Рецензия на «Дайте, братцы, отдохнуть!» (Сергей Ефимович Шубин)

И хочется воскликнуть: "браво!", и, наверное, нужно воскликнуть. Ну, что ж, браво, Сергей Ефимович!

Меня только удивляет, что столько лет работая над этой темой, Вы только сейчас заметили одно из самых очевидных пересечений "Е.О."и "Конька" - лично для меня. (Впрочем, Вы могли только сейчас написать об этом).

Есть ещё одно столь же заметное пересечение ("теперь от вас, мои друзья, вопрос нередко слышу я..." - "ну, которую ж, друзья, расскажу сегодня я?"). Ну, и, конечно, бросающееся в глаза "неможет и не может" - "занемог - не мог".

Насчёт Вашей трактовки свидания Е.О. и Татьяны я не согласна категорически. Нечего здесь огороды городить! Но Вы уже настолько укоренились в своём "открытии", что - валяйте дальше, ничего, Пушкин стерпит. Тем более, что на фоне этого у Вас действительно много важных открытий.

А вот сад-огород для Пушкина, скорее, одно и то же. (На словарь Даля я вообще в случае с Пушкиным опиралась бы очень осторожно. Пушкин - это 18 век, Даль - 19. Это - две большие разницы). Вспомните хотя бы письмо к Н.Н. от июня 1834 года "Нашла за что браниться!... Да Летний сад - мой огород!"...

Елена Шувалова   14.07.2018 17:45     Заявить о нарушении
Да, и если видеть в Татьяне графиню Воронцову, то ситуация с Онегиным - это ситуация вовсе не с Пушкиным, а с Александром Раевским, причём в ранний период, до её замужества! Известно, что она писала к нему восторженное письмо и что тогда он ею не увлёкся, а увлёкся уже именно после замужества, - как и Е.О..

Елена Шувалова   14.07.2018 18:10   Заявить о нарушении
"Сад бывает плодовый, или потешный для ПРОГУЛОК" - пишет Даль (выделено мной), и я совсем не зря привёл его слова полностью, т.к. если уж и вспоминать Летний сад, то нельзя не учесть, что именно туда ГУЛЯТЬ водил маленького Онегина его учитель-француз. Т.е. это сад потешный, а отнюдь не плодовый, где девушки могут собирать ягоды! И путать эти сады нельзя. Так же, как и отделять от Пушкина его друга Даля. Оба они современники из одного и того же XIX века. Ну, а тот факт, что для вас (Пушкина тут приплетать нечего!) сад и огород одно и то же, свидетельствует, что вы своего сада или огорода никогда не имели, а потому ни фига в них и не разбираетесь. А вот если бы вы своими ручками да на своём огороде покопали бы картошку, то тогда бы до вас и дошло различие, о котором писал всезнающий В.И.Даль. И вы бы не путались,как дворянин Набоков, который, кстати, тоже лопаты в руках не держал, с вопросом "во саду ли, в огороде" бегала Татьяна. Единственно, что верно у вас, так упоминание о том, что я мог "только сейчас написать об этом". Эх, если бы вы знали, сколь много открытий лежит у меня в черновиках, которые нужно дорабатывать и дорабатывать, чтобы привести в читабельное положение! Но на это нужно очень много времени, т.к с наскока Великого мистификатора не возьмёшь.


Сергей Ефимович Шубин   15.07.2018 08:53   Заявить о нарушении
Вы так и не ответили на моё возражение о том, что сам Пушкин считал Летний сад своим огородом. Летний сад отчасти и был огородом (как и Аптекарский сад в Москве).

"В Летнем саду в Санкт-Петербурге при Петре I существовал Аптекарский огород, в котором для царского семейства выращивались огородные и оранжерейные растения, а также пряные и лекарственные травы".
"Во времена блокады Ленинграда территория Летнего сада использовалась под огороды, которые помогли спасти жизнь многим жителям города..."

Да, Вы правы, своего сада-огорода я никогда не имела и лопаты в руках не держала. Деду давали после войны дачу в сколько-то гектаров, но бабушка не захотела марать свои ручки в земле. Дед от дачи отказался. А родители вообще насчёт этого не заморачивались.

Разговор я веду к тому, что Иван упоминает огород именно как свой сад. И в том же смысле белка поёт "во саду ли, в огороде...". В 18 веке сад и огород - это практически одно и то же. (Кроме того сада, что для прогулок и потех, - в этом Вы с Далем правы. Но и там бывали и садовые деревья и кусты и парники с овощами).

Даля же с Пушкиным разделило само время. Даль намного пережил А.С. и Словарь свой довершал уже во время разночинцев, а не аристократов. Пушкинская эпоха - единственная культурная эпоха в России, как сказал Блок, закончилась вместе с ним. Поэтому я не могу воспринимать как абсолют ни, извините, Словарь Даля, ни Сказки Афанасьева. С Пушкиным надо опираться на Державина, Карамзина, Крылова, и пр. литераторов 18-начала 19 столетий.

