Рецензия на «Об эволюции. I» (Августин Летописец)

Здравствуйте, Андрей!
Ваше произведение логично выстроено и наполнено интересными размышлениями.
У меня тоже возникают подобные мысли, как в Вашем вероятном прогнозе будущего: замена ноосферы техносферой и царство искусственного разума на земле.
По поводу "лишнего звена": да, наверное, человек становится лишним звеном в биосфере, нанося ей большой вред, но и нет гарантий, что ИИ, воцарившись на земле, не уничтожит всё живое, поскольку им не нужна ни пища, ни воздух, нужны лишь полезные ископаемые и энергия. Хотя, возможно, что у носителей ИИ может возникнуть своеобразное эстетическое восприятие живой природы, благодаря которому они всё-таки оставят на земле природные заповедники.

Что же касается того, что "Никакой потребности в эмоциональных и прочих контактах с себе подобными и другими разумными существами у роботов нет, соответственно, нет нужды и в поисках таких контактов", то здесь можно поспорить. Поскольку у любого разума, даже искусственного, тем более высокоорганизованного, самообучающегося и саморазвивающегося, такая потребность будет, и прежде всего - контакты с себе подобными. Мне кажется, что любопытство и стремление к познанию будут присущи и искусственному интеллекту.

Когда-то смотрела американский фильм "Страховщик", и там робот посреди радиоактивной пустыни излагал человеку мысли по поводу эволюции, напоминающие те, что изложены в Вашем произведении. И ещё фильм "Из машины" - рассуждения тоже по этой теме.
Спасибо!
С самыми добрыми пожеланиями,

Анна Филимонова   16.07.2017 00:51     Заявить о нарушении
Благодарю, Анна!

Мне не хотелось бы полемизировать с Вами и упомянутыми авторами фильмов относительно свойств искусственного интеллекта. Дело в том, что мы не можем однозначно спрогнозировать, что он будет собой представлять (имею в виду именно интеллект, а не запрограммированный человеком суперкомпьютер). Пока что ему приписываются многие характерные именно для человека черты — так же, как и верховному божеству в религиях. Там, правда, сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию, но мне представляется, что всё было ровно наоборот.
Сейчас человек пытается создать искусственный разум уже по своему "образу и подобию" и в процессе создания неизбежно наделяет его собственными свойствами, но что выйдет в итоге — неизвестно. Может, так же придётся "изгонять из рая" за "грехи" (и то, если удастся успеть).
А то, что в Голливуде фантазёры ещё те — научный факт! Реальность отдыхает...

С признательностью за проявленный интерес и комментарий,

Августин Летописец   16.07.2017 01:07   Заявить о нарушении
Согласна, Андрей, что в действительности развитие ИИ - непредсказуемый процесс...

Анна Филимонова   16.07.2017 01:37   Заявить о нарушении
"Ваше произведение логично выстроено ..."
Не соглашусь. Логика отталкивается от фактов. Есть факт само зарождения жизни?
А факт возникновения разума с "нуля"?
"Маугли" ничего никому не доказывают?

Об ИИ роботах.
Предположим, что таковые появились в массовом количестве. В чём смысл их жизни? Вообще, они об этом будут задумываться?
Живое существо содержит в себе источник активности. Какая потребность движет роботом в отсутствии человека?
Вы понимаете, что игра в шахматы человека отличается от действий шахматного автомата, а устройство распознавания образов отлично от механизма виденья человеком?
Как далеко нам до Создателя!

Влад Тихонов   16.07.2017 13:26   Заявить о нарушении
Естественно, отталкиваться следует от логики, но при этом хорошо бы и сам текст читать внимательней. Отмечаются именно факты зарождения жизни и появления разума, но нигде не говорится, каким образом (с "нуля" или как-либо иначе).
К тому же, текст начинается с оборванного начала фразы и слов "...как сейчас считается", что по умолчанию подразумевает широко распространённую в научной среде точку зрения, но не единственную, и не факт, что верную. В данном случае штрихами озвучивается лишь одна из наиболее известных гипотез и то лишь в качестве "присказки" к основному вопросу: каково магистральное направление эволюции в дальнейшем?
По поводу искусственного разума дополнительно сказано в комментарии к отзыву: мы по меньшей мере преждевременно пытаемся распространить на него свойства собственного сознания (в том числе определённый свод морально-этических норм, накопленных за всю историю цивилизации), это тоже проявление некоего антропоцентризма. И Ваши вопросы, Влад, фактически о том же.
Например, почему робот, обладающий интеллектом (хорошо бы сперва договориться, что это такое!), обязательно должен ориентироваться на человеческие потребности? Только потому, что человек его так запрограммировал? Но, говоря об интеллекте, мы подразумеваем выход за пределы заложенной программы, а как такой робот осознает себя, ещё неизвестно, пока всё ограничивается воображением фантастов.

