Рецензия на «Математическая теория стихотворного размера» (Ritase)

Идея привлекательна, трудолюбие автора вызывает уважение, перспектива очевидна - набрать аспирантов, довести теорию "до ума" и разработать комплекс программ, который будет "писать" стихи - в заданном размере, под определенного поэта, переводы и т.д. Кто скажет, что это не искусственный интеллект?
Потом разработать аналогичную теорию музыки и написать программу для сочинения шлягеров, именно шлягеров а не современную музыку таких композиторов, как Альбан Берг, у которого теория, мне кажется, проще.
А потом ... С уважением,

Цай Владимир   06.12.2018 08:11     Заявить о нарушении
Ув. Владимир

В общем, оно было вызвано желанием разобраться в том, что такое собственно стихотворный размер, чего я никогда не понимал. Если вы глянете, скажем, талмуд Шенгели по теории стихосложения (страниц четыреста), вы ужаснетесь. Есть несколько конкурирующих систем — они кратко описаны во вступлении, и по сравнению с ними мое построение незатейливо как швабра. У меня появилась идея, я стал проверять и меня слегка засосало — трудолюбие тут ни при чем - скорее любопытство. Всерьез заниматься филологическими штудиями мне, как физику, не с руки — если кто хочет развивать — пожалуйста.... На самом деле исследование размеров — солидная область, мне было бы любопытно, что скажут специалисты, но тут их либо нету, либо они и так все это знают...
Конечно, приличные поэты в подавляющем большинстве случаев не знают никаких теорий. Некоторые даже не помнят какое из них ямб, а какое хорей, при этом безошибочно пишут на слух, а слога считают лишь те, у которых ноль способностей... Теоретики вроде Шенгели - поэты обычно очень второстепенные. Но в принципе схемой можно было бы пользоваться чтобы подобрать новые звучания... Хотя, я думаю, попробовано уже все.

Ritase   06.12.2018 14:30   Заявить о нарушении
Меня привлекла красота теории. Не знаю, как далеко ушли разработчики программ для написания стихов, но им это точно будет полезно - я не шутил. Нужно ли учить компьютер писать стихи - равносильно вопросу, нужен ли искусственный интеллект (ИИ) вообще. Он (ИИ, или что-то, что под этим термином подразумевается)никого не спрашивает.

Почему я приплел музыку. Под влиянием Вашей статьи мне в голову пришло такое сравнение: шлягеры в музыке подобны стихам. Среди композиторов есть поэты, выдающие мелодии, и прозаики, пишущие музыку по правилам. В современной музыке нет мелодии в традиционном понимании, поэтому современные композиторы пишут по своим правилам, но без души, и хорошую мелодию они выдать просто не могут.

По моему мнению искусство основано не на поисках истины, как наука, а на поисках красоты. ИИ будет рисовать, писать, и сочинять музыку, но будет делать это в соответствии с подобными Вашей теориями. Шлягеров не будет. В унифицированном мире, к которому мы стремительно катимся, красота не нужна.

Прошу прощения за сумбур.

Цай Владимир   07.12.2018 18:36   Заявить о нарушении
Ув. Владимир,

Насчет того, что современные композиторы (серьезной) музыки неспособны выдать мелодию (или современные поэты не могут писать “гладко”) - это, полагаю, неверно. Просто в культуре перепроизводство – и “все уже было”. Обыватель слабее прегружен этим культурным запасом, он еще способен воспринимать шлягер непосредственно, но профессионал или продвинутый дилетант начинает морщиться от ощущения “уже было”. Поэтому продвинутой публике для ощущения новизны приходится, так сказать, извращаться. Пикассо был очень хорошим рисовальщиком – в 15-20 лет он рисовал что-то наподобие Веласкеса или Эль Греко. По “Гернике” обыватель этого не скажет, но профессионал моментально отличит “Гернику” Пикассо от моей, грубо говоря...

Шнитке для заработка сочинял вполне мелодичные вещи – популярные – для кинофильмов – и заумь наподобие настройки рояля в течение пятнадцати минут в симфониях. Но эта заумь профессионалам может быть интереснее... Даже такой валенок, как я, ощущаю, что что-то в симфонии Шнитке есть... Изощренная техника не исключает красоты, но делает ее на другом уровне... Полагаю, даже перспектива, когда до нее додумались, воспринималась поначалу как ненужное умствование. Возможно, помощь компьютера в подборе рифмы или размера – это не столь безумная идея, как это кажется сейчас. Кино сейчас делается практически на компьютере, например... Вытесянет красоту не искусственный интеллект, а культивируемый в населении недостаток естественного...

Ritase   07.12.2018 19:26   Заявить о нарушении
Согласен с Вами вообще, и по Пикассо и Шнитке, в частности. Я писал в таком же духе (не хочу ссылаться, вряд ли это будет Вам интересно), я даже добросовестно пытался читать "Философию современной музыки" Теодора Адорно и слушать "Лулу" Альбана Берга и др. Чтобы совсем не закомплексовать убедил себя, что народ все-таки "дурят". Наверное, они могут "нормально" рисовать и сочинять музыку, наверное, надо искать что-то новое, наверное, массовая культура - это не искусство и т.д. и т.п. Я все понимаю, но слушаю Рахманинова (в принципе). Вам - всего хорошего.

Цай Владимир   08.12.2018 19:44   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ritase
Перейти к списку рецензий, написанных автором Цай Владимир
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.12.2018