Рецензия на «Разные картины сотворения мiра в Библии - 1» (Игорь Орловский)

Интересное исследование значения слов - хороший труд.
Очень сильно обратил внимание на такие вот высказывания: "Ангелы сынами Элогима быть не могут, потому что в них нет Его образа. Библия называет сынами Элогима именно людей". Сначала хотел возразить, так как был научен иначе (и читал переводы Библии, где вместо "ангелы" писалось "Сыны Божьи"). Но проанализировав другой перевод - обнаружил, что это не факт... Спасибо, что обратили мое внимание на это!
По поводу "кожаных одежд" как-то странновато утверждение, что речь идет именно о живом физическом теле человека. Библейское повествование явно говорит о одеянии взамен фиговых листков, которые себе прилепили Адам и Ева, обнаружив, что они наги и устыдившись сего. Ева была создана из ребра Адама или из плоти Адама, взятой от него во время сна (операции).
Странновато предположение, что населенный рай находился в каком то ином измерении (как я понимаю из реплик о огрубении до нашего физического тела из состояния какого-то духовного тела). Впрочем, это, может, с непривычки... В Библии написано о растительности, животных, реке, все имели физическую пищу, в которой была необходимость для поддержания жизни. Имели повеление плодиться и размножаться - указание на физические тела! По воскресении из мертвых люди получат новые тела и уже не смогут размножаться, но будут как ангелы. В результате грехопадения они были изгнаны из рая и из-за их греха земля была проклята. Т.е. произошло изменение качественное на планете. Можно предположить, что место, названное Раем, было либо сокрыто от людей (так как там было древо жизни и вкущающий с него - живет вечно), либо действительно было перенесено в иное измерение, названного Небом, либо уничтожено. Можно, конечно, предположить, что тела людей были подобны прославленному телу Иисуса Христа, способное проникать сквозь стены, а в результате проклятия потеряли такую способность.
"Получается, что хищников и паразитов создали люди. " - да не получается так! "всякая плоть извратила свой путь" - это о людях, но нигде и намека нет на то, что человек каким-то образом имел отношение к такому происшествию. Напротив - Земля была проклята Богом (произросли терновники, плевелы) из-за греха Адама и Евы и человек теперь в поте лица будет трудиться, но пожинать мало... Человек на земле продолжал все больше растлеваться, что в конце концов стало причиной уничтожения их цивилизации потопом. Можно, конечно, допустить, что кентавры - результат генетических экспериментов этой цивилизации, но не приписывать же им появление хищников!
Кому Бог давал повеление произрастить зелень, животных и т.д.? О Христе в Новом Завете сказано: "Которым и веки сотворил", таким образом, мир сотворен через Слово, которым и является Христос. Слово производит действие. Незачем искать исполнителя, так как исполнитель - Сам Бог (не важно, в которой личности, хотя указано на Бога-Сына). Повеление дается, быть может, для того, чтобы ангелы, которые быть может, существовали уже до начала творения материальной реальности, слышали это. Если же описано творение также, также и ангельского мира, тогда эти слова олицетворяют волю Творца, которая реализуется сразу, после волеизъявления и для нас это показано как монолог Бога.

Олександр Воляник   11.09.2016 23:50     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Олександр, за серьёзную рецензию!

Приступлю к разбору.

Вы пишете: «Очень сильно обратил внимание на такие вот высказывания: "Ангелы сынами Элогима быть не могут, потому что в них нет Его образа. Библия называет сынами Элогима именно людей". Сначала хотел возразить, так как был научен иначе (и читал переводы Библии, где вместо "ангелы" писалось "Сыны Божьи"). Но проанализировав другой перевод - обнаружил, что это не факт... Спасибо, что обратили мое внимание на это!»

В православной Московской духовной семинарии меня учили именно тому, что Сыны Божии – это люди. И до своего поступления в оное учебное заведение я читал в православной литературе то же самое.

«И читал переводы Библии, где вместо "ангелы" писалось "Сыны Божьи"» Интересно, что это за переводы? На каком языке?

«Но проанализировав другой перевод…» перевод под редакцией Кулакова?

Иов 1:6 синодальный перевод: “И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана”. Грубая ошибка переводчиков – не “сатана”, а “сатан” – общественный обвинитель на суде у евреев так называется. То же самое, что наш прокурор.
Так что следует читать: “И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и обвинитель”.
Или как написано в переводе под. ред. Кулакова: «Однажды Сыны Божьи пришли предстать перед Господом, был среди них и Враг».
В самом деле, как к Богу может приблизиться что-либо нечистое? Божественная “любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников”, – учит преподобный Исаак Сирин, – “Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающее сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чём всякий согласен) даётся всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоявает своими утехами” /Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. М., 1993, стр. 76. (Слово 18)/. Таким образом, нечистая душа сама стремится убежать от Господа, она не может приблизиться к Нему, мучимая Божественной любовью.
Вывод: сыны Божии в данном тексте могут быть людьми.

