Рецензия на «Учусь быть. Глава 3. Язык, понятия, суждения» (Павел Кавалеров)

Прекрасный, содержательный обзор, который подарил мне несколько емких и функциональных определений. И не оставил без нескольких коварных вопросов.
1. Что важнее для добывания пищи: понятие о «ящике» или понятие о «методе»?
2. Павел, что такое «смысл»? (Внимание, существенный вопрос:) каков его «объем»? Кто – и, главное, каким образом – разъяснил Вам смысл этого понятия?

Ник Пичугин   22.05.2018 14:09     Заявить о нарушении
1. Встречные вопросы - "важнее" по какому критерию? Больше, качественнее, вкуснее, стабильнее и проч. И второе, что такое "метод"? Пример с ящиком показывает наличие простейших понятий у обезьян, а ваш вопрос отрывает новые горизонты для анализа.
2. Слово смысл можно рассматривать только по отношению к чему то. Так смысл понятий - их содержание и объем. Смысл поступка, смысл жизни или смысл истории - это ответ на вопрос "зачем". По поводу второго рекомендую посмотреть видео лекцию Машевского http://www.youtube.com/watch?v=hVlQQbXW9jU

Павел Кавалеров   22.05.2018 14:46   Заявить о нарушении
1. Пример с ящиком, да. Что важнее для обезьяны, что оказалось ей нужнее для добычи банана? Никаких других критериев тут не нужно, кроме практики.
2. Спасибо за рекомендацию, Павел, но лекцию прочесть я могу и сам. Вы не обязаны отвечать на мой (простой) вопрос, но обращаю Ваше внимание на то, что Вы его не поняли - разумеется, по моей вине. Попробую разъяснить. "Смысл" - это слово, не так ли? Оно обозначает какое-то понятие, правильно? Мы все владеем эти понятием, поэтому пользуемся этим словом для коммуникации. Но ведь не сразу? Кто-то когда-то познакомил нас с этим словом и разъяснил его смысл (смысл "смысла"... Ах да, у Вас же наоборот. Ну хорошо, пусть будет содержание "смысла"). Я не спрашиваю - кто, я спрашиваю, как . Каким способом можно разъяснить собеседнику содержание слова "смысл"? Спасибо.
Про "объем" пока забудем, а то уж больно сложно получается.

Ник Пичугин   23.05.2018 14:05   Заявить о нарушении
Извините, я не обратил внимания. Вы пишете: «смысл… это ответ на вопрос "зачем"» Согласитесь, но это совсем не «смысл понятий», за ними (понятиями) не стоит никакой субъективной цели, когда мы их только еще воспринимаем.

Ник Пичугин   23.05.2018 14:20   Заявить о нарушении
Лекцию не нужно читать, это видео.

Павел Кавалеров   23.05.2018 15:20   Заявить о нарушении
Если вы говорите, исключительно про смысл понятий, то навскидку я бы ответил так. Есть понятия простые, которые понимаются всеми одинаково или почти одинаково, здесь много разных категорий, например нечто материальное (стол, брюки, трава), роли (муж, жена), профнавыки (водитель) и проч. Но очень много понятий, смысл которых очень субъективен, и зависит он от воспитания, образования и жизненного опыта (любовь, красота, нравственность). Еще один аспект, который определяет смысл - это контекст.

Павел Кавалеров   23.05.2018 15:30   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Павел Кавалеров
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ник Пичугин
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.05.2018