Рецензия на «След литвы на мценской земле» (Ковалева Марина 2)

"В русских сказках змей или змея, чаще всего, существо коварное и не способное к любви."
Бездоказательно. В русских чудесных сказках (в фольклоре их объединяет схожий сюжет о чудесном: предмете, способности, супруге), например, в "Волшебном кольце", герой спасает от смерти на костре девушку-змею, которая оказывается дочерью подземного царя, который в благодарность дарит герою чудесное кольцо, исполняющее желания. Сходную роль играет и змея в сказке "про перстень о двенадцати винтах". В целом змея (гад) воспринимается в славянском фольклоре как хозяйка леса и лесных животных, либо выступает как посредник между миром людей и подземным миром. Образ Змея, возможно когда-то единый в славянском первобытном сознании с образом змеи, в русских былинах и сказках играет иную роль. Змей выступает в них как противник человека, страшное чудовище, дракон.
Сюжет сказания о королеве ужей скорее балтский, чем литовский, поскольку известен латышский вариант об Эльзе, королеве ужей (есть также версия о девушке-невесте ужа). Данный сюжет известен также в пересказе Л.Н. Толстого (сказка "Уж", в которой девушку зовут Маша). Есть и другие русские версии этой литовской сказки (http://podrastu.ru/skazki/nevesta-uzha.html; http://miniskazka.ru/russkie_volshebnye/koroleva_uzhey.html). А если брать "ширше", то речь идет о международном бродячем сюжете, поскольку в далекой Португалии есть сказки о принце (или графе-инфанте)-ящере. Во всяком случае нельзя с уверенностью утверждать, что мценский вариант сказки об уже является следствием 150-летнего нахождения Мценска в составе ВКЛ.
Забавно, что на сайте http://parnasse.ru/prose/childrensprose/tales/skazka-devochki-ziny-anushka-i-uzh.html под заголовком "Сказка девочки Зины. Аннушка и уж" некая Валентина Васильковская вдохновенно пересказывает сюжет об Аннушке, жене ужа Иванушки!© Copyright: Валентина Васильковская, 2012
Регистрационный номер №0058757
от 27 июня 2012


Алексей Аксельрод   07.06.2018 11:07     Заявить о нарушении
Положительные змеи, как правило, бытуют в сказках ближе к Уралу или за ним. В нашей области такие сказки не фиксировались: у нас змеи, в основном, отрицательные. Другой подобной записи данного сюжета нет ни в одном районе Орловской области.

Сюжет об Эгле - королеве ужей считается национальным достоянием Литвы.Конечно, наш сюжет откуда-то пришёл, и пришёл с запада. Вряд ли из Португалии. Да и латышские стрелки массово бродили в наших краях, в основном, в гражданскую войну. Впрочем, ни вы , ни я ничего друг другу не докажем - мы никогда не найдём следы того, кто первым принес этот сюжет в нашу местность.

Впрочем, в нашей области есть и более экзотические герои сказок, например, черепаха, олицетворяющая грех. Всего вам хорошего.

Ковалева Марина 2   07.06.2018 16:33   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ковалева Марина 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.06.2018