Августин Летописец   16.07.2017 17:27   Заявить о нарушении
Так факты или гипотезы?

Я тоже довольно длительное время размышлял на эти темы и пришёл к выводу, что "само зарождения" живого невозможно! Жизнь от жизни, сознание - от сознания, знания - от знания! Наше Мироздание - это Живая Система!
Живое от неживого отличается наличием ощущений, способностью осознания физических действий. Суть этого свойства живого нам (пока) недоступно. Поищите в поисковике "психофизическая проблема".
Поэтому поверхностно мыслящие люди полагают мозг компьютером, а человека эквивалентом ИИ.
К Вам по большому счёту претензий нет. Если возникнет желание, познакомьтесь с моим творчеством. В "Дороге к Богу -2" дано обоснование вышеприведенного.

Влад Тихонов   16.07.2017 18:56   Заявить о нарушении
Не впервые сталкиваюсь с необходимостью сначала договариваться о терминах, а то на ровном месте возникают всякие недоразумения.
Появление (наличие) жизни и разума я отношу к фактам, гипотезы касаются лишь их возникновения (причин, механизма, времени появления и т.д.), в данной публикации они не рассматриваются. О биологической эволюции высказано несколько предположений в другом тексте — "О числе 6 в биологии...".
Вообще, темы происхождения жизни и возникновения разума волнуют человечество далеко не первый век, все гипотезы (включая божественную деятельность) и не перечислить. Надо признать, пока прорывного результата в этом вопросе наука не добилась, однако отсюда не следует, что этого не произойдёт в будущем. Проблема в ином: станет ли человечество счастливее, получив это знание, или наоборот, ещё ближе приблизится к Апокалипсису.
И в комментарии к отзыву Анны я как раз разделил интеллект и суперкомпьютер, в моём понимании это не одно и то же.
На Вашей авторской странице сегодня уже побывал, прочитал "Сны", постараюсь вскоре выбраться снова.

Августин Летописец   16.07.2017 19:21   Заявить о нарушении
Неожиданно наткнулся на взгляд Илона Маска на проблемы, которые может породить искусственный интеллект: http://www.vz.ru/news/2017/7/17/878964.html
Быть может, в свете нашего обмена мнениями будет интересно обоим авторам.

Августин Летописец   17.07.2017 14:33   Заявить о нарушении
Спасибо!

Влад Тихонов   17.07.2017 20:58   Заявить о нарушении
А что роботы обрели самосознание?

Влад Тихонов   17.07.2017 21:00   Заявить о нарушении
Здесь опять есть риск недопонимания из-за терминологии (кстати, и из-за особенностей перевода), предлагаю на этом не зацикливаться.
Тут интереснее и опаснее другое: серьёзные проблемы могут возникнуть даже без "злого умысла" со стороны роботов, которые пока ещё даже не достигли необходимого уровня развития, чтобы считаться обладателями искусственного разума.
Собственно, в последние месяцы весь мир это наблюдает, не зря же только и разговоров на всех уровнях про киберугрозы, кибервойны и кибербезопасность.
К тому же, предполагаю, что Маск располагает гораздо большей информацией для своих выводов, чем мы.

Августин Летописец   17.07.2017 21:49   Заявить о нарушении
В процессе общей эволюции почему-то получились совершенно разные типы людей (не только в цвете кожи).
Для себя уяснил, что все люди одновременно произошли от обезьян. Некоторые особи с опозданием в несколько тысяч лет.
Шутю...

Евгений Жироухов   06.12.2017 12:04   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Августин Летописец
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анна Филимонова
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.07.2017