Рецензия на «Гл. 4. Смиряйтесь, девочки!» (Екатерина Домбровская)

Здравствуйте, дорогая Екатерина! Прочитала опубликованное в дневнике Вашем интервью с монахом Гавриилом Карейским. Только что прочитала, и даже не дочитала до конца! Очень спешу похвалиться Вам, Екатерина, ох, помилуй Господи меня, за то, что хвалюсь; но я не успела сказать Вам то, что придумала несколько дней назад, по прочтении Вашей «Весны» (глав, где говорится о искании понимания рабой Божией Анной смирения), а вот старец Гавриил дал мне разумение и ясномыслие в размышлении о смирении! А конечно, мне хотелось заслужить Вашей похвалы:))) Ну, конечно же, хотелось! Вот и я сделала, по размышлении долгом, такой вывод: смирение невозможно без покаяния. И даже более, смирение и покаяние - это в сущности одного корня переплетённые ветви!

И когда я говорю, что «я смиренная» в каком-то вопросе, то боюсь, я каждый раз, имею ввиду нечто совсем иное! Скорее, часто, называя себя «смиренной», я говорю всего лишь о терпении. С детства, помню, говорили: «Бог терпел и нам велел». И даже в кинофильмах. Но человеческое терпение - это одно. А то, что показал нам Господь Своею жизнию во плоти и увенчанной Голгофским Крестом – это совершенно иное. Не то ли ещё и для чего Господь Своего Сына во плоть облёк, кроме того, чтобы взять наши грехи на Себя? Когда сказано: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.»? Не Путь ли этот – Смирение через Покаяние? Но, я боюсь рассуждать далее. Это слишком тонкие материи для моего ума и состояния духовного.

А об терпении могу. Я могу терпеть и боль, и жару, и холод, и начальство меня незаслуженно, кажется, обижающее, и от ближних даже обиду могу стерпеть, да много чего могу я терпеть! Но терпеть ДО ИЗВЕСТНОГО ПРЕДЕЛА! Или неизвестного, но до предела. А после происходит взрыв. Взрыв противления! Это, как мне видится и есть восстание плоти на духа! Потому всяк терпению приходит конец. Это обосновано даже и физиологически, если в физиологию включить учение Церкви о душе и общем составе человека. Плоть всегда воевала и будет восставать на дух. Мне кажется и доколе мы в теле пребываем.

А смирение - это совсем другое! Это противоположное терпению, производящееся в сердце человека, Что? Чувствование деланием? Сердечное делание? Не знаю, как и назвать. Но одно видится более и более ясно: смирение без покаяния - это всего лишь терпение, которому придёт конец рано или поздно. Простите меня за столь сумбурный отклик на «Весну».

Много и другого думаю, и читаю , и возвращаюсь постоянно к прочитанному, только всё не в силах высказать. Что-то не понимаю, что-то на сейчас от меня закрыто. Ваша Авдотья.

Авдотья Светозарова   11.04.2014 10:17     Заявить о нарушении
А ко времени прочтения этой главы взялась,наконец, за "Всемирный Светильник Преподобный Серафим Саровский" митрополит Вениамин (Федченкова). О том напишу, как будет время, отдельно. Это я подумала сейчас и решила прибавить к своей "рецензии"; так вот, все измышления мои и рассуждения о жизни в Церкви, о жизни во Христе, увы, приходиться считать не более чем словами, не подкреплёнными практически ничем. И как бы ни хотелось мне думать иначе, к сожалению это остаётся фактом.

Авдотья Светозарова   11.04.2014 10:41   Заявить о нарушении
Да ведь и у всех нас слова наши мало что стоят. А внутреннее устроение достигается годами терпения уничижений, скорбей, истощания во всех отношениях (кенозис по-гречески) - то есть постепенное самоотречение от своих достоинств (духовное самоотречение), от своих преимуществ, чем на долгое время способствует и отказ от самоутверждений в земных сферах. Только на этом пути человек обретает Духа Святаго, преображается, очищается от того что в миру считается достоинствами.

Спасибо, дорогая Авдотья! Я еще на прежние рецензии не ответила: у меня запарка, простите великодушно!

Екатерина Домбровская   11.04.2014 13:03   Заявить о нарушении
Мой Духовник учил, что от "терпения до смирения - великое расстояние". Самое трудно - не просто покаяние, а САМОУКОРЕНИЕ, причем тогда, когда тебя несправедливо (с твоей точки зрения) обижают. Это единственный путь, но он требует от человека страшной ломки: ему кажется, что он должен называть белое - черным, и наоборот. А потом постепенно узнает, что человеческая правда и Божия Правда - вещи разные. Вот этот путь к Божией Правде и есть путь смирения.

Екатерина Домбровская   11.04.2014 13:06   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Екатерина! За труды Ваши и за науку. Насчёт не ответа, даже не берите и думать! Любящая Вас, Авдотья.

Авдотья Светозарова   11.04.2014 17:06   Заявить о нарушении
Спасибо за доброе понимание, уважаемая Авдотья!

Екатерина Домбровская   11.04.2014 17:33   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Домбровская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Авдотья Светозарова
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.04.2014