Рецензия на «П. И. Чайковский. Сквозь тернии - к славе» (Яков Рабинер)
Невозможно поверить тому,что Антон Рубинштейн и Римский-Корсаков,сами внесшие новаторские элементы в русскую музыку, не расслышали гениальной инструментовки и русских мелодических оборотов в симфониях,операх,балетной музыке П.И.Чайковского.Восхищение публики и исполнителей от его музыки было большим в местах,удалённых от Москвы и Петербурга,куда не доходили сплетни о личной жизни композитора. Сплетни эти, распрстраняемые в Москве шёпотом, в подсознании музкритиков превращались в отрицательные вердикты. Возможно, что и в различных версиях обстоятельств смерти композитора ,слухи и сплетни играли не последнюю роль.Меня впечатляли его замечательные романсы, многие из них передают ощущение безысходной печали и невозможности противостоять роковым силам судьбы.Не мешало бы где-то упомянуть, что тексты и либретто опер писал композитор сам, подгоняя текст к музыке, к примеру, текст арии Ленского -"Паду ли я, стрелой пронзённый..." Рассказ о гениальном П.И.Чайковском написан как бы профессиональным специалистом по истории музыки - моё восхищение автору -Якову Рабинеру.-Б.В. Берл Вайншток 16.04.2016 23:43 Заявить о нарушении
Трудно сказать, насколько сплетни лежали в основе
"отрицательных вердиктов" со стороны критиков музыки Чайковского. Думаю всё же, что, скорее, музыкальные и идеологические расхождения в отношении того, каким должно было быть музыкальное произведение, определяли во многом острую критику со стороны таких, как Рубинштейн, Римский-Корсаков, Стасов. Затвердевшие, определившиеся раз и навсегда вкусы и доктрины, музыкальные пристрастия, а в некоторых случаях зависть и уязвлённое самолюбие - были, как мне кажется, определяющими "ингридиентами" в травле Чайковского. Большое спасибо, Берл, за отклик! С уважением, Яков Яков Рабинер 17.04.2016 01:55 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |