Рецензия на «Куда пошел мавр?» (Виктор Стешенко)

Все рассказы и другие формы прозы,
как "Куда пошёл мавр?" я отношу
к разделу философии.
Ещё учась в институте на инженера-электрика
я ничего не смысли в филосовфии.
Читаю - вроде бы всё ясно, закрыл страницу -
ничего не запомнил. Есть на Проза.ру Кира
Крузис, моя хорошая знакомая. Она афоризмы
разные пишет не хуже Ларошфуко и Конфуция.
Но на филолсофские её произведения,
длиннее одной страницы, я написать ничего
не могу. Не хватает ума. То же и с Вашими
произведениями. А всё потому (моё мнение),
что я по философии дуб дубарём.
Извините!

Юрий Иванович Хмыз   27.09.2017 19:42     Заявить о нарушении
Юрий Иванович, очень хорошо, что Вы откликнулись! Я ведь на портале сравнительно недавно, и это была моя первая рецензия. Все время думал: «Неудачно как-то вышло». А вышло, оказывается, все удачно.
Ваша реакция на философию – нормальное и вполне обычное явление. Пустое философствование в отрыве от реальности к таким же нереальным результатам и приводит. В данной статье я как раз и пытаюсь это показать на одном из конкретных примеров.
Диалектический закон единства и борьбы противоположностей, как принято считать в диалектике, указывает на причину и источник движения, изменения. Аналог диалектического единства противоположностей в физике – это потенциальная энергия системы, переходящая в кинетическую энергию движения.
Заряженный аккумулятор создаст движение тока в цепи. Выведенный из положения равновесия маятник, вследствие возникшей разности гравитационных потенциалов, начнет двигаться. То же самое происходит и с водой в реке, поднятой плотиной на высоту. Разогретый до высокой температуры пар в котле создаст огромный потенциал энергии, которая превратится в движение турбины и генератора.
Все действительно происходит в полном соответствии с диалектическим законом о противоположностях. Но мы ведь знаем, что в той, же физике возможен также и переход кинетической энергии в энергию потенциальную. Аккумулятор мы заряжаем, пропуская ток, т.е. используя энергию движения электрических зарядов. Маятник с нижней точки начнет двигаться вверх, превращая энергию движения в новый запас потенциальной энергии. Поднятие уровня воды на гидроэлектростанции производит, строго говоря, не плотина, а именно кинетическая энергия потока воды. Ну, а пар в котле нагревается тоже посредством передачи кинетической энергии молекул нагревателя.
Так вот, оказывается, что в философии, диалектике аналога перехода кинетической энергии в потенциальную, то есть перехода движения в единство диалектических противоположностей просто не существует, и никакой диалектический закон чего-нибудь подобного не отражает. А ведь законы диалектики считаются всеобщими, то есть охватывающими всю природу и все науки!
Получается, что хваленая пресловутая диалектика – это всего лишь «теория разовых батареек», где «мавр» один раз что-то сделав, может отправляться дальше куда угодно. Вот такая философия получается, потому и реакция людей такая. А ведь знают, любят, ценят и прекрасно понимают люди философию, только не академическую, а свою, народную. Она так и называется: народная мудрость, которая выражена в пословицах и поговорках, притчах и сказках, в песнях, стихах, прозе. Такой философии можно верить, поскольку создавалась она не на бумаге в кабинетах, а творилась веками тысячами тысяч народных мудрецов.
Кстати, и насчет энергии там все в порядке. Хорошая песня, душевные стихи – это ведь большой эмоциональный труд, движения души, которые превратятся в духовный потенциал созданного произведения. И кто-то, может, услышав, прочитав, почувствует в себе силы сделать хорошее дело, совершить благородный поступок. А это тоже во что-нибудь обязательно хорошее воплотится. Мавр так просто не уходит.
Ну что, Юрий Иванович, теперь Вы знаете, что Вы знаете философию?
С уважением

Виктор Стешенко   02.10.2017 13:01   Заявить о нарушении
Немного знаю: аккумуляторы, котлы, турбины,
генераторы, трансформаторы и т.д.
А в философии - дуб дубарём.
С годами это не лечится, как правило.

Юрий Иванович Хмыз   03.10.2017 12:32   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виктор Стешенко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Иванович Хмыз
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.09.2017