Игорь Орловский   08.10.2016 10:32   Заявить о нарушении
Олександр, Вы пишете: «По поводу "кожаных одежд" как-то странновато утверждение, что речь идет именно о живом физическом теле человека. Библейское повествование явно говорит о одеянии взамен фиговых листков, которые себе прилепили Адам и Ева, обнаружив, что они наги и устыдившись сего».

Свт. Игнатий Брянчанинов (19 век) вслед за святыми отцами первых веков христианства считает “кожаные одежды” физическим телом человека. Могу начать выписывать цитаты.
А здравый смысл что нам говорит? Быт. 1:29-30 утверждает, что до потопа и люди, и животные должны были быть вегетарианцами. Люди не имели права убивать животных! Если люди не имели права убивать животных, то мог ли убивать животных Бог для изготовления из их кожи одежд для людей. И зачем кожаная одежда, когда на планете был парниковый эффект? (Быт. 2:6, Быт. 9:13) На допотопной планете вполне достаточно было одежды из травяных волокон.

Пишете: «Ева была создана из ребра Адама или из плоти Адама, взятой от него во время сна (операции)».

Слово “ребро” имеется лишь В ПЕРЕВОДЕ с иврита. Исходное же слово можно перевести с иврита тремя словами: а) ребро, б) грань, в) половина. Поскольку у Адама и Евы в раю не было обезьяноподобных физических тел, то и рёбер у Адама быть не могло. Следовательно, предпочтение следует отдать слову “половина”. Итак, Ева была создана из половины Адама. Сие мы основательно разбирали ещё на первом курсе Московской духовной семинарии.

Тут некто может воскликнуть: «Ну, ведь написано же в Библии: “И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, И ЗАКРЫЛ ТО МЕСТО ПЛОТИЮ” (Быт.2:21). Следовательно, “ребро” нужно понимать в значении “ребро”, а не “половина”». Отвечаю: Господь взял внутреннюю половину человека. Внутреннюю. Поэтому, после извлечения внутренней половины, понадобилось закрыть внешнюю половину человека. Мужчина – это внешняя деятельность человека. Женщина – его внутренняя деятельность. Мужчина – охотник, добытчик. Женщина – семья, домашний очаг.

Игорь Орловский   08.10.2016 10:32   Заявить о нарушении
Олександр, читаю у Вас: «Странновато предположение, что населенный рай находился в каком то ином измерении (как я понимаю из реплик о огрубении до нашего физического тела из состояния какого-то духовного тела). Впрочем, это, может, с непривычки... В Библии написано о растительности, животных, реке, все имели физическую пищу, в которой была необходимость для поддержания жизни. Имели повеление плодиться и размножаться - указание на физические тела!»

По поводу “плодитесь и размножайтесь”.

ВО-ПЕРВЫХ, не факт, что до получения обезьяноподобного физического тела люди не могли плодиться и размножаться. По этому поводу интересно рассуждает учитель церкви 4 века Григорий Нисский. Он пишет, что если бы не было грехопадения Адама и Евы, то люди, не имея обезьяноподобных физических тел, могли бы размножаться каким-либо иным способом.

ВО-ВТОРЫХ, заповедь “плодитесь и размножайтесь” дана после появления Адама и Евы на земле. То есть после того, как они потеряли рай. Быт. 1:1-2:4 – это первая картина мироздания, описанная Моисеем. Быт. 2:5 и далее – вторая картина мироздания, описанная Моисеем. Первая картина мироздания – геоцентрическая, она описывает взгляд с земли. Она не знакомит читателя с историей грехопадения человека. Вторая картина мироздания – антропоцентрическая – описывает мироздание от лица человека. (Поскольку изначальное бытие человека – это бытие вне времени (совершенная форма бытия), то повествование в Быт. 2:5-24 не имеет хронологической последовательности – это вневременное повествование). Человек появляется на земле уже после утраты рая. Да и сама земля появляется после утраты человеком рая.

Описание рая во второй главе Бытия – описание символическое. Точно также, как и описание Нового Иерусалима в конце Апокалипсиса. Неужели терминологию Апок. гл. 21 и 22 можно понимать буквально? Точно также и терминологию Быт. гл. 2. Невозможно нам, земным людям, рассказать о том, что было в Эдеме и что будет в Новом Иерусалиме. У нас совершенно иная жизнь, другие понятия. Поэтому Библия вещает нам об Эдеме и о Новом Иерусалиме языком мифологической поэзии.

