Рецензия на «Как Полоцк оказался в составе Литвы Миндовга» (Владимир Старовойтенко)

Сразу признаюсь, что не очень хорошо знаю этот исторический период. Поэтому могу высказать лишь несколько частных замечаний по тексту.
ВЛАДИМИР: С самого начала летописания мы видим Полоцк одним из самых больших и мощных русских городов.
АНДРЕЙ: Если взять ПВЛ, то там не сказано, насколько большими и мощными были Киев, Новгород, Полоцк и другие города. Это древнейшие города, но большего мы утверждать не можем. С Константинополем или Римом русские города 9-10 веков никто не сравнивал. Может быть, по нашим меркам там от «городов» одно название было.
ВЛАДИМИР: Что за конкретные шаги предпринял Миндовг, что испортил свои отношения с доброй половиной своих подданных?
Выдвигаю свою версию. Миндовг принял крещение по католическому обряду с целью коронации, что бы установить в Литве самодержавие по западному образцу. С этой целью он видимо решил насадить католицизм в Литве. Это видимо и возмутило как язычников, так и православных.
АНДРЕЙ: Версия вполне серьёзная, но вряд ли главным аргументом была именно коронация.
ВЛАДИМИР: Понимаю, что моя версия противоречит ГВЛ, согласно которой Миндовг крестился в 1253 году, чтобы перетянуть на свою сторону Орден и развалить коалицию соседей, сколоченную Даниилом Галицким.
Предвижу разочарование: ну вот уже и летописям противоречит в угоду своим фантазиям. Еще совсем недавно я бы и сам возражал на этом основании. А причина моего ренегатства – прочитанная мною книга Алеся Жлутки «Миндау король Литовии». А из ее следует, что Миндовг уже в 1251 году принял католичество и покровительство Папы Римского. И в этом же году видимо был коронован. А это значит, что крещение предшествовало смуте в Литве. А значит и могло быть причиной бунта, а не следствием неудачно сложившихся политических обстоятельств, как пишет ГВЛ.
Это позволяет взглянуть на Миндовга, как истинного христианина, а не хитреца, пытающегося расколоть христианский союз.
АНДРЕЙ: А что в Вашем понимании означают слова «истинный христианин»?
Я бы в данном контексте понял так: Миндовг искренне признал христианство истинной верой и искренне верил, что западное, «католическое» христианство более угодно Богу, чем восточное, «православное» христианство...
Но никаких аргументов Вы не приводите.
ВЛАДИМИР: ...это обстоятельство и позволило Миндовгу стать полновластным хозяином Полоцка и других городов. (...) Наиболее вероятно, что города просто признали власть Миндовга, а Миндовг подтвердил права городов «старины не рушити» и боевые действия прекратились на этих условиях. Таким образом, Миндовг стал полновластным хозяином Полоцкой земли.
АНДРЕЙ: «Полноправный хозяин» - это самодержец. А власть Миндовга, - по Вашим словам, - была ограниченной. У Полоцка были права, а у Миндовга обязанность «старины не рушити».
ВЛАДИМИР: И полоцкий король завещавший Полоцк Рижскому костелу в случае, если умрет без наследников, – тоже Миндовг.
АНДРЕЙ: Действительно было такое завещание или его выдумали?
В Риге был католический епископ, а Полоцк – город православный. После того, как в 1204 году крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, подобное «завещание» могло означать только войну...

Андрей Иванович Ляпчев   28.11.2014 16:39     Заявить о нарушении
=АНДРЕЙ: Если взять ПВЛ, то там не сказано, насколько большими и мощными были Киев, Новгород, Полоцк и другие города. Это древнейшие города, но большего мы утверждать не можем. С Константинополем или Римом русские города 9-10 веков никто не сравнивал. Может быть, по нашим меркам там от «городов» одно название было.=
Все верно, летопись ничего не уточняет. Не думаю, что русские города можно было сравнивать с Римом. И, конечно же, по сегодняшним меркам это не очень большие населенные пункты. Городами эти населенные пункты делала крепость. Я не случайно употребил слово «самый». То есть, Полоцк большой по сравнению с другими русскими городами. На чем основана моя уверенность – а та же Повесть. Олег брал с Константинополя дань на русские города. Так вот некоторые из них были указаны поименно (в том числе и Полоцк), а остальные как прочие. Ну и опять же, обширность владений от Балтики и думаю до Волги.
=АНДРЕЙ: А что в Вашем понимании означают слова «истинный христианин»? =
В данном случае я считаю, что принимая христианство Миндовг никого не обманывал, а искренне принял христианство.
=Я бы в данном контексте понял так: Миндовг искренне признал христианство истинной верой и искренне верил, что западное, «католическое» христианство более угодно Богу, чем восточное, «православное» христианство...
Но никаких аргументов Вы не приводите.=
Аргументом в моем утверждении была сама дата. По переписке Миндовга с Папой видно, что Миндовг уже в 1251 году был крещен по западному обряду. А значит сложившаяся сложная ситуация с коалицией противников в 1253 году на этот шаг Миндовга никак не влияла.
Что же касается католической веры, так я и сам не вижку большой разницы между западной и восточной церковью. В данном случае этот выбор мог обуславливаться множеством факторов. Здесь и официальная корона, дающая признание западного мира, и обуздание немецкой агрессии руками Папы и даже возможность использовать бывших врагов против других. Кроме того у Миндовга видимо теплилась надежда на помощь против татар. Восточная то церковь с татарами смирилась.
Что касается отречения Миндовга от веры, то, как видим из документов по расследованию злодеяний Ордена по указанию Папы, вина за это возлагается на Орден, а не на Миндовга.

=АНДРЕЙ: «Полноправный хозяин» - это самодержец. А власть Миндовга, - по Вашим словам, - была ограниченной. У Полоцка были права, а у Миндовга обязанность «старины не рушити». =
Пожалуй, мое выражение не точное. Я хотел сказать, что если раньше Полоцк и другие русские города управлялись Миндовгом через ставленников, то после изгнания племянников Миндовг управлял ими сам непосредственно.
=АНДРЕЙ: Действительно было такое завещание или его выдумали? =
Документов на завещание конкретно Полоцка я не видел. Об этом говорится в материалах расследования злодеяний немецкого Ордена. Там Ордену ставится в вину, что имея это завещание, Орден отдал Полоцк литве без боя. Не будь такого завещания, то как можно предъявлять обвинение? И если предположить, что завещание было, то становится понятным смысл грамоты Герденя: «А старому миру стояти князя Герденя, князь тыих, и кто по нем будет : что поклепани на резке и что слывет Летыгольская земля, от того ее отступили со своею правдою; местерь такоже братья его отступили, что слывет полоцкая земля со всею правдою.»
=В Риге был католический епископ, а Полоцк – город православный. После того, как в 1204 году крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, подобное «завещание» могло означать только войну...=
Миндовг видимо боялся, что политические противники ликвидируют его и его наследников. Потому и составил это завещание, чтобы лишить смысла подобные действия. Кстати и век спустя такое же завещание составил Андрей Полоцкий.

Владимир Старовойтенко   29.11.2014 23:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Старовойтенко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Иванович Ляпчев
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.11.2014