Рецензия на «Железная Руби» (Марта Ларина)

Здравствуйте, Марта! С большим интересом прочитал вашу пьесу с лихо закрученным действием. Интересно пишете! И язык и стиль - все на высоте, много любопытных находок в развитии сюжета, яркие характеристики персонажей но... Из разрозненных эпизодов, как мне кажется, так и не сложилась цельная картина, а концовка получилась совсем провальная. Признаться, разочарован, хотя потенциал у вас настолько мощный, что нет слов. Ожидал большего.

Прав Николай Алексеевич Сличенко - эта произведение совсем не для театра. Однако, у автора чувствуется уверенная рука, незаурядный литературный талант и несомненное профессиональное мастерство. Уверен - Вы можете писать лучше. Обязательно ознакомлюсь с другими Вашими произведениями.

С уважением!

Александр Халуторных   17.09.2018 16:52     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр, здравствуйте!
Ваш отзыв - просто подарок! Даже самой захотелось прочитать свою пьесу, которая была написана двадцать лет назад (опубликована пятнадцать) и уже даже забыта... Прочитаю.
И с удовольствием ознакомлюсь с вашим творчеством - на вашей страничке уже побывала.
Итак, по порядку.
Первое, что подумала, прочитав отзыв: вы знакомы с Николаем Сличенко?! (Потом догадалась - почитали отзывы.)
Второе, что очень обрадовало: вы имеете отношение к театру? (Потом предположила, что вы, видимо, опирались на ответ Н.А.Сличенко.)
Третье - вы цыган?
Четвёртое - откуда вам известно про мой потенциал? И уж тем более про незаурядный литературный талант... Были на моих спектаклях? Но вы же написали, что ещё только ознакомитесь с моими произведениями... Значит, не были... Тогда сделали вывод сами, опираясь только на одну пьесу?
Но, признаюсь, читать это было очень приятно. Спасибо!
Ну, и ещё возникли кое-какие вопросики, но это уже долго и размазано...
Итак, отвечаю.
Пьеса написана давно. Тогда я не совсем ещё понимала всех возможностей сцены, а сюжет в данном случае такой, что более подходит к сценарию - на сцене его поставить непросто. Именно это и имел в виду уважаемый Николай Алексеевич. Он сказал, что с удовольствием снялся бы в кино. Это было бы счастьем и для меня, но, увы, нужны такие средства, о которых только мечтать.
Теперь о пьесе.
Вам показалось, что она из разрозненных эпизодов и цельная картина не сложилась. Честно говоря, это поставило меня в тупик. Мне-то казалось, что там всё связано... (Перечитаю.) А чем же вам не понравился конец?!
Александр, если вам не сложно будет, напишите подробнее.
Это очень интересно!
С благодарностью,
Марта.

Марта Ларина   17.09.2018 21:46   Заявить о нарушении
Зравствуйте, Марта! Человек, который пишет для театра, отличается от всех прочих литераторов, как поэт-песенник от прозаика. Драматургия опирается на звучащее слово, произносимое со сцены актером, то есть живую разговорную речь. Мало того - это слово исполнителю еще нужно уметь подать. Поэтому автор-драматург должен владеть предвидением того, как будет сыграна его пьеса. Тут нужен особый талант, и интуиция, и чувство сцены, понимание психологии и актера, и зрителя. Не секрет, что редкие стихи могут звучать в романсе или песне, а слова многих песен без музыкального оформления и голоса исполнителя почти не воспринимаются на бумажной странице. Вот, например, стихи Маяковского или Бродского невозможно спеть, а песни Высоцкого читать в книжке. То же в драматургии. В пьесе текст несет не только слуховую и эмоциональную функции, но и должен держать сценический образ, создаваемый актером, то есть - должен обладать явным зрительным эффектом. Это очень сложно и доступно только особо талантливым людям.

Когда читаешь Ваш текст, трудно ошибиться в квалификации автора - явная драматургия, причем, отменного качества. Поневоле ожидаешь шедевра. К сожалению, люди не пишут одни только шедевры, есть и проходные произведения, в которых автор еще не развернулся во всю мощь, а только оттачивает свое перо для грядущих нетленок. Но авторский потенциал, как говорится, налицо, тут трудно ошибиться.

С театром знаком. В молодости играл в самодеятельном народном театре два года. Сыграл несколько небольших ролей в пьесах: "Собака на сене", "Барабанщица", "Волки и овцы". Были роли в одноактных клубных пьесах, названия которых уже не помню.

Сразу скажу: не цыган, хотя в молодости был жгучим брюнетом. И с Николаем Сличенко (увы!) не знаком.

Теперь по пьесе...