Как говорит апостол Павел: “Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать”. (2Кор. 12:2-4) Почему “нельзя человеку пересказать”? Потому что у нас совершенно иная жизнь, другие понятия.

Однажды мы – два красноярских спелеолога – потащили одну девушку, которая ни разу не опускалась под землю, в сложную вертикальную пещеру. Девушка серьёзно занималась айкидо, поэтому была подготовлена к большим нагрузкам. Опутали там всё верёвками. В дальние сложные места, конечно, не ходили. И девушка сказала: “Я ожидала увидеть совсем другие ходы и гроты. У меня было СОВЕРШЕННО ИНОЕ представление о пещерах. Я думала, что дальность пути измеряется в метрах или километрах…” И это в нашей земной реальности оказался СОВЕРШЕННО ИНОЙ МИР. А когда мы попадём на тот свет? Мы увидим там что-то СОВЕРШЕННО ИНОЕ. В нашем языке нет таких понятий, чтобы достоверно описать загробный мир. Так что человек, побывавший там и вернувшийся с того света, то всё равно не сумел бы ничего о нём сказать. Тем более, невозможно нам поведать об утраченном Эдеме и о Новом Иерусалиме. Лишь язык мифологической поэзии способен чуть-чуть приоткрыть завесу над этой тайной. Поэтому опоясания из смоковных листьев (Быт.3:7) – это такой же символизм, как и Бог, ходивший по раю (Быт.3:8).

Игорь Орловский   08.10.2016 10:33   Заявить о нарушении
Олександр, читаю в Вашей рецензии: «"Получается, что хищников и паразитов создали люди. " - да не получается так! "всякая плоть извратила свой путь" - это о людях, но нигде и намека нет на то, что человек каким-то образом имел отношение к такому происшествию. Напротив - Земля была проклята Богом (произросли терновники, плевелы) из-за греха Адама и Евы и человек теперь в поте лица будет трудиться, но пожинать мало... Человек на земле продолжал все больше растлеваться, что в конце концов стало причиной уничтожения их цивилизации потопом. Можно, конечно, допустить, что кентавры - результат генетических экспериментов этой цивилизации, но не приписывать же им появление хищников!»

Быт. 1:29-30 утверждает, что до потопа и люди, и животные должны были быть вегетарианцами. Люди и животные не имели права убивать животных! Итак, Бог хищников не создавал. Ни тираннозавров, ни львов, ни волков, ни клещей, ни кишечных паразитов тогда ещё не водилось. Кто же тогда их создал?

Не припомню, чтобы Библия говорила о том, что кентавры существуют. Да и палеонтология что-то о них умалчивает (хотя палеонтология ничего не может сказать о допотопной земле – в нашей геохронологической летописи библейского потопа нет). Я полагаю, что кентавр – это древний символ всадника. Когда люди стали обрабатывать железо, то вследствие этого они начали подковывать лошадей железными подковами. Подкованная лошадь могла нести вооружённого всадника по любой местности (и по каменным склонам гор) не боясь стереть копыта. Всадники на подкованных конях обрели новые возможности – стали терроризировать соседей, не имевших подкованных лошадей. Отсюда, вероятно, и возник символ человеколошади.

Может ли существовать кентавр? Что бы сказал биолог? Биолог бы мог ответить, что биологический вид homo sapiens так же сильно отличается от животных, как животные отличаются от растений. Дело в том, что у животных и у людей разный ген FOXP2. У всех растений ген FOXP2 одинаковый. И у всех животных ген FOXP2 одинаковый, но совсем не такой, как у растений. И у всех людей ген FOXP2 одинаковый, но совсем не такой, как у животных. Если случается в этом гене мутация, то рождается либо труп, либо бесплодный даун. Появление нового жизнеспособного гена FOXP2 – это событие планетарного масштаба. Люди похожи на обезьян? Да, похожи – 99 % генетического материала людей и млекопитающих совпадают. Но первое появившееся на нашей планете одноклеточное животное внешне ничем не отличалось от одноклеточной водоросли. Ничем, кроме этого самого гена FOXP2. Биологический вид homo sapiens мог произойти от обезьяны? Да, мог. У каких-то двух обезьян разного пола изменилось число хромосом и изменился ген FOXP2… Теперь вернёмся к кентаврам. Люди и лошади принадлежат к разным биологическим царствам. Как их соединить воедино?

Игорь Орловский   08.10.2016 10:34   Заявить о нарушении
Олександр, цитирую Вас: «Кому Бог давал повеление произрастить зелень, животных и т.д.? О Христе в Новом Завете сказано: "Которым и веки сотворил", таким образом, мир сотворен через Слово, которым и является Христос. Слово производит действие. Незачем искать исполнителя, так как исполнитель - Сам Бог (не важно, в которой личности, хотя указано на Бога-Сына). Повеление дается, быть может, для того, чтобы ангелы, которые быть может, существовали уже до начала творения материальной реальности, слышали это. Если же описано творение также, также и ангельского мира, тогда эти слова олицетворяют волю Творца, которая реализуется сразу, после волеизъявления и для нас это показано как монолог Бога».

