Рецензия на «Критические заметки по Мастеру и Маргарите» (Андрей Иванович Ляпчев)

Андрей Иванович. Я наверно не силен в тех вопросах, что Вы осветили. Но хочу все же высказать свою точку зрения на произведение Булгакова.
Нужно вспомнить в какое время жил Булгаков. Вы же знаете, что во времена воинственного атеизма, когда рушились церкви, репресировались священники, когда в церковь ходить считалось изменой Родине, вытащить в печать такую тему это уже подвиг. В этом Булгаков видимо отождествляет себя с Мастером.
Но вместе с тем Булгаков заувалировал религиозную тему так, что даже не понятно что он хотел сказать. С одной стороны вроде привлекает внимание к личности Христа, с другой показывает, что зло тоже может быть добром. А это уже оправдание репрессивного аппарата того времени. Поэтому и Воланд такой симпатичный.Здесь и теория Гегеля единства и борьбы противоположностей.
Но присутствует там и критика бюрократизма, и идеи "экспроприации экспроприаторов", и вообще административного устройства СССР.
Что же касается не соответствия Библии, так Булгаков языком Воланда все разъяснил - это не исторический документ. Да и с моей точки зрения в самой Библии путаницы хватает. Булгаков не стал приближать своих героев к настоящей Библии, поэтому и имена искажены и поступки. Все это вымысел писателя, на который Булгаков, как и любой художник, имел право.
Теперь о криминале за что Иешуа казнили. Криминал был и очень большой. Церковь ведь проповедует, что любая власть от бога. Иешуа же проповедует, что любая власть - насилие (а ведь бог по Катехизису это любовь). И что наступит время, когда не будет никакой власти. В этом Иешуа по сути дела коммунист. Он ведь собственно говоря высказывает идеи, изложенные В.И. Ленином в работе "Государство и революция". Само собой, что это бунт против властей, покушение на божественность власти. Поэтому и прокуратор боится заступиться открыто за осужденного Иешуа, хотя и сочувствует ему. Поэтому и Первосвященник иудейский понимая, что если такие идеи распространить среди народа, то будет бунт. И понимал, что император обязательно пошлет войско на усмирение этого бунта. К тому же Иешуа призывал разрушить церковь. И хотя он поясняет, что он не имел ввиду здание, но тогда это для священника еще страшней, ведь церковь это религия. Так что Синдриону было за что осудить героя романа.
Хочется заступиться и за Левия Мотвея. Да он не выполняет завет Христа. Но ведь и сам Христос не считал возможным, что человек идеален. Безгрешным он только одного человека объявил - главу церкви. Но даже и святой Петр в день ареста Христа трижды отрекся от его. И Христос это предвидел.

Владимир Старовойтенко   05.01.2015 00:33     Заявить о нарушении
Прежде всего, поздравляю Вас с наступающим РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

ВЛАДИМИР: Вы же знаете, что во времена воинственного атеизма, когда рушились церкви, репресировались священники, когда в церковь ходить считалось изменой Родине, вытащить в печать такую тему это уже подвиг.
АНДРЕЙ: Уважаемый Владимир, я НЕ ЗНАЮ о таких временах в нашей стране, когда «ходить в церковь считалось изменой родине». И ходили, и служили, и от Бога не отрикались, и подвигом это не считали...
А о Булгакове Вы сами говорите
ВЛАДИМИР: Булгаков заувалировал религиозную тему так, что даже не понятно что он хотел сказать. С одной стороны вроде привлекает внимание к личности Христа, с другой показывает, что зло тоже может быть добром.
АНДРЕЙ: И что здесь «героического»? Союз воинствующих безбожников тоже «привлекал внимание к личности Христа». И Демьян Бедный «привлекал»...
ВАДИМИР: Бог по Катехизису это любовь.
АНДРЕЙ: Катехизис – это официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительноенаставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов. В библейские времена катехизисом не было, сейчас их много... Для иудеев, христиан мусульман: Бог - Личность, Бог оюладает Волей и Разумом не сопоставимыми с нашими.
ВЛАДИМИР: Христос не считал возможным, что человек идеален. Безгрешным он только одного человека объявил - главу церкви.
АНДРЕЙ: Нет такого в словах Христа и у апостолов нет. В католицизме есть догмат о «папской непогрешимости», но он достаточно позднего происхождения и тоже не объявляет Папу римского «безгрешным». Смысл этого догмата в другом: если папа официально «с кафедры» говорит о вопросах веры и морали – это является непогрещимой истиной. Но не более того...

Андрей Иванович Ляпчев   06.01.2015 16:14   Заявить о нарушении
=АНДРЕЙ: Нет такого в словах Христа и у апостолов нет. В католицизме есть догмат о «папской непогрешимости», но он достаточно позднего происхождения и тоже не объявляет Папу римского «безгрешным». Смысл этого догмата в другом: если папа официально «с кафедры» говорит о вопросах веры и морали – это является непогрещимой истиной. Но не более того...=

Ну а как же тогда понимать слова Иесуса, когда он обещал Петру ключи от рая и которому завещал пасти его овец?
http://s013.radikal.ru/i323/1501/6a/34362871ab19.jpg


Владимир Старовойтенко   07.01.2015 01:56   Заявить о нарушении
Разве в этих словах говорится о "безгрешности"? Нет.
А понимать очень просто: Господь оставил апостола Павла руководителем апостольской общины.
Для католиков преемники Петра - папы римские. Апостольское преемство признаётся и православными... К роману Булгакова этот вопрос не имеет отношения.

Андрей Иванович Ляпчев   07.01.2015 03:43   Заявить о нарушении
Не понимаю, какие могут быть грехи, если земные дела соответствуют небесным.

Владимир Старовойтенко   07.01.2015 16:01   Заявить о нарушении
Владимир, а я совершенно не понимаю, что такое "земные дела соответствуют небесным"?
Пока мы в земной жизни, у нас все дела земные и грехи земные.

Андрей Иванович Ляпчев   07.01.2015 16:17   Заявить о нарушении
Ну так у матвея сказано примерно так: Дам тебе ключи от Царствия Небесного и что свяжешь на земле, то будет связано на небе. Что разрешишь на земле, то будет разрешено на небе.

Владимир Старовойтенко   07.01.2015 17:28   Заявить о нарушении
Господь наш Иисус Христос: «... ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах...»
Так в Евангелии.
Но в начале вы сказали: «Безгрешным он только одного человека объявил - главу церкви».
Ваша интерпретция и слова из Евангелия – это не одно и тоже...
И при чем здесь роман Булгакова?
Там Петра вообще нет...

Андрей Иванович Ляпчев   07.01.2015 17:40   Заявить о нарушении
Я только к тому, что Левия Матвея за ослушание Иешуа судить стого не стоит.

Владимир Старовойтенко   07.01.2015 18:12   Заявить о нарушении
Да никакого "судить за ослушание" и не может быть.
Христианство - это не армия, не подростковая группировка, не мафия...
Булгаков показал Левия Матвея злобным и лишённым радости человеком.
И это "ученик Христа"? Такими христиан воинствующие безбожники изображали.

Андрей Иванович Ляпчев   07.01.2015 19:48   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Иванович Ляпчев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Старовойтенко
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.01.2015