Рецензия на «Глава 9. Что нам известно о происхождении орков» (Михаил Сидорович)
Михаил, скажите, а как родилась? Откуда взялась такая идея? Лариса Плотникова 09.03.2015 01:31 Заявить о нарушении
Наверное у Вас тоже так бывает - читаешь книгу, она тбе очень нравится, но в глубине души зреет неудовлетворённость, некий протест.
Причём, была бы книга плохой - мог бы просто бросить её. Но книга очень хорошая - завораживает и притягивает. Так некоторое время я носил эту неудовлетворённость в себе. Поделиться было не с кем, ибо трудно найти человека, который читал Сильмариллион. Заглянул на сайты Толкинистов, и глаза полезли на лоб! Люди обсуждали то чего я не видет в произведениях Толкиена даже под лупой! Например, один гражданин сетовал, что зло у Толкиена слишком мелочное. Другой ему ответил, что зло всегда мелочное, лишено масштабных планов. Украсть кошедёк для него предел мечтаний. И тут мне вспомнилось! Кто украл кошелёк у троля? Бильбо. Кто украл чашу у дракона? Бильбо. Кто приворовывал в подземном городе эльфов, пользуясь для этого кольцом-невидимкой? Возникли вопросы. Почему Злые щадят добрых (например, Глаурунг пощадил Турина), а добрые злых не щадят (например, Турин Глаурунга)? Почему Моргот отпускает пленников на свободу, а добрые эльфы - нет? Они даже пленных не берут! Анализируя Сильмариллион, я обнаружил, что подавляющее большинство войн было затеяно именно добрыми. Жобрые и друг друга режут. А у Моргота твёрдая дисциплина у порядок. И мне показалось, что добро у Толкиена какое-то не совсем доброе. Знаю, добро должно быть с кулаками. Но хотя бы гуманизм ему должен быть свойственен... А кто такие орки? И тут я обнаружил, что орки в произведениях Толкиена - просто мальчики для битья. Героям нужно кого-то убивать. Пушкам нужно мясо. И вот Толкиен создал неиссякаемый источник этого мяса. Причём, в нашем мире добро и зло проникло всюду. Битва между ними идёт в каждом дворе. Она происходит и в Кремле , и в белом доме, и в тюрьмах, и в монастырях, да, что там говворить - в каждой душе. А у Толкиена есть априори злые существа, которых нужно убывати, убывати и убывати... Я убеждён, что зло, как и добро является результатом свободного выбора каждого, а не свойством той или иной расы. Вот из хулиганских побуждений, я и написал эту книгу. Я захотел поиронизировать и поспорить с Толкиеном на эту тему (добра и зла). А уже в процессе написания, сама собой начала складываться интересная мозаика. Мелькор оказался владыкой огня, Сильмариллы оказались результатом труда троих творцов, а вовсе не одного. Берен, Глаурунг, Ниниэль - оказались совсем не такими, как казались. Даже проходные персонажи, такие, как Брандир, Гунтор и Дорлас оказались интереснейшими личностами. Казалось, какая-то сила подсказывала мне, а часто даже диктовала. Но, родилась эта книга из принципиального неприятия идеи бытия априори злых существ, которых убивать можно и должно, и даже похвально. Знаю, в жизни иногда приходится убивать хороших людей. Например, не все солдаты вермахта были плохими. При близком знакомстве с немецкими пленными часто выяснялось, что большинство из них милые люди, способные из своей лагерной пайки угостить русского ребёнка...Но это-то и страшно, когда не безобразные орки, а милые люди берут в руки оружие и начинают убивать и унижать других милых людей! Михаил Сидорович 09.03.2015 04:08 Заявить о нарушении
Спасибо. Я поняла Вашу мысль. И с чем-то согласна. Но думаю, что Толкиен под орками подразумевал бесов. И тогда понятно, что они и должны быть злыми, коварными и лукавыми по сущности своей.
И если брать официальную версию, что книга написана на основе Библии, то и весь этот "негуманизм" оттуда же. Вы читали Ветхий завет? Я когда-то немного читала, и там жестокости полно. Причем порой, с моей, дилетантской, точки зрения, необъяснимой. А вот если брать орков как народ, который в силу обстоятельств оказался союзником Врага, то тут уже другая картина. Тут, конечно, именно выбор. Кстати, эльфов у Толкиена я бы не назвала особо добрыми существами. Они для этого слишком холодны и рассудочны, если Вы понимаете о чем я. Расскажу к чему задала эти вопросы. Об оригинале и переводе все просто - хотелось знать насколько точен перевод, есть ли столько "неточностей" и "недосказанности" у самого автора. А вот вопросы в этой главе - не простое любопытство. Понимаете, мне, действительно, нравится игра ума, очень интересно, когда привычные вещи вдруг показывают с другой стороны. Но сейчас, по ощущениям, как тревожная лампочка зажглась внутри. Пытаюсь разобраться. Лариса Плотникова 09.03.2015 22:12 Заявить о нарушении
Библию я читал. Согласен, что в ней есть немало жестокостей.