Возвращаемся к тексту моей статьи “Сотворение мiра. Разные картины в Священном Писании”, глава “Первая картина сотворения мiра. Третий период творения”.

Быт. 1:11: “И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию её и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
Быт. 1:12: И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду (и по подобию) ее, и дерево (плодовитое), приносящее плод, в котором семя его по роду его (на земле). И увидел Бог, что [это] хорошо”.
“И произвела” – тоцэ – вывела из себя.
Вай омер Элогим – и сказал Элогим.
Вай омер – сказать кому-то. Всегда означает повеление кому-нибудь или чему-нибудь.
К кому здесь обращается Элогим? В еврейском тексте обращения к земле нет – говорится не “да произрастит земля”, а “да отравянится” (тадше).
Ещё мы здесь видим, что в 11-м стихе Элогим приказывает произрастить одно, а в 12-м стихе из земли вырастает немного другое.
В чём разница между тем, что приказывает произрастить Элогим, и тем, что из земли вырастает?
1. Элогим приказывает произрастить дешэ – однолетнюю траву, зелень (11-й стих).
Вырастает дешэ – однолетняя трава, зелень (12-й стих).
2. Элогим приказывает произрастить эсев мадриэ зера – траву, сеющую семя (многолетнюю траву) (11-й стих).
Вырастает эсев мадриэ зера леминэху – трава, сеющая семя (многолетняя трава) по роду её (12-й стих).
3. Элогим приказывает произрастить эц (дерево) осэ при (приносящее (делающее) плод) лемино (по роду его) ашер заро бо (семя в нём) аль hа арец (на земле) (11-й стих).
Вырастает эц осэ при ашер заро леминэху (12-й стих).
Получается, что Элогим мыслил в отношении деревьев как-то иначе. Видимо, дерево само по себе должно быть плодом, да ещё и приносить плод. И семя должно было быть на земле.
Однако, несмотря на то, что из земли выросло немного не то, что ожидал увидеть Элогим, Он всё равно ставит высшую оценку: “И увидел Бог, что [это] хорошо”. И 11-й стих завершается словами: “И стало так”. Почему? Потому что повеление Элогима – это не деспотический приказ. Элогим ищет от Своего соработника свободного произволения. Повеление Элогима направлено на раскрытие свободной воли самого исполнителя. Исполнитель – разумен и наделён свободной волей!

Итак, к кому же обращался Элогим с повелением озеленить планету Земля? Давайте переберём возможные варианты.
1-й вариант. “И сказал Элогим” – сказал – вторая ипостась Пресвятой Троицы именуется Словом. Может, Бог-Отец обращается к Богу-Сыну? Но тогда почему Сын немного не так исполняет волю Отца? Воля у Бога одна, поскольку Он – Один. Так что этот вариант отпадает.
2-й вариант. Может, планету озеленяли ангелы?
3-й вариант. Элогим приказывал земле. Как же земля создавала растительный мiр? В минералы заложен закон кристаллизации. При определённых условиях могут расти красивые кристаллы. При особых условиях могут вырасти очень красивые кристаллы – каменные цветы, каменные кустики, причудливо и произвольно изгибающиеся и ветвящиеся. Но только при строго определённых условиях. Так же дело обстоит и с поверхностью нашей планеты – в неё заложены определённые законы развития. Элогим в третий творческий период создал такие особые условия, при которых из земли возникла первая живая клетка. И далее образовались различные виды растений.
Но! Стал бы Элогим оценивать работу неразумной материи?
И ещё. Один учёный подсчитал вероятность случайного зарождения первой живой клетки – сказал, что случайное зарождение первой живой клетки так же вероятно, как если обезьяну посадить за печатную машинку и она 400 раз без единой ошибки перепечатает всю Библию.
4-й вариант. У Элогима был подмастерье. Кто это? Даю подсказку – Иов 38:7.

* * *

И в заключение своего ответа я хочу сказать, что Библия – удивительная книга! Чем более в неё вчитываешься, тем более видишь в ней нового, того, чего раньше не замечал.

И желаю Вам познакомиться с лекциями ректора Московского Библейского колледжа Ильи Яковлевича Грица http://predanie.ru/gric-ilya-yakovlevich/

Всего Вам доброго, Олександр!

С уважением,

Игорь Орловский   08.10.2016 10:38   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игорь Орловский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Олександр Воляник
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.09.2016