занимают идеалы цивилизации потребления. А вера в Бога зиждется не на Любви к Богу, ближнему и братьям по разуму, а на мистическом страхе перед возможным наказанием за бесчисленные грехи, включая грехи смертные.
Как можно требовать от ребёнка пересказа толстой книги, если он едва научился говорить и ещё не умеет читать?
Что можно ждать от человека, который до сих пор не научился правилам пользования своим физическим телом, включая мозг, и собственноручно сокращает «сроки его эксплуатации»?
Как можно требовать от людей соблюдения божьих заповедей, если устройство современного общества вовсе не предполагает возможности дожить физически и дорасти нравственно до уровня осмысления своего истинного предназначения в этом мире?

Воссоединение Человека с Богом (одно из толкований слова «религия») возможно лишь по достижению третьей ступени развития, когда человек становится Человеком и начинает понимать, что создан по образу и подобию Бога и уже не способен ни на один поступок, позорящий его Отца.


Василий Тихоновец   13.02.2014 21:43   Заявить о нарушении
Спасибо большое. Я вообще-то спрашивала о личном... Но ответы настолько красиво сделаны, что сетовать не приходится. Кланяюсь Вам... Не знаю, стоит ли продолжать разговор о Церкви? Я ведь в общем-то сказала о ее месте, которое ей Богом дано.
Во всех случаях - мне было отрадно встретиться с Вами и переговорить. Хочется пожелать Вам нахождения ответов в православном учении о Церкви - оно называется Экклесиология - но не в официальных документах,имеющими всегда некоторый временной сиюминутный оттенок.

Екатерина Домбровская   13.02.2014 22:06   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Домбровская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Василий Тихоновец
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.02.2014