Однако я не согласен, что Сильмариллион написан по Библии. Начнём с Мелькора. В Библии нет никого, кто бы подошёл на его роль. Нет у Бога помощников... Нет у Бога товарищей... Но такого помощьника я нашёл в одном апокрифе (источник христианский по форме, но не признанный церковью и еретический по содержанию). Этого помощника зовут Архангел Сатанаил. Он с первых дней творит мир вместе с Богом в качестве подмастерья. Он горд, лукав, завистлив. Бог просит его нырнуть в океан и достать со дна горсть ила, чтобы из этого ила сотворить землю. Сатанаил ныряет, берёт ил, но часть ила прячет во рту (чтобы потом самому из него чего-нибудь сотворить. Бог лепит из ила плоскую лепёшку и велит илу стать землёй, и комок начинает расти. Но растет и тот комок, который был у Сатанаила во рту. Ил не помещается во рту. Сатанаил вынужден был выплюнуть растущий ил. Крошки его упав на землю продолжали расти вместе с землёй и так возникли горы. Это Вам ничего не напоминает? За такие вот легенды немало народу было сожжено в средние века. Есть одна сказка манси. Она называется "Сын земли". В ней Бог (Нуми Торым) зоздал землю, и для освещения её сотворил солнце и повесил его на ветви огромной ели. Его младший сын Кошур Торым правил подземным миром. Ему стало завидно, что на земле светло, а в его царстве темно. И он украл солнце. Наступила вечная ночь и стужа. Тогда герой СЫН ЗЕМЛИ спустился в царство Кошур Торыма и отвоевал солнце. Так солнце было возвращено в верхний мир. Но вешать его на ель не стали (вдруг опять кто-нибудь украдёт). Его передали богу неба Корс Торыму. И с тех пор солнце летает по небу. Это Вам ничего не напоминает? Пичём имя Корс - это имя славянского бога солнца Корс - Хорс. Бог Хор был и у египтян. Сказка о Луне, висящей на дереве есть даже у братьев Гримм. А вот в библии ничего подобного нет. Сигурд выследил дракона, узнал его повадки, заметил какой тропой дракон сползает из пещеры к ручью на водопой. Сигурд вырыл яму на тропе, замаскировал её, и спрятался в ней. И вот, когда дракон Фафнир полз в реке, Сигурд вонзил свой меч в брюхо дракона, проползавшего над ним. Это из Старшей эдды Найдите десять отличий от убийства Глаурунга! Мотив откшенной волком руки явно взят из Рагнарёка. А вот библейских сюжетов в Сильмариллионе нет. Ни одного! Где мотив запретного плода? Исход Нолдоров имеет только одну общую черту с исходом евреев - и то и другое были исходы. А всё остальное - разное. Евреи уходят из египта по воле Бога. Нолдоры вопреки воле Валаров. Евреи уходят спасаясь от угнетения. Нолдоры ради обладания Сильмариллами. Евреям в Египте было плохо. Нолдорам в Валлиноре хорошо. Евреи шли 40 лет. Нолдоры 2 недели. Евреи шли через пустыню. Нолдоры по морю. Вреев вёл пророк - посланник Бога. Нолдоров вёл своенравный бунтарь против Валаров. Больше общего с исходом Бриттов из малой азии. Они тоже шли морем, их вёл Брут - бунтарь. Они тоже сожгли корабли по прибытии. А насчёт бесов... Орки это испорченные эльфы. Некая раса смертных существ из крови и плоти. Бесы - бессмертные духи. В Библии их можно разве что изгнать (как Асмодея, или как тот легион бесов, который изгнал из больного человека Христос. Но убить их невозможно. В библии нет ни одного примера смерти беса. Роков же убивают огромными массами. Они для того и нужны, чтобы было кого убивать. Но, увы, они очень быстро кончаются. И Толкиену приходится создавать и бросать на Нолдоров новые и новые массы орков. Моргот достаёт из рукава новые и новые армии, как шуллер козыри! Так возникает противоречие, на котором спекулирует мой орк Грамотей. Вы ещё встретите эту иронию в главах о великих битвах Белерианда. Выводы: 1. источником Сильмариллиона является не библия, а древние языческие сказания. 2.Сильмариллион не книга о борьбе добра и зла, а книга о великих ратных подвигах, для которых требуется расходный материал - орки. А то, что у вас рождаются опасения и тревога, это очень хорошо. Книга ради этого и написана. Я пытаюсь показать, как легко попасть под манипуляцию сознанием. Как легко чёрное можно представить белым и наоборот. Если бы Сильмариллион был не выдумкой, а реальной историей, тогда моя книга была бы политической бомбой и вызвала бы политический раскол общества. Но в том-то вся штука, что логическое осмысление выдумки это абсурд. Мой герой доказывает, что события имели иной ход, чем у Толкиена, хотя на самом деле, ни каких событий вообще не было. И доказывает довольно убедительно. Мы заведомо знаем, что всё это неправда, но логика неумолимо доказывает обратное. Так, что такое разум? Ловушка! Надо быть очень осторожным с ним. Об этом моя книга. Михаил Сидорович 10.03.2015 09:15 Заявить о нарушении
Принимаю Ваши объяснения :)
По поводу Библии я неправильно выразилась. Толкиен ее взял как основу построения, "сотворения" своего мира, а "наполнил", конечно же, мифологией северной. Он для этого специально ездил в Европу, и я использовала этот факт в своей книге, своей сказочной версии написания им "Властелина колец" :) Лариса Плотникова 11.03.2015 00:20 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |