Рецензия на «Квантовая философия» (Иванов Евгений Михайлович)

Приветствую Вас, уважаемый Евгений Михайлович! Рад, что наши позиции существенно сблизились. Вот цитата из моей последней работы:
"То, о чём я пишу, хорошо соотносится с понятием «майя»**, существующим в индийской религиозной философии. Оно выражается в последовательном выборе созданиями своих частных состояний, что соответствует частным преходящим реальностям божественной суперпозиции Мироздания или, иначе — частным соотнесённым состояниям. Это и есть эволюция.
Насколько реальны частные состояния деятелей? Не является ли фикцией вся эта эволюция? – По-моему, не следует придавать свойству относительности уничижительный характер, отрицая объективное значение отношений деятелей между собой. «Майя» – это прежде всего духовная реальность, которая несомненно реальна для нас, людей. Реальна, потому что оказывает влияние на наше существование и, прежде всего, – на наше духовное содержание."
Рад за Вас! Хорошая получилась статья"
Но, если будете официально публиковать, посмотрите внимательно, там много опечаток.

Аркадий Костерин   05.07.2018 16:35     Заявить о нарушении
Спасибо! Учту. Сейчас как раз перерабатываю текст для журнала.

Иванов Евгений Михайлович   05.07.2018 16:38   Заявить о нарушении
Евгений Михайлович, я не зря привёл мою цитату. По-моему, Вы как-то недооцениваете реальность отношений между деятелями. Ну, и отсутствует у Вас само понятие "деятель", а поэтому не построить картину всеобъемлющей эволюции. То есть, тут сохраняется у нас расхождение!

Аркадий Костерин   05.07.2018 17:03   Заявить о нарушении
Понятие "деятель" у Лосского (откуда, видимо, Вы его и взяли)- это понятие некого атомарного "чистого субъекта", противопоставленного любым содержательным аспектам сознания. Существование такого "чистого субъекта" я, безусловно, отрицаю. Субъект опыта ("Я") с моей т.з. имманентен содержанию опыта - я есть то, что я переживаю(а также переживал, буду переживать, мог бы переживать). Т.о. субъект есть полнота потенциально возможного содержания "моего" опыта, сверхвременное единство возможного моего опыта - взятого во всех его возможных вариантах. Деятельность Я с этой т.з. непосредственно тождественна динамике феноменального сознания на чувственном уровне (где сверхвременное развертывается во временное). Это способ развертки сверхвременного во временное и индивидуализирует Я. Иными словами, Я есть особый способ (или точнее совокупность способов) саморазвертки Абсолюта во временном плане. Если этот способ развертки представить как нечто уже реализованное в сверхвременном плане (как совокупность всех возможных "моих" вариантов развертки) - то мы получим "метафизическое Я" - статичный сверхвременной объект, существующий в Вечности. Это то, что Плотин называл "единичным эйдосом" Мирового Ума. По Плотину - это и есть вечная, совечная Богу, душа человека. Каждый индивид существует на этом уровне как вечный божественный замысел относительно данного индивида. (Плотин говорит об "эйдосе Сократа", "эйдосе Платона" - что и есть душа Сократа и душа Платона). Бог мыслит индивида изначально как сверхвременной 4-мерный объект - т.е. не как нечто локальное во времени, а как совокупность всех возможных временных разверток содержания опыта - как бесконечный пучок возможных "моих" личностей, предсуществующих В Уме Бога вместе с их полными биографиями.

Иванов Евгений Михайлович   05.07.2018 18:05   Заявить о нарушении
Действительно, название «деятель» я взял у Лосского, поскольку оно соответствует общему для всех деятелей содержанию. – Это центры активности в Мироздании. Однако Лосский пишет об идеальном бытии деятелей, а я – нет. Потому что не вижу оснований для фантазий на эту тему. Для меня деятель всегда сопряжён с содержанием, накопленным им в этом, явленном мире, тут мы с Вами сходимся, а с Лосским расходимся.
Далее, – деятель по его идеальному индивидуальному содержанию – это действительно эйдос, но не набор биографий, а суперпозиция, которая вмещает неизмеримо больше возможностей свободного проявления. Это квантовый объект, поэтому он не статичный, а свободный. А свободу свою он проявляет параллельно на множестве уровней реализации (условно: от элементарных частиц, до Ангелов или Демиургов), разворачивая различные измерения реализации. То есть, это такое существо квантового мира, которое живет параллельно во многих временах и пространствах, в разных коллективных реальностях.
И вот такое представление о деятелях позволяет создать, по-моему, более полную, логически замкнутую картину мира. Которая, кстати, включает в себя и представление о сквозной эволюции деятелей, приближающей их к Божьему Промыслу.

Аркадий Костерин   05.07.2018 22:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иванов Евгений Михайлович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Аркадий Костерин
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.07.2018