Рецензия на «Вечный пир во время Чумы» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Очень глубокий и всесторонний литературный анализ трагедии Пушкина и очень удачный "возможный ответ Вальсингама священнику" в Вашем исполнении.
"Господним гневом нам грозишь,
что собрались мы здесь на пир
без страха за свою судьбу.
И не склонили мы главу
пред Тем, Кто кару попустил.
.......
Уж если мира Властелин
за нас судьбу решил один,
чуму на бедный град наслав -
пусть не отвергнет ТЕХ забав,
кто каре этой песнь поет."

В Ваших (Вальсингама) словах я слышу упрек и вызов Богу. Не ожидала... :) Миром до поры до времени, как учит церковь, правит не Бог, царство которого еще не наступило, а "сатана там правит бал", насылая на мир всякие беды, в том числе и чуму. Вальсингам, доведенный смертью матери и возлюбленной до крайней степени отчаяния, граничащей с безумием (пример парадоксальной реакции на сильное горе - истерический смех), предается дикому веселью и восхваляет их убийцу - чуму, считая, что лучше пировать на грани смерти, чем унижаться перед ней и трястись от страха. Тем самым он пытается доказать самому себе и всему миру, что дух его не сломлен, он презирает смерть и даже потешается над ней, его гимн - своего рода вызов, издевка над злом, чумой, смертью.

Благодаря Вам, Дмитрий, я прочитала статью Цветаевой «Искусство при свете совести», и перечитала трагедию Пушкина. "Одно остается неизменным – в нашей земной юдоли всякий «пир» всегда будет оставаться пиром во время Чумы." - полностью согласна с Вашей мыслью. Так было всегда и надо полагать, будет, пока наконец не наступит царство божие, во что как Вы знаете я, к своему глубокому сожалению, не верю.
С большим интересом и удовольствием прочитала Ваш литературный обзор, Дмитрий джан, спасибо!
С теплом и самыми добрыми пожеланиями, Маро.

Маро Сайрян   23.06.2018 16:08     Заявить о нарушении
Маро джан, спасибо за Ваш отклик. Вы выделили самую, пожалуй, главную мысль, ради и из-за которой эта статья и была написана - всякий пир на земле есть пир во время Чумы. Спасибо за понимание и сопереживание. Рад нашему единомыслию.

Что касается упреков Богу... За последние годы, перечитывая Писание и размышляя над всем, что творилось и творится на земле, я очень далеко ушел от "утвержденного ГОРОНО" :) способа интерпретировать так называемые "богодухновенные тексты". Так, как требует современная вполне земная организация под названием "церковь", можно обращаться с Библией только если хочешь продолжать жить в стране мифов и самому становиться частью мифа. Если не чего-то еще худшего. Истннное же воззрение требует беспристрастного переосмысления всего на основании подлинно Христова духа, что дается не повторением затверженных текстов и молитв, но ежедневной, ежесекундной работой сердца и души и такой же работой разума, данного нам не только и не столько ради более успешной конкуренции в борьбе за выживание, но в первую очередь ради осмысления того, кто мы и куда идем. Но это тема необъятная, посему не смею сейчас ее развивать.

Спасибо Вам, Маро джан, еще раз! Всего Вам самого доброго!

Дмитрий Новиков Винивартана   23.06.2018 19:17   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Дмитрий Новиков Винивартана
Перейти к списку рецензий, написанных автором Маро Сайрян
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.06.2018