Меня сбил с толку явно профессиональный текст с прекрасным театральным языком. И, естественно, не подумал, что это произведение может принадлежать перу начинающего автора.

Полагаю, что в короткой пьесе, как это произведение, не должно быть эпизодических действующих лиц. А здесь Некий Василий и его юная пассия Люба открывают сцену, задают тон всему произведению, а потом бесследно пропадают, как будто их никогда не было. Еще один персонаж даже не появляется, не имеет ни имени, ни внешности, а фигурирует как "сын барона", хотя понятно, что сыграть юного и, видимо, очень талантливого, но уже прожженого негодяя в возрасте 14 лет почти невозможно. А типаж весьма любопытный! Думаю, что такие фантомные невидимки-персонажи не должны существовать только на уровне слухов и в разговорах действующих лиц.

Объединяюший персонажей сюжет есть, конечно, но связь эта уж очень легкая, какая-то совсем необязательная. В конце читатель/зритель неизбежно задается вопросом: что было дальше с Василием и Любой, что было с "сыном барона"? Где торжество справеддливости? Где наказанное зло, где посрамление порока? В классических пьесах в финале все персонажи выходят на сцену, так сказть, в параде-алле, должна быть грандиозная апофеоз-концовка постановки. Здесь же типично киношная сцена - собрались четверо и слегка пообнимались без лишних слов.

Знаете, Марта, у меня такое впечатление после прочтения пьесы, что встретил очень интересного человека, завел с ним разговор, а разговора-то и не получилось...

Понимаю, что это начало Вашего литературного пути в качестве драматурга. Начало, впрочем, многообещающе. Не сомневаюсь, что в других Ваших произведениях раскроется и Ваш, угаданный мной, потенциал.

С уважением! Успехов Вам, Марта!

Александр Халуторных   18.09.2018 10:39   Заявить о нарушении
Александр! Какое счастье, что вы нашлись! Именно такого читателя я искала эти 20 лет! Как же мне вас не хватало!
Если не возражаете, перейдём на общение в другом месте?
Я уже предложила вам дружбу...
Книксен.
Марта.

Марта Ларина   18.09.2018 14:26   Заявить о нарушении
Здравствуйте! Какая интересная переписка.
Но почему, Марта, вы спросили у Александра, не цыган ли он?
И почему Александр считает, что в пьесе не должно быть эпизодических действующих лиц? Лично мне показалось, что эти персонажи, наоборот, нужны. Они же раскрывают жизнь главной героини. И объясняют, почему она умчалась в табор...
А по поводу сына барона - это внесценический персонаж. Обычное дело. Хотя соглашусь с Александром: если бы всё то, что было о нём рассказано, можно было бы видеть - было бы намного интереснее.
И я тоже загляну к Александру -очень интересная личность.
Вам всем вдохновения, успехов и радости,
Виктория.

Виктория Атма   18.09.2018 17:25   Заявить о нарушении
Почту за честь, уважаемый драматург!

Марта, можно ли будет Вам в личку написать?

Александр Халуторных   18.09.2018 17:35   Заявить о нарушении
Виктория, про цыгана я спросила потому, что Александр выбрал эту пьесу - она про цыган. Это первое. А второе - уж очень мечтаю услышать мнение о пьесе именно цыгана. Не артиста, не режиссёра, не художника, а обыкновенного цыгана...
Теперь о самом Александре. Он меня очень удивил, радостно удивил: наконец-то нашёлся человек, который скажет тебе не об общем впечатлении, а конкретно по написанию пьесы, по сюжету, по героям... Это бесценно!
НО Я БЛАГОДАРЮ ВСЕХ СВОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ! Низкий вам поклон, ведь читать пьесу совсем даже не просто... Да и времени сейчас ни у кого нет. Поэтому СПАСИБО всем!
Марта.

Марта Ларина   20.09.2018 11:15   Заявить о нарушении
Александр!
Я всё ещё считаю себя драматургом начинающим - я ещё учусь!
Поэтому с радостью буду слушать ваши замечания, замечания человека, владеющего словом, предложением, темой. Человека, владеющего русским языком. Я даже подумала, что вы профессионал-филолог, лингвист, критик, журналист. Преподаватель в высшей школе... Аналитик... Читать вас - наслаждение. Это правда! Такому человеку тут же начинаешь верить.
Расскажите нам всем - кто вы?
И если будет время, пожалуйста, загляните в пьесу "Нагромождение..." Ох, чего я уже только не наслушалась... И по теме, и по изложению... Но вот небезразличен мне этот вопрос... И даже не знаю, что с этим делать...
С уважением,
Марта.

P.S. Буду рада вашим письмам в любом удобном для вас виде и месте.)))))))))

Марта Ларина   20.09.2018 11:32   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Марта Ларина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Халуторных
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.09.2018