Рецензия на «О многомирии» (Иванов Евгений Михайлович)

Здравствуйте, Евгений!

Некоторые моменты вашей статьи «режут глаз». Ниже цитаты из её текста -

«Мы можем в этаком случае приписать сознанию лишь одну только функцию по отношению к физической реальности – а именно способность к чувственному восприятию этой реальности и исключить всякую возможность реального воздействия сознания на физические процессы.»
«Сознание не может воздействовать на физические процессы, но способно их чувственно воспринимать.»
«…сознание не является продуктом мозговой деятельности и мозг выступает для сознания лишь как объект восприятия, через посредство которого оно воспринимает и весь остальной мир.»
«Например, я захотел поднять руку. Для того чтобы реализовать это желание сознание выбирает из суперпозиции состояний командных нейронов именно то состояние, которое инициирует действие поднятия руки и делает это состояние воспринимаемым.»

Насколько мне известно, психофизическая проблема формулируется как эквивалентность физического воздействия на живую систему с восприятием этого действия через ощущения самой системы. Физически нет света, который мы видим, нет звука который мы слышим. Т.е. налицо взаимосвязь физического воздействия с психикой. Мы, как бы имеем два мира – физический и психический.
Есть и противоположное воздействие психики на физический мир и это тоже входит в понимание психофизической проблемы. Подтверждением этого является ваша статья. Источник активности при этом находится в психическом, в вашем сознании. Вы же безосновательно отрицаете, что сознание является источником физического действия.
Прежде чем перейти к «загробному миру», я напомню, что новорожденный не обладает сознанием. Любое живое существо обладает Нечто, способное осознавать. Можно употребить более знакомое – Душой.

Далее психологами доказано, что сознание ребёнка формируется в результате совместного с Воспитателем предметного взаимодействия, в результате которого действие с предметом отделяется от самого предмета, что формирует образ предмета, познаётся наЗНАЧЕНИЕ (т.е. ЗНАНИЕ) предмета и язык общения.

Резюмирую. Без совместного взаимодействия с Воспитателем человеческое сознание не образуется.

«Загробный мир» существует. Достаточно осознать, что Жизнь не может появиться из сугубо физической материи, как нас учили в школе. Не может невесть откуда появиться Знание о Мире без уже существующего носителя этого знания. Короче, Мироздание является живой системой!Поэтому каждого из нас ждёт продолжение. Разное. У одних обнуление личности, у других переход на следующий уровень.
Ну, а у кого жизнь, знание и самосознание само зарождаются сами по себе – «каждый выбирает по себе».

Рассуждения же на тему как всё устроено - это пустая трата времени, ложный путь жизни, отнимающий время на поиск ответа на главный вопрос: для чего, зачем это так устроено?

С уважением, Владимир.

Влад Тихонов   05.01.2018 22:32     Заявить о нарушении
Если квантовая картина мира реальна, есть не лишь вычислительная схема, а есть реальная онтология, то мир сам по себе является квантовым, т.е. состоит из волн. Но видим не волны, а дискретные частицы. Это может означать в данном случае лишь то, что мы видим не саму физическую реальность (которая является квантовой,) а ее классическую проекцию в наше сознание. Отсюда следует, что классические объекты, а значит и их действия существуют не сами по себе, а лишь в нашем восприятии. Т.о. наше тело и мозг и их функции и действия с этой т.з. существуют лишь в интерсубъективном восприятии и памяти и нигде более. Постулирование возможности реального воздействия сознания на материю противоречит принципу каузальной замкнутости физической Вселенной (физические события всегда производятся только физическими же причинами, состояние Вселенной в данный момент времени однозначно определяет любые ее состояния в будущем). Поэтому и необходимо отрицать возможность реального воздействия сознания на материю. Но в квантовой Вселенной, в силу волновых свойств объектов, причинно-следственные цепочки непрерывно ветвятся (волновое движение, как показал Фейнман, эквивалентно движению сразу по всем возможным классическим траекториям) и у сознания возникает возможность выбора альтернативных классических проекций квантовой реальности и т.о. возможность иллюзорно (только в интерсубъективном восприятии) влиять на события, как бы действовать в мире, никак при этом не воздействуя физически на квантовую вселенную как таковую, а лишь манипулируя процессом проецирования квантовой Вселенной в собственное восприятие.
Сознание я понимаю как феноменальный внутренний мир (мир субъективных переживаний, субъективная реальность). Т.о. наличие сознания - это наличие любых субъективных феноменов, например ощущений. Вряд ли разумно заявлять, что у новорожденного нет каких-либо феноменальных ощущений, что он вообще ничего не ощущает. Если ощущения есть - то есть и феноменальное сознание как таковое (хотя и в неразвитой форме) и оно никак не может порождаться взаимодействием с воспитателем. Воспитание может влиять на содержание сознания, его функцию, но не может порождать сам факт существования субъективных феноменов как таковых (например, не может породить ощущение зеленого цвета и т.п.).

Иванов Евгений Михайлович   06.01.2018 18:16   Заявить о нарушении
"Сознание я понимаю как феноменальный внутренний мир..."еденным

Мне кажется, что наши различия в определении сознания сводятся к следующему: что является сущностью? Сознание само по себе или сознание это принадлежность Души?
Я склоняюсь к последнему.
В общем вопрос интересный. Со многим, приведенным вами, я согласен. Но полагаю, что с нашего уровня жизни и Душа, и Сознание непознаваемы.

Всего доброго!

Влад Тихонов   06.01.2018 21:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иванов Евгений Михайлович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Влад Тихонов
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.01.2018