Елена Шувалова   17.07.2018 12:41   Заявить о нарушении
Как и на Словарь Русского языка 18 столетия. Почему-то он опять не открывается в Интернете.

Елена Шувалова   17.07.2018 12:50   Заявить о нарушении
Да, я не упомянула Дмитриева, от которого Пушкин и взял своё выражение "Летний сад - мой огород", - "Эрмитаж мой — огород" ("Видел славный я дворец..."). Вы Дмитриева с лопатой представляете себе? Конечно, у него огород в смысле сада!

Елена Шувалова   17.07.2018 13:08   Заявить о нарушении
Вас опять понесло не туда! На этот раз с Летним садом, который меня абсолютно не интересует, поскольку в данный момент я занимаюсь не 1-й или 8-й главой "Онегина", в которых так или иначе присутствует Петербург, а третьей и четвёртой. Ну, а в том, что 4-я глава в подтексте тесно связана с Михайловским, может сомневаться только идиот. А под местом действия третьей главы прячется Одесса. Если вы этого не поняли, то это ваши проблемы. Причём говорящие не в вашу пользу. Так что, не отвлекайте меня на всякую ерунду. Тем более что в следующей главе я готовлю неплохую сенсацию, связанную с совершенно неожиданной трактовкой пушкинского стиха. Никогда не догадаетесь!

Сергей Ефимович Шубин   18.07.2018 15:53   Заявить о нарушении
"Эрмитаж мой — огород" ("Видел славный я дворец...") ...Конечно, у него огород в смысле сада!" Если вы нынешнему директору Эрмитажа Пионтковскому скажете, что Эрмитаж - это огород, то он определит вас в дурдом, в котором вы долго и нудно будете объяснять психиатрам, что неправильно (т.е. в прямом смысле!) поняли шутку Дмитриева и что вы относитесь к читателям типа "смотрит в книгу - видит фигу", поскольку не заметили ещё и слово "мой".

Сергей Ефимович Шубин   19.07.2018 06:45   Заявить о нарушении
В дурдом надо определять, судя по Вашим ответам, Вас, а не меня. Я как раз воспринимаю адекватно: огород как сад, т.е., что это одно и то же, как и у Пушкина, который писал письмо жене параллельно с доработкой "Конька-Горбунка".

Елена Шувалова   19.07.2018 12:19   Заявить о нарушении
Я не пойму, вы прикидываетесь тупой или в действительности такая? Т.е., по-вашему, если Пушкин сравнил жену с сучкой, то она таковой и является? А если он пошутил, назвав общественное место (Летний сад) СВОИМ огородом, то из этого сравнения, которое сказано им в переносном смысле, можно делать вывод, что он не различает сад и огород? Он - член Российской Академии, занимающейся составлением словарей! Чего вы дёргаетесь раньше времени? Вы нашли примеры из толковых словарей 18-го века, в которых сад и огород признавались бы равными понятиями? Нет? Так, тогда сидите и не вякайте! А не то мне придётся внести вас в чёрный список и банить все ваши дурацкие комментарии.

Сергей Ефимович Шубин   19.07.2018 12:46   Заявить о нарушении
Открылся словарь 18 века. Вот, второе значение слова "огород" - сад, причём - для развлечений. Ничего Пушкин не шутил. Он знал, о чём говорил.
ОГОРО́Д, а, м. 1. Огороженный участок земли для выращивания овощей. Гобина в огородах Соловецких капуста, свекла, морковь, ретка, хрѣн, рѣпа, лук, чеснок, огурцы временем. Афон. гора 72. Поле под хлѣб вспахать, в огородѣ овощи сѣять. Монтень 105. Огороды сперва унаваживаются, потом или пашут их грядами, или гряды вскапывают заступами. Рдщв Влад. 119.

◨ 2. Сад, парк для прогулок и развлечений. Были в мѣстечкѣ Шлапенвек, гдѣ зѣло изрядной огород, в котором одних фонтанов, разными манирами, с триста. ЖКФ 1711 29. Обращаюсь к славному огороду детуллерии (называемому), котораго изящество и слѣпых веселит, .. будучи сдѣлан во увеселение многолюднаго народа. Кнт. Париж 378. С огородом пышный дом, гдѣ б в лѣто гуляти. Кнт. Сат. V 123. Грот в огородах дѣлается для увеселения и от жаров сокрытия. ЛТ II 92. || Фруктовый сад. На том бельвардѣ <Постади-Кастилия> подѣланы изрядные огороды, гдѣ родятся многие разные фрукты. Пут. Тлст. II 125. Посылаю к вашей милости здѣшняго огорода фруктов. Псм П. I и Ек. 91. Он уже был обличен покражею фруктов из сосѣдственнаго огорода. Т. Ионес I 80. ◊ Виноградный о. Виноградник. От той рѣчки пошли, .. к городу Дербеню и шли до огородов виноградных, которые близ города. ЖКФ 1722 122. Сады, сельские домики, луга и виноградные огороды представились глазам моим. Крм. ПРП II 166.

3. Участок, находящийся при каком-л. учреждении, заведении, предприятии и т. п. Еще в Падвѣ огород, который надлежит ко академии дохтурской. Пут. Тлст. I 361. Особливо ж по своему правилу имеют <кармелиты> в изрядном своем огороде отшельничество пустынное, .. где все братии по чередам .. живут по две особы .., не видаяся с протчим братством. Зап.1 Матв. 37. <В Киеве> дом, новозаведенной в 1724 году, шелковой мануфактуры и при нем огород с тутовыми деревьями; .. разводят .. шелковых червей, из которых делается шелк. Кирил. ЦС I 133. О. медический, госпитальный. Профессор ботаники — лѣтним временем ботанику в медическом огородѣ, а зимою в домѣ .. предлагати будет. МАН I 315. В госпитальном огородѣ смотрѣть ему <госпитальному доктору>, чтоб госпитальной огородник, сверх поваренных овощей, ради больных, також и нужнѣйших лѣкарственных плантов про Госпитальную Аптеку наблюдал. ПСЗ IX 671. ◊ Ботанический о. Ботанический сад. Я нашел в Академическом Ботаническом огородѣ луковицу ранняго шафрана с лазоревым цвѣтом. ТВЭО I 17.

4. Огороженное место, загон для содержания различных животных. Огород, огороженное мѣсто, гдѣ зайцов держат. ЛВ1 II 278. Около Города Архангельскаго, гдѣ величайшее гусеводство, дѣлают особливыя для Гусей огороды, в коих и выростают всѣ Гуси. Сл. нат. ист. I 115. ◊ ◄ О. звериный. Сад звѣринои, или огород звѣринои звѣринец. РГЛ 193.

◨ 5. То же, что огорода. Кругом острожка огорожены были бревна в три ряда, сверх того зделан был покосной огород вместо рогаток. Краш. ОЗК1 766.

Елена Шувалова   03.08.2018 17:07   Заявить о нарушении
Отлично! Примеры из 18 века найдены! Но, к сожалению, далее вспоминается поговорка "Заставь дурака богу молиться..."
1.Оказывается "Пушкин не шутил", когда общественное место в переносном смысле называл СВОИМ (повторно выделяю!) огородом. Отправляю к анекдоту Райкина про Аваса.
2. Однако у меня речь шла всё-таки об "Онегине", а не о письме Пушкина, отрывок из которого, конечно, достоин отдельного (и весьма глубокого!) рассмотрения. А ведь "Онегина" Белинский совсем не зря назвал "энциклопедией русской жизни" и верным отражением действительности. Какой действительности - из 18 века или всё же их 19-го? Если из 19-го, то и все понятия в романе не архаичные (от ПетраI!), а СОВРЕМЕННЫЕ! И такие понятия прекрасно отражены в словаре Даля.
3. Кстати, о словарях. Если заниматься натяжками, то и в словаре Даля можно отыскать значение: "Сады мн. арх. огород. Сады картофельные, овощные". И что?! Будем искусственно убирать множественное число и притягивать Архангельск, в котором Пушкин никогда не был, к Москве, Питеру, Болдино и т.д.?
4. Всему своё место! И когда дурень из Кирши Данилова (см. песню "Про дурня") делает что-то не там и не вовремя, то его даже и бьют. А я ведь не зря постоянно вспоминаю метод адресности от Бонди.
5. А где уместно словоупотребление в значениях 18-го века? Ответ таков: в там, где этот век изображается - например, в "Капитанской дочке"! Ну, а лепить к "Онегину" 18-й век - "...эта важная забава Достойна старых обезьян Хваленых дедовских времян" (ЕО IV 7.10).

Сергей Ефимович Шубин   04.08.2018 09:32   Заявить о нарушении
Да конечно Летний сад - огород Пушкина в прямом смысле. Место, где он прежде всего работает ("я в нём пишу"). Конечно, его огород, - поскольку более никто в нём не работал (из дворян), остальные - прохлаждались. И, конечно, первому поэту Россию можно себе и общественный сад присвоить (не буквально, конечно, но в этой шутке лишь доля шутки).

И это именно тот огород, о котором Иван говорит: "то есть, я из огорода буду царский воевода - чудно дело!.."

Елена Шувалова   04.08.2018 13:37   Заявить о нарушении
И это именно тот огород, о котором Иван говорит: "то есть, я из огорода буду царский воевода.". Такое суждение ошибочное и конкретно об этом я скажу позднее (т.е."Федот да не тот", да и огород не тот!)

Сергей Ефимович Шубин   04.08.2018 13:49   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Ефимович Шубин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Шувалова
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